double arrow

Век Просвещения во Франции. Педагогические взгляды французских просветителей Клода Адриана Гельвеция (1705-1771) и Дени Дидро (1713-1784)


Социально-политическая ситуация, культура и наука в Западной Европе в эпоху Просвещения, его вклад в развитие педагогической теории и практики. Зарождение идей, свободы, права и демократии

Воспитание и обучение у Древних греков. Спартанское и афинское воспитание. Проблемы воспитания и образования в трудах ученых и философов Древней Греции. Воспитание и обучение у Древних римлян. Педагогические взгляды Квинтилиана.

Шумерские школы в Месопотамии. Школы Древнего Египта. Школы Древней Индии. Буддийские школы. Школы Китая.

Характеристика эпохи: Рост городов. Возникновение письменности. Развитие ремесел и торговли. Развитие наук и искусств. Создание первых школ.

Основные понятия: Дома табличек. Дома знаний. «Кодекс поведения» (маат). Семейные, храмовые, дворцовые, царские школы. Кастовый подход к воспитанию. Гуру. Буддизм. Самосовершенствование души. Школы вед. Буддийские монастыри. Конфуцианство. Разделение людей по способностям «в деле постижения мудрости»: «сыны неба», «благородные мужи», «простолюдины». Даосизм.

Основные имена: Хаммурапи. Кришна. Рама. Будда. Конфуций. Лао-Цзы.




Характеристика эпохи: Экономический и культурный расцвет рабовладельческих городов-государств (полисов). Развитие философии, различных отраслей наук, литературы, архитектуры и искусства. Различные системы государственного воспитания. Зарождение внутри философии педагогики как особой отрасли знаний, занимающейся вопросами воспитания.

О с н о в н ы е п о н я т и я: Классовый характер воспитания Спартанское воспитание. Афинское воспитание. Тайгет. Агела. Педоном. Эйрен. Педагог. Лаконичность. Агон. Криптия. Дидаскалейоны. Мусические школы. Палестры. Гимнасии. Схола. Академия. Ликей. Киносарг. Эфебия. Идея общественного воспитания как функции государства. Идеализм Платона Идея гармонического воспитания человека. Маевтика. Риторские школы. Тривиальные школы. Грамматические школы. Коллегии юношества. «Семь свободных искусств». Тривиум. Квадриум.

О с н о в н ы е и м е н а и т р у д ы: Ликург – «Сравнительные жизнеописания». Гераклит. Демокрит. Сократ. Ксенофонт. Антисфен. Платон – «Государство». Аристотель – «Политика». Цицерон. Сенека – «Письма на моральные темы». Плутарх. Квинтилиан - «О воспитании оратора».

Тема 2.Школа и педагогика в Средние века и в эпоху Возрождения (У-ХУ1 вв.).

Школа и педагогика в Средние века. Церковная культура и образование. Рыцарское воспитание. Возникновение университетов. Городские школы. Реформация. Педагогика эпохи Возрождения.

Х а р а к т е р и с т и к а э п о х и:Господство феодальных общественных отношений. Христианская церковь – идеологическая основа жизни общества и отношений в нем, основа морали и культуры. Отрицание средневековой церковью культурного наследия античного мира. Латинский язык – язык европейского образования. Открытие и содержание школ церковью. Своеобразие воспитания сыновей светских феодалов. Сословный характер воспитания и образования женщин. Влияние крестовых походов и географических открытий на расширение знаний европейцев об окружающем мире и в различных областях наук. Возникновение внецерковных союзов ученых.Появление первых университетов. Рост городов и появление городских и гильдейских школ. Влияние Реформации (ХУ1 в.) на распространение начального обучения и обучения на родном языке. Развитие экономики, науки и культуры. Обращение передовых мыслителей к культурномунаследию античности. Начало эпохи Возрождения. Научные открытия Коперника, Галилея, Джордано Бруно.Созданиевеликих творений Леонардо да Винчи, Микеланджело, Рафаэля, Петрарки, Боккаччо. Утверждение идей гуманизма.



О с н о в н ы е п о н я т и я :

Монастырские школы. Кафедральные школы.Тривиум, квадриум. Семь свободных искусств. Схоластика. Коллегия. Университет. Магистратские школы, цеховые, гильдейские школы. Рыцарское воспитание, рыцарские добродетели. Реформация. Протестантизм. Возрождение. Гуманизм в обучении и воспитании детей. « Дом радости».



О с н о в н ы е и м е н а и п а м я т н и к и п е д а г о г и ч е с к о й м ы с л и: Северин Боэций. Альбин Алкуин – «Письмо об изучении наук ». Фома Аквинский – «Сумма теологии». Пьер Абеляр. Винцент Бове – «Об обучении детей благородных особ». Томас Мор - «Утопия». Витторино да Фельтре. Франсуа Рабле – «Гаргантюа и Пантагрюэль». Мишель Монтень - «Опыты». Томмазо Кампанелла – «Город Солнца». Эразм Роттердамский – «О том, как подобает быстро и достойно обучать детей добродетели и наукам», «О методе обучения».

Тема 3.Педагогическое учение Я.А.Коменского(1592-1670).

Биография Я.А.Коменского. Философские взгляды Коменского. Цель воспитания. Обоснование им дидактики как науки о воспитании и образовании. Принцип природосообразности воспитания и обучения. Обоснование правил дидактики и классно-урочной системы обучения. Возрастная периодизация, система школ, содержание обучения в них. Нравственное воспитание и дисциплина в школе. Требования к учителю. Значение педагогической теории Коменского, ее влияние на развитие мировой педагогики.

Х а р а к т е р и с т и к а э п о х и: Нидерландская революция ( 1566-1609). Английская революция (1648-1660). Тридцатилетняя война (1618-1648). Гибель огромного количества людей в результате религиозных конфликтов, военных действий и эпидемий. Потеря Чехией государственной и национальной независимости. Изменение общественно-политической, экономической и культурной жизни большинства стран Европы. Новое осмысление природы человека и воспитания. Возрастание роли естественнонаучного и светского образования. Влияние на новые педагогические идеи философских идей Ф.Бекона (1561- 1626) о принципе природосообразного познания и воспитания и Р.Декарта (1596-1650) о возможности познания разумом законов природы.

О с н о в н ы е п о н я т и я : Протестантизм. «Чешские братья». Братская школа.Исправление дел человеческих. Пансофизм. Сенсуализм. Природосообразность - точный порядок во всем, заимствованный от природы. Полнота человечности. Понимание основы устройства всех вещей. Природные дарования. Воля. Способность действия. Дидактика. Классно-урочная система обучения. Правила дидактики. Наглядность - «Золотое правило дидактики». Шесть способностей .Кардинальные добродетели - мудрость, умеренность, мужество, справедливость. Правила нравственного воспитания. Дисциплина. Мастерская гуманности. Хорошо организованная школа. Возрастная периодизация. Материнская школа. Школа родного языка. Латинская школа или гимназия. Академия. Учитель- превосходная должность…под солнцем .

О с н о в н ы е т р у д ы : «Великая дидактика», «Материнская школа», «Открытая дверь языков», «Школа-игра», «Законы хорошо организованной школы», «Об изгнании из школ косности», «Правила поведения», « Лабиринт света и рай сердца», «Мир чувственных вещей в картинках», «Всеобщий совет об исправлении дел человеческих. Пампедия».

Тема 4. Образование и педагогическая мысль в Западной Европе в эпоху

Просвещения. Дж.Локк (1632 – 1704). Ж.-Ж.Руссо (1712 – 1778).

1. Социально политические и философские взгляды Дж.Локка. Педагогические взгляды Дж.Локка. Цель воспитания джентльмена. Воспитание характера и разума будущего джентльмена. Программа физического, нравственного и умственного воспитания. Требования к воспитателю.

О с н о в н ы е п о н я т и я : материалистический сенсуализм, дуализм, деизм, естественные

права человека, договорная теория государства, «чистая доска», новая порода людей, различия между людьми объясняются не столько природными задатками, столько приобретенными привычками, результатом упражнения и практики; джентльмен, прагматизм, основная задача – приобретение опыта, разумная организация жизни ребенка, закаливание, режим, здоровое питание, воспитание характера, индивидуальный подход, упражнения, пример, мягкие приемы обучения, главная задача обучения – воспитание самостоятельного мышления, знание законов страны, ручные ремесла, бухгалтерия.

О с н о в н ы е т у д ы : «Опыт о человеческом разумении», «Два трактата о правлении». «Мысли о воспитании», «Разумность христианства», «О воспитании разума», «Об учении».

Теория естественного свободного воспитания Ж.-Ж.Руссо ее социально-педагогическая значимость. Педагогический трактат «Эмиль, или о воспитании». Ориентация на личность ребенка, возрастная периодизация его развития., содержание воспитания в каждом возрастном периоде. Требования к воспитателю.

О с н о в н ы е и д е и и п о н я т и я : Энциклопедисты. Природные различия людей, общественное воспитание, демократизация воспитания, теория естественного права, право личности на свободу, свободный человек – здоровый, имеющий собственные знания,свободно подчиняющийся нравственным законам человеческого общества. умеющий добывать и ценить знания, уважающий свободу и труд других людей, умеющий трудиться. Сенсуализм, природа ребенка, педагогический централизм, естественное свободное природосообразное воспитание, возрастная периодизация, «сон разума», метод

«естественных последствий», период «бурь и страстей», возбуждение интереса, погружение в атмосферу труда, добрые чувства, добрые суждение и воля, идея Бога, воспитание женщины.

О с н о в н ы е т р у д ы : К.А.Гельвеций – «О человеке, его умственных способностях и его воспитании». Дени Дидро – «Систематическое опровержение книги Гельвеция «Чело-

век», «План университета или школы публичного преподавания всех наук для Российского правительства». Ж.-Ж.Руссо – «Юлия или Новая Элоиза», «Эмиль,или О воспитании», «Исповедь», «Способствовал ли прогресс наук и искусств улучшению или ухудшению нравов», «Об общественном договоре, или Принципы политического права», «Рассуждение о происхождении и основаниях неравенства между людьми».

Тема 5.Воспитание, обучение и педагогическая мысль в Киевской Руси ив Русском государстве до Х1Х в.

Воспитательные традиции Древней Руси.Византийское влияние. Принятие христианства.

Развитие образования в Московском государстве (ХУ1 в.). Братские школы на Укра-

ине и в Белоруссии. Школы второй половины ХУ11 в. Учебные книги. Педагогическая мысль. Просветительные реформы Петра 1. Открытие светских учебных заведений. Основание Академии наук.

Педагогическая деятельность М.В.Ломоносова. Создание Московского университета.

Просвещение в России в эпоху Екатерины П. Педагогические взгляды и педагогическая деятельность И.И.Бецкого, Ф.И.Янковича. Педагогическая мысль в России в конце ХУШ- начале Х1Х вв. Педагогические взгляды Н.И.Новикова А.Н.Радищева.

О с н о в н ы е п о н я т и я : Книжное учение. Летописи. Азбуковники. Апокрифы. Берестяные грамоты. Мастера грамоты. Братские школы. Домострой. Славяно-греко-латинская академия. Школа «математических и навигационных наук». Инженерная школа. Артиллерийская школа. Хирургическая школа. Цифирные школы. Горнозаводские школы. Академия наук. Дворянское воспитание. Кадетский корпус. Пажеский корпус. Московский университет. Казанская гимназия. «Генеральное учреждение о воспитании обоего пола юношества.» Смольный институт благородных девиц. Московский Воспитательный дом.

И м е н а : Кирилл и Мефодий . Владимир Святославович. Ярослав Мудрый. Владимир Мономах. Иван Федоров. Ф.М.Ртищев. Симеон Полоцкий. Епифаний Славинецкий. Братья Лих уды. Петр 1. Петр Могила. Феофан Прокопович. Иван Посошков. Леонтий Магницкий. В.Н Татищев. Княгиня Е.Р.Дашкова. М.В.Ломоносов. И.И.Бецкой. Ф.И.Янкович. Н.И.Новиков . А.Н.Радищев.

П а м я т н и к и п е д а г о г и ч е с к о й м ы с л и : «Поучение Владимира Мономаха детям». «Домострой». «Устав Львовской братской школы» (1586 г.). «Гражданство обычаев детских». «Юности честное зерцало». В.Н.Татищев – «Разговор о пользе наук и училищ». М.В.Ломоносов – «Слово о пользе химии в Публичном Собрании Императорской академии наук». Е.Р.Дашкова – «О смысле слова «воспитание». И.И.Бецкой - «Генеральное учреждение о воспитании обоего пола юношества». Екатерина П – «Наставление касательно знаний и того, что потому от детей требуется». Н.И.Новиков –«О воспитании и наставлении детей». А.Н Радищев – «Путешествие из Петербурга в Москву», «Беседа о том, что есть сын Отечества».

Тема 6 . Развитие образования и ведущих педагогически идей в конце ХУШ – до 90-х гг. Х1Х в. в Западной Европе. И.Г.Песталоцци. И.Ф.Гербарт. А.Дистервег.

Развитие школы и педагогики в Х1Х в. ( до 90-х гг.). Начальная и средняя школы.

1. Педагогическая деятельность и педагогическая теория И.Г.Песталоцци. Жизнь и социально-педагогические взгляды И.Г.Песталоцци(1746-1827). Цели и факторы воспитания. Основные положения теории элементного развивающего обучения. Роль труда в формировании «деятельной любви» ребенка к человечеству.

О с н о в н ы е п о н я т и я: Учреждение для бедных. Детский приют. Ивердонский институт. Дух семейной жизни. Пробуждение истинной человечности. Упражнения в самообладании. Связь обучения с трудом. Развивающее школьное обучение и элементное (народное) образование. Стремление природы к своему собственному развитию. Принципы развивающего обучения. Жизненные добродетели. Азбука умений.

О с н о в н ы е т р у д ы : «Лингард и Гертруда», «Письмо другу о пребывании в Станце»,

«Метод.Памятная записка Песталоцци», «Как Гертруда учит своих детей», «Памятная записка парижским друзьям о сущности и цели метода», «Памятная записка о семинарии в кантоне Во», «Лебединая песня».







Сейчас читают про: