Тема 5. Основы управленческого анализа

Анализ оборачиваемости денежных средств

Коэффициент оборачиваемости денежных средств рассчитывается по формуле:

Ко(ДС) = В / ДС

Значение показателя показывает сколько раз за период, денежные средства, находящиеся на счетах и в кассе организации совершили оборотов. Продолжительность оборота денежных средств рассчитывается по формуле:

То(ДС) = 360 / Ко(ДС)

С помощью этих показателей оценивают деловую активность компании в использовании денежных средств. Снижение оборачиваемости и рост среднего срока оборота денежных средств свидетельствует о нерациональной организации работы предприятия, допускающего замедления использования высоколиквидных активов, основное назначение которых – обслуживание производственно – хозяйственного оборота предприятия.

Вопросы для самоконтроля:

1. Назовите задачи анализа кредитоспособности предприятия

2. Группировка статей пассива по степени их срочности оплаты

3. Резервы повышения платежеспособности предприятия.

4. Платежный календарь предприятия – это…

5. Что понимается под искусством управления дебиторской задолженностью?

Рекомендуемая литература:

1. Басовский Л.Е. Лунева А.М., Басовский А.Л. Экономический анализ. М.:ИНФРА-М, 2007-222С.

2. Гиляровская Л. Т. Анализ и оценка финансовой устойчивости коммерческих организаций: учебное пособие/ Л. Т. Гиляровская, А. В. Ендовицкая. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006.

3. Броненкова С. А. Управленческий анализ: учебное пособие/ С. А. Броненкова. - М.: Финансы и статистика, 2002. - 384 с.


Цель лекции – рассмотрение основ управленческого анализа, взаимосвязи финансового и управленческого анализа.

Ключевые слова – управленческий анализ, источники информации анализа, методы анализа

Основные вопросы:

1 Цели и задачи управленческого анализа (УА).

2 Роль и значение управленческого анализа. Взаимосвязь финансового и управленческого анализа.

3 Источники информации управленческого анализа.

В зависимости от используемой информационной базы и субъектов анализа различают два вида анализа: финансовый и управленческий.

Финансовый анализ предполагает обработку данных о деятельности организации, отраженных в финансовой отчетности. УА использует как данные сводной финансовой отчетности, так и оперативную (внутреннюю) информацию компании. Он проводится в большинстве случаев для внутренних целей компании, т.к. основывается на использовании в том числе коммерческой (закрытой) информации. УА необходим для выявления параметров, факторов, причин, оказавших влияние на итоговые финансовые показатели деятельности, и служит для выработки решений, позволяющих организации достичь оптимальных в определенной ситуации результатов ее деятельности.

В то же время, финансовый и управленческий анализ не являются «параллельными». Финансовый анализ является как бы «верхушкой» УА, т.е. УА лишь детализирует и конкретизирует общие выводы, полученные по результатам финансового анализа.

Характерным отличием финансового и управленческого анализа является его направленность. Финансовый анализ имеет четко ретроспективную направленность. Он позволяет оценить результаты деятельности организации, эффективность управления ею в прошедшем периоде. УА направлен в будущее, он является перспективным, поскольку служит прогнозированию, планированию деятельности, принятию оптимальных решений и, тем самым, достижению наилучших результатов.

Особенности УА:

1. максимальная закрытость результатов анализа, ориентация анализа на любые источники информации (в финансовом анализе – максимальная открытость, ориентация только на публичную финансовую отчетность);

2. отсутствие какой бы то ни было регламентации анализа;

3. направленность анализа на интересы руководства (в финансовом анализе – большое количество пользователей).

Таким образом, управленческий анализ – это раздел экономического анализа и составная часть управленческого учета, основной целью которого является изучение прошлой, текущей, а главное – будущей деятельности сегментов бизнеса, основанное на прогнозировании их доходов, расходов и финансовых результатов при выборе сегментами той или иной хозяйственной тактики. Кроме того, управленческий анализ – один из важнейших этапов в процессе принятия управленческого решения.

Цель управленческого анализа – внутренняя оценка эффективности деятельности различных сегментов организации, обоснованности планируемых показателей, контроль за выполнением планов и смет и выявление резервов повышения эффективности деятельности хозяйствующего субъекта.

Задачи:

- оценка возможностей увеличения объемов производства и реализации продукции (оценка динамики и степени выполнения плана производства и реализации; ассортиментный анализ; оценка качества продукции; анализ ритмичности производства);

- анализ ресурсного потенциала предприятия (труда, средств труда, предметов труда);

- управление затратами на производство по отклонениям от нормативных и запланированный показателей и выяснение причин этих отклонений;

- анализ взаимосвязи объема продаж, затрат и прибыли;

- оценка места предприятия на рынке данного товара (маркетинговый анализ);

- определение политики ценообразования;

- и другие.

Очевидно, что в различных отраслях экономики управленческий анализ деятельности предприятий имеет свою специфику. Рассмотрим методику управленческого анализа промышленных, торговых и строительных организаций.

Более обобщенно сравнительная характеристика финансового и управленческого анализа представлена в табл. 1.

Управленческий анализ включает в свою систему не только производственный, но и финансовый анализ, без которого руководство предприятия не может осуществлять свою фи­нансовую стратегию. Причем возможности руководства в во­просах финансового анализа опять-таки шире, нежели у внеш­них пользователей информации.

Область сравнения Финансовый анализ Управленческий анализ
1.Пользователи информации Внутренние, сторонние, заинтересованные Руководители предприятия и его подразделений
2. Объекты анализа Предприятие как единое целое Предприятие как целое и его различные подразделения
3. Источники информации Формы бухгалтерской отчетности Комплекс экономической информации
4. Единицы измерения для расчета показателей Денежная форма Натуральные и денежные единицы
5.Периодичность анализа В соответствии с датами составления отчетности (год, квартал) По мере необходимости и для внутренних регламентации
6. Доступность результатов информации Доступна для всех Строго конфиденциальна (только для менеджеров предприятия)

В технико-экономических обоснованиях любого коммерческого дела (бизнес-планах) используются методы как производственного, так и фина­нсового анализа. Так называемый маркетинговый анализ также предусматривает использование методов как производст­венного, так и финансового анализа в системе маркетинга, т.е. в управлении производством и реализацией продукции, ориен­тированном на рынок.

Глав­ная особенность внутреннего управленческого анализа заключается в его детализации по отдельным подразделениям, в оценке их вклада в достижения всего предприятия.

Внутренний управленческий анализ охватывает все ступени упра­вленческой иерархии основного звена корпорации — от подразделений первого порядка до рабочего места. Внутренний управленческий анализ деятельности отдельных под­разделений производственного объединения в промышленно­сти и других отраслях охватывает производственные цеха, исследовательские отделы и лаборатории, управле­нческие отделы, обслуживающие организации и другие подраз­деления первого фирмы.

При управленческом анализе деятельности производ­ственных объединений (акционерные общества, товарищества и другие ассоциации) необходимо учитывать особенности их структуры, которая предопределяет потоки экономической ин­формации.

Например, при формировании финансово-промышленных групп в промышленности средние и мелкие предприятия пре­образуются в узкоспециализированные производственные еди­ницы, изготовляющие ограниченную номенклатуру деталей и узлов или выполняющие однотипные технологические про­цессы для других производственных единиц объединений. Од­новременно проводится концентрация складского хозяйства, организуется централизованное хранение сырья, материалов, готовой продукции, сокращаются на этой основе складские запасы, осуществляется комплексное обеспечение материаль­ными ресурсами производственных единиц.

Большое внимание при анализе хозяйственной деятельно­сти производственных объединений должно быть уделено по­вышению централизации вспомогательных производств. Прак­тика показывает, что успехи, достигнутые в области роста производительности труда на основных работах, в определен­ной мере снижаются большими затратами труда на вспомога­тельных работах.

Анализ хозяйственной деятельности производственных объединений осуществляется в целом по объединению и в разрезе самостоятельных предприятий, входящих в его сос­тав, а также производственных подразделений, выделенных на са­мостоятельный баланс и находящихся на балансе головной фирмы.

В повышении эффективности производства предприятий и объединений важное значение имеет совершенствование управления их первичными производственными звеньями, т.е. цехами, участками, бригадами. Из этого вытекает объективная необходимость проведения систематического, глубокого и все­стороннего анализа хозяйственной деятельности производст­венных подразделений. Развитие нашей экономики постоянно создает предпосылки для широкого использования экономи­ческого анализа в управлении внутрипроизводственными под­разделениями предприятий. Значительно усили­ваются и усложняются кооперированные связи между подраз­делениями предприятий, вследствие этого увеличивается зави­симость результатов деятельности одних подразделений от результатов работы других, что, в свою очередь, также опре­деляет необходимость и усиливает значение внутреннего управленческого анализа деятельности самостоятельных предприятий.

Внутренний управленческий анализ заключается в объективной и всесторонней оценке выполнения плановых заданий подразделениями; определении и измерении факторов и причин, обусловивших результаты производства; выявлении собственных резервов, разработке мероприятий по их ис­пользованию; исследовании экономических особенностей функ­ционирования и развития того или иного подразделения.
Управленческий ана­лиз играет важную роль в установлении обоснованных нор­мативных заданий для производственных подразделений фирмы, способствует широкому привлечению специалистов технических служб и ру­ководителей низших звеньев к изучению к управлению производством.

По своему содержанию внутренний управленческий анализ существенно отличается от других видов анализа деятельности фирмы. Эти особенности определяются специ­фическим содержанием экономических показателей, устанав­ливаемых подразделениям, в отличие от по­казателей деятельности предприятия в целом. Нередко каж­дый из цехов основного производства крупной фирмы не выпускает полно­стью законченную производством продукцию. Поэтому, основным показателем эффективности работы цехов служат не прибыль и рентабельность, а затраты на производство продукции или выполнение работ, и только анализ этого показателя в цехах позволяет сделать правильные выводы. В управленческом анализе имеется больше возможностей для использования натуральных показателей для оценки объема производства, производительности труда, качества выпуска­емой продукции.

Одна из наиболее характерных особенностей содержания внутреннего управленческого анализа заключается в том, что по сравнению с экономическим анализом деятельности предприятия в целом, с его помощью полнее выявляются связи между экономикой, с одной стороны, техникой и тех­нологией производства — с другой. В связи с этим он по своей сущности в большей степени является технико-экономическим анализом.

Управленческий анализ имеет и свои спе­цифические субъекты анализа. Если деятельность предприятия главным образом проверяют собственники и контролирующие органи­зации, то экономику производственных под­разделений изучают в основном специалисты предприятия и соответствующие службы цехов.

Существенно отличается и информационная база управленческого анализа от информационного обес­печения анализа деятельности предприятия в целом. Управленческий анализ имеет более широкую ин­формационную базу. Для его проведения используются не только данные отчетности, но и данные сводных и даже пер­вичных документов, поскольку именно в разрезе производст­венных подразделений обычно группируются и обобщаются различные первичные документы по учету наличия, движения и использования основных фондов, материальных, трудовых ресурсов, выпуску продукции и т.д. К числу сводных источ­ников управленческого анализа относятся различного рода отчеты цехов о расходе сырья, материалов, топлива, энергии, выдаче заработной платы, поступлении и использовании машин и оборудования, выпуске готовых изделий и др.

Методика управленческого анализа про­изводственных предприятий в промышленности представлена на рис. 1.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: