Анализ выполнения договорных обязательств и реализации продукции

Реализация продукции является завершающей стадией кругооборота средств предприятия. От ее величины зависят результаты финансово-хозяйственной деятельности, показатели оборачиваемости и рентабельности.

Источники информации для анализа реализации продукции: ф. № 1 «Баланс предприятия», ф. № 2 «Отчет о прибылях и убытках», ведомость № 16 «Движение готовых изделий, их отгрузка и реализация», журнал-ордер № 11, карточки складского учета готовой продукции и др.

Выполнение плана по объему реализации зависит от степени обеспеченности его товарной массой.

В связи с тем что предприятия могут определять выручку от реализации по отгрузке продукции или по оплате отгруженной продукции, возможны два варианта методики анализа объема реализации. При первом варианте объем отгрузки и реализации совпадает, поскольку нет понятия отгруженной продукции. Баланс товарной продукции, отражающий взаимосвязь показателей реализации, отгрузки, выпуска и остатков нереализованной продукции, имеет вид:

;

ОП= РП

где РП – реализованная продукция;

– остатки готовой продукции на складе соответственно на начало и конец периода;

ТП – выпуск продукции;

ОП – отгрузка продукции.

Для второго варианта баланс товарной продукции будет следующий:

где – остатки товаров отгруженных соответственно на начало и конец периода.

На изменение объема реализации продукции влияют факторы, приведенные в факторной модели.

Рисунок 1 – изменение объема реализации продукции.

Факторы изменения объема реализации рассчитываются приемом сравнения. При этом следует помнить, что факторы изменения остатка готовой продукции на конец года и товаров, отгруженных на конец года, оказывают влияние, обратное знаку изменения самих этих показателей (таблица 13).

Таблица 13 – Анализ факторов изменения объема реализации, млн. р.

Показатели По плану По отчету Влияние факторов на объем реализации
1.Остаток готовой продукции на начало года      
2. Выпуск продукции      
3. Остаток готовой продукции на конец года      
4. Отгрузка продукции      
5Остаток товаров отгруженных а) на начало года б) на конец года      
6 Разные поступления (списания)      
Реализация продукции за год      

Анализ реализации продукции тесно связан с анализом выполнения договорных обязательств по поставкам продукции (таблица 14).

Таблица 14 – Выполнение договорных обязательств по поставкам продукции, тыс. р.

Отчетные периоды Производство продукции для заключения договоров по плану Недопоставлено продукции по договорным обязательствам Выполнение договорных обязательств по поставкам продукции, %
за отчетный месяц за период с начала года за отчетный месяц за период с начала года за отчетный месяц за период с начала года
Январь            
Февраль            
Март            

Процент выполнения плана договорных обязательств рассчитывается по формуле:

где – искомый процент выполнения плана договорных обязательств;

– плановый объем продукции для заключения договоров;

– недопоставка продукции по договорам.

Анализ выполнения договорных обязательств ведется работниками отдела сбыта предприятия. Он должен быть организован в разрезе отдельных договоров, видов продукции, сроков поставки. Оценка выполнения договорных обязательств производится нарастающим итогом с начала года. Источниками информации для оперативного анализа хода поставок являются данные оперативного учета об отгрузке по каждому покупателю в ассортиментном разрезе и срокам поставки.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: