Способ сравнения в анализе хозяйственной деятельности

Тема 3. Способы обработки экономической информации в анализе хозяйственной деятельности

9 октября 2009 г.

20:36

Сравнение как один из научных способов познания наиболее широко используется в АХД. Его сущность – сопоставление однородных объектов с целью выявления сходства либо различий между ними. С помощью сравнения выявляется общее и особенное в экономических явлениях, устанавливаются изменения в уровне исследуемых объектов, изучаются тенденции и закономерности их развития.

В АХД используются следующие виды сравнений.

1. Сравнение фактически достигнутых результатов с данными прошлых периодов. Здесь сопоставляют результаты сегодняшнего дня со вчерашним, текущего месяца, квартала, года с прошедшими. Это дает возможность оценить темпы изменения изучаемых показателей и определить тенденции и закономерности развития экономических процессов.

2. Сравнение прогнозных данных с данными отчетного периода или со средними данными за несколько предыдущих периодов применяется для определения намечаемых темпов роста и прироста прогнозируемых показателей.

3. Сопоставление фактического уровня показателей с плановым (прогнозным). Такое сравнение необходимо для оценки степени выполнения плана, для определения неиспользованных резервов предприятия.

4. В практике аналитической работы очень широко используется сравнение с утвержденными нормами расхода ресурсов (материалов, сырья, топлива, энергии, воды и т.д.). Такое сравнение необходимо для выявления экономии или перерасхода ресурсов на производство продукции, для оценки эффективности их использования в процессе производства и определения утерянных возможностей увеличения выпуска продукции и снижения себестоимости.

5. Сравнение с лучшими результатами работы, новыми достижениями науки и техники позволяет выявить передовой опыт и новые возможности предприятия. Внутри предприятия проводится сравнение среднего уровня показателей, достигнутых коллективом в целом, с показателями передовых участков, бригад, рабочих.

Большое значение имеет межхозяйственный сравнительный анализ, в процессе которого показатели анализируемого предприятия сопоставляются с показателями ведущих предприятий, имеющих лучшие результаты при одинаковых исходных условиях хозяйствования. Такой анализ направлен на поиск новых возможностей производства, изучение передового опыта и является важным средством определения резервов повышения эффективности работы предприятия. Особенно большое значение имеют сопоставления результатов деятельности анализируемого предприятия с данными предприятий-конкурентов.

6. Очень часто в анализе показатели исследуемого предприятия сравниваются со среднеотраслевыми данными или средними по министерству, объединению, концерну и др. Такое сравнение требуется для определения рейтинга анализируемого предприятия среди других субъектов хозяйствования данной отрасли и оценки уровня его развития, изучения общих и специфических факторов, определяющих результаты его хозяйственной деятельности, оценки степени предпринимательских и финансовых рисков.

7. Сравнение параллельных и динамических рядов применяется в АХД для определения и обоснования формы и направления связи между разными показателями. С этой целью числа, характеризующие один из показателей, необходимо расположить в возрастающем или убывающем порядке и посмотреть, возрастают или убывают в связи с этим другие исследуемые показатели и в какой степени.

8. Сравнение разных вариантов решения экономических задач позволяет выбрать наиболее оптимальный из них и тем самым полнее использовать возможности предприятия. Особенно широко оно используется в предварительном анализе при обосновании планов и управленческих решений.

9. Сопоставление результатов деятельности до и после изменения какого-либо фактора или производственной ситуации широко используется при расчете влияния факторов и определении величины резервов.

2. Способы приведения показателей в сопоставимый вид

Важное условие, которое нужно соблюдать при анализе, – необходимость обеспечения сопоставимости показателей, поскольку сравнивать можно только качественно однородные величины.

Несопоставимость показателей может быть вызвана разным уровнем цен, разным объемом производства, структурными изменениями, неоднородностью качества продукции, различиями в методике расчета показателей, неодинаковыми календарными периодами и другими факторами.

Сравнение несопоставимых показателей приведет к неправильным выводам на основе результатов анализа. Поэтому прежде чем проводить сравнение, надо привести показатели в сопоставимый вид, т.е. привести сравниваемые показатели к единой базе в соответствии с перечисленными факторами.

Если несопоставимость показателей вызвана разным уровнем стоимостной оценки, то для нейтрализации данного фактора показатели выражают в одних и тех же ценах. К примеру, для обеспечения сопоставимости валовой продукции ее физический объем в отчетном и базисном периодах выражают в ценах базисного периода:

где q1 и q0 – физический объем производства i-гo вида продукции соответственно в отчетном и базисном периодах; р0 – цена i-гo вида продукции в базисном периоде.

Многие показатели могут быть несопоставимы из-за изменения масштабов деятельности предприятия. К примеру, если сравнить сумму затрат отчетного года (∑q1b1+a1) с затратами базисного года (∑q0b0+a0), то разность этих показателей будет обусловлена не только изменением уровня себестоимости продукции, но и изменениями в объеме производства продукции. Чтобы привести затраты в сопоставимый вид, необходима нейтрализация влияния объемного фактора, для чего сумму затрат базисного периода надо пересчитать на фактический объем производства продукции отчетного периода (∑q1b0+a0) и после этого сравнить с суммой затрат отчетного периода:

где b – переменные затраты на единицу продукции i-гo вида; а – постоянные затраты на весь выпуск продукции в исследуемом периоде.

Для нейтрализации воздействия качественного фактора чаще всего объем полученной продукции приводят к стандартному качеству, соответственно уменьшая или увеличивая ее количество.

Чтобы привести сравниваемые показатели к одинаковой структуре, необходимо фактический объем производства продукции пересчитать на структуру базисного периода:

где VВПобщ – общий объем производства продукции;

Удi — удельный вес i-гo вида продукции в общем выпуске продукции;

Цi — цена i-гo вида продукции.

Сопоставимость показателей в ряде случаев может быть достигнута, если вместо абсолютных величин применить средние или относительные величины. Нельзя, например, сравнивать такие абсолютные показатели, как объем производства продукции, сумма прибыли и т.д., без учета производственной базы предприятия. Но если вместо абсолютных показателей взять относительные, например производство продукции на одного работника, сумма прибыли на рубль активов, то такие сопоставления вполне корректны. В некоторых случаях для обеспечения сопоставимости показателей применяют поправочные коэффициенты.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: