Анализ ассортимента и структуры продукции. В плане объема производства устанавливаются задания по выпуску продукции в стоимостном и натуральном выражении в разрезе по номенклатуре и ассортименту

В плане объема производства устанавливаются задания по выпуску продукции в стоимостном и натуральном выражении в разрезе по номенклатуре и ассортименту.

Номенклатура – укрупненный перечень наименований изделий и их сортов по видам продукции, по которой предприятие отчитывается в органах статистики по форме 1-П. Каждому виду продукции устанавливаются коды в соответствии с действующим на территории СНГ классификатором промышленной продукции.

Ассортимент – дальнейшая детализация номенклатуры по видам, размерам, маркам и другим признакам. Различают полный, групповой и внутригрупповой ассортименты.

Своевременное обновление ассортимента продукции с учетом коньюктуры рынка является неотьемлимым условием конкурентоспособности предприятия.

Целью анализа ассортимента продукции является изучение выполнения плана по каждому наименованию изделий для выработки рекомендаций по его изменению на предстоящий период с учетом потребностей рынка и ресурсов предприятия. Если план по ассортименту не выполнен, это приводит к невыполнению договорных обязательств по поставкам продукции, срыву ритмичности отгрузки, наложению на предприятие штрафных санкций и т.д.

Причины невыполнения плана по ассортименту:

- внешние: изменение конъюнктуры рынка, отказ покупателей от продукции, изменение государственной политики в области цен, форс-мажорные обстоятельства.

-внутренние – недостатки в организации производственного процесса, труда, управления (несвоевременная поставка сырья и т.д.)

План по ассортименту считается выполненным, если он выполнен на 100% по каждому изделию. Изделия, изготовленные сверх плана или непредусмотренные планом, в зачет выполнения плана по ассортименту не принимаются.

Процент выполнения плана по ассортименту рассчитывается по формуле:

где - процент выполнения плана по ассортименту;

- объем производства продукции, зачтенный в выполнение плана по ассортименту, руб.;

- объем производства продукции по плану.

Таблица 5 – Анализ выполнения плана по ассортименту продукции.

Ассортимент продукции Объем производства продукции, млн. руб. Отклонение от плана, млн. руб. Принимается в зачет выполнения плана по ассортименту, млн. руб.
по плану фактически больше(+) меньше(-)
А          
Говядина          
Телятина          
Свинина          
Баранина          
Мясо птицы          
конина          
Субпродукты 1 категории          
Итого          

По выявленным отрицательным отклонениям от плана устанавливаются причины.

Также рассчитывается коэффициент обновления ассортимента продукции как отношение объема выпуска новых изделий к общему выпуску продукции.

Структура продукции – соотношение удельных весов отдельных изделий в общем их количестве (выпуске). Рассчитать структуру продукции – значит найти удельный вес каждого наименования изделия в общем количестве всех изделий. Неравномерное выполнение плана по отдельным видам продукции приводит к отклонениям от плановой структуры продукции. Нарушение структуры продукции вызывает изменения в объёме производства, себестоимости и прибыли.

Анализ структуры продукции и расчет влияния структурных сдвигов производится методом прямого счета.

Выполнить план по структуре продукции – значит сохранить в общем фактическом объёме производства запланированный удельный вес каждого изделия.

В процессе анализа выполняются следующие расчёты:

- рассчитывается плановая и фактическая структура продукции;

- рассчитывается фактический выпуск продукции при плановой структуре:

а) процент выполнения плана по выпуску продукции в целом умножается на плановый выпуск каждого изделия;

б) общий фактический выпуск продукции умножается на плановый удельный вес каждого изделия.

- определяется выпуск продукции, принимаемый в зачёт выполнения плана по структуре. Для этого фактический выпуск каждого изделия сравнивается с его фактическим выпуском при плановой структуре и выбирается меньшее число;

- определяется процент выполнения плана по структуре продукции ():

=

где – выпуск продукции, принятый в зачёт выполнения плана по структуре;

– общий фактический выпуск продукции при плановой структуре.

Таблица 6 – Анализ выполнения плана по структуре продукции.

Изделия Выпуск продукции Фактический выпуск продукции при плановой структуре, млн. руб. Выпуск продукции, принятый в зачёт выполнения плана по структуре, млн. руб.
план фактически
млн. руб. уд. вес, % млн. руб. уд. вес, %
А            
Мясо и субпродукты 1 категории            
Колбасные изделия            
Мясные полуфабрикаты            
Жир пищевой            
Сухие корма            
Прочие            
Всего            

Для расчета влияния структурных сдвигов с целью устранения их влияния на экономические показатели используется метод прямого счета по всем изделиям. Прямой счет по изделиям производится по формуле ():

где – фактический выпуск изделия при фактической структуре;

– фактический выпуск изделия при плановой структуре.

Анализ структуры продукции по средним ценам.

Таблица 7 – Анализ структуры продукции.

Изделия Цена за 1 тонну, млн. руб. Объём производства в натуральном выражении Объём производства в ценах плана, млн. руб. Изменение объёма производства за счёт структуры, млн. руб.
план факт план фактический выпуск при плановой структуре факт
А             7=6-5
Мясо и субпродукты 1 категории              
Колбасные изделия              
Мясные полуфабрикаты              
Жир пищевой              
Сухие корма              
Прочие              
Всего              

Фактический выпуск продукции при плановой структуре = коэффициент выполнения плана по выпуску продукции в натуральном выражении в целом × выпуск каждого изделия в стоимостном выражении по плану.

Изменение объёма производства за счёт структуры определяется методом прямого счёта как разность между фактическим выпуском изделия в стоимостном выражении и его фактическим выпуском при плановой структуре.

При использовании средних цен расчет производится по формуле:

где – изменение объема продукции за счет структуры;

– изменение средней цены единицы продукции за счет структуры;

– общий фактический объем производства продукции в натуральном выражении.

=

где – удельный вес i-го вида продукции в общем выпуске соответственно фактически и по плану, %.

Таблица 8 – Анализ структуры продукции с использованием способа средних цен.

Изделия Цена за 1 т, млн. руб. Структура продукции (в натуральном выражении),% Отклонение структуры, процентные пункты Изменение средней цены за счёт структуры продукции
план факт
А       4=3-2 5=1×4/100
Мясо и субпродукты 1 катег.          
Колбасные изделия          
Мясные полуфабрикаты          
Жир пищевой          
Сухие корма          
Прочие          
Всего          

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: