Тема 8. Государственно-идеологический кризис на Руси в первой половине XI В. И пути его преодоления. 1 страница

СОДЕРЖАНИЕ

ИСТОРИЯ РОССИИ С ДРЕВНЕЙШИХ ВРЕМЕН ДО КОНЦА XVIII в.

СЕМЕНОВА Н.Л.

Основное содержание лекционного курса

ТЕМА 1.

ОБЩЕЕ И ОСОБЕННОЕ В ИСТОРИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ РОССИИ, ЕЕ МЕСТО ВО ВСЕМИРНО-ИСТОРИЧЕСКОМ ПРОЦЕССЕ (4 часа)............................ 7

ТЕМА 2.
ЭТНИЧЕСКИЕ И СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ НА ТЕРРИТОРИИ ЕВРАЗИИ В ДРЕВНЕЙШИЙ ПЕРИОД (4 часа)................................................................. 13

ТЕМА 3.
ПРОБЛЕМА ПРОИСХОЖДЕНИЯ СЛАВЯН. СЛАВЯНЕ В I ТЫСЯЧЕЛЕТИИ Н.Э. (4 часа)………………………………………..17

ТЕМА 4.
СКЛАДЫВАНИЕ И ОФОРМЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ НА РУСИ. НОРМАННСКАЯ ТЕОРИЯ: СУЩНОСТЬ, ПРЕДСТАВИТЕЛИ, СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ. АНТИНОРМАНИЗМ(4 часа.)………………………………………….33

ТЕМА 5.

СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ И ПОЛИТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ДРЕВНЕЙ РУСИ В IX-X вв. КРЕЩЕНИЕ РУСИ (4 часа)………………………………………………………………………..48

ТЕМА 6.

«РУССКАЯ ПРАВДА» – ИСТОЧНИК ПО СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ИСТОРИИ ДРЕВНЕЙ РУСИ. ПРОБЛЕМА ГЕНЕЗИСА ФЕОДАЛИЗМА НА РУСИ (2 часа) 65

ТЕМА 7.

ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА ДРЕВНЕЙ РУСИ В IX-XI вв. (4 часа)………………………………………………………………………..77

ТЕМА 8.

ГОСУДАРСТВЕННО_ИДЕОЛОГИЧЕСКИЙ КРИЗИС НА РУСИ В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XI в. И ПУТИ ЕГО ПРЕОДОЛЕНИЯ. ЯРОСЛАВ МУДРЫЙ (2 часа)……………………………………………………………………... 82

ТЕМА 9.

МЕЖДОУСОБНАЯ БОРЬБА ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XI в. ВНУТРЕННЯЯ И ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА ВЛАДИМИРА МОНОМАХА (4 часа)…………………………………………….86.

ТЕМА 10.
ПРИЧИНЫ РАЗДРОБЛЕННОСТИ НА РУСИ. ИСТОРИОГРАФИЯ ПРОБЛЕМЫ (4 часа)………………………………………………..89

ТЕМА 11.

ОСНОВНЫЕ СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ ТИПЫ РУССКИХ ЗЕМЕЛЬ-КНЯЖЕСТВ. ПОСЛЕДСТВИЯ РАЗДРОБЛЕННОСТИ (4 часа)………………………………………………………………………96

ТЕМА 12.

КУЛЬТУРА РУСИ ДОМОНГОЛЬСКОГО ПЕРИОДА (2 часа) …105

ТЕМА 13

НАШЕСТВИЕ ХАНА БАТЫЯ НА РУСЬ. РУСЬ И ЗОЛОТАЯ ОРДА: ОЦЕНКА ХАРАКТЕРА ВЗАИМООТНОШЕНИЙ (4 часа)………………………………………………………………………120

ТЕМА 14.
БОРЬБА ДРЕВНЕРУССКИХ ЗЕМЕЛЬ С АГРЕССИЕЙ НЕМЕЦКИХ И ШВЕДСКИХ ФЕОДАЛОВ В XIII в. (4 часа)…………………….134

ТЕМА 15.
НАЧАЛО ПОЛИТИЧЕСКОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ РУССКИХ ЗЕМЕЛЬ В XIII-XIV вв. ВОЗВЫШЕНИЕ МОСКВЫ. (4 часа)………………..139

ТЕМА 16.
ЗАПАДНО-РУССКИЕ ЗЕМЛИ В XIII-XV вв. ВЕЛИКОЕ КНЯЖЕСТВО ЛИТОВСКО-РУССКОЕ. (4 часа)……………………155

ТЕМА 17.
ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ В XIII-XV вв. СЕРГИЙ РАДОНЕЖСКИЙ.(4 часа)…………………………………………….162

ТЕМА 18.
ЗАВЕРШЕНИЕ ПОЛИТИЧЕСКОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ РУССКИХ ЗЕМЕЛЬ ВОКРУГ МОСКВЫ В XV-НАЧАЛЕ XVI В. ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕНТРАЛИЗОВАННОЙ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ. (6 часов)………………………………170

ТЕМА 19.

СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ И ПОЛИТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ РУССКИХ ЗЕМЕЛЬ В XV-НАЧАЛЕ XVI вв.ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕНТРАЛИЗОВАННОЙ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ. (4 часа)………………………………..177

ТЕМА 20.

ГОСУДАРСТВО ИВАНА ГРОЗНОГО. РЕФОРМЫ «ИЗБРАННОЙ РАДЫ» В СЕРЕДИНЕ XVI в. ОПРИЧНИНА, ЕЕ ОЦЕНКА В ИСТОРИОГРАФИИ. (6 часов)………………………………………………………………… 185

ТЕМА 21.

ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА РОССИИ В СЕРЕДИНЕ И ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XVI в. ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЙ РОСТ МОСКОВСКОГО КНЯЖЕСТВА. НАЧАЛО ОСВОЕНИЯ СИБИРИ. (4 часа)…………………………………….. 203

ТЕМА 22.

КУЛЬТУРА МОСКОВСКОГО КНЯЖЕСТВА XIV-XVIвв. (2 часа)…………………………………………………………………….221

ТЕМА 23.

ПОЛИТИЧЕСКИЙ КРИЗИС В РОССИИ В КОНЦЕ XVI- НАЧАЛЕ XVII вв. ВНУТРЕННЕЕ И МЕЖДУНАРОДНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ РОССИИ. (4 часа)….........................................................................232

ТЕМА 24.

«СМУТНОЕ» ВРЕМЯ РОССИЙСКОГО ГОСУДАРСТВА. ИНОСТРАННАЯ ИНТЕРВЕНЦИЯ. ЗЕМСКИЙ СОБОР 1613 г.. ПРИХОД К ВЛАСТИ НОВОЙ ДИНАСТИИ (6 часов)………………………………………………………………….238

ТЕМА 25.

СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ РОССИИ В 20-70-е годы XVIIв. (4 часа)…………………………………………………………………257.

ТЕМА 26.

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТРОЙ РОССИИ В XVII в. (4 часа)………………………………………………………………….273

ТЕМА 27.

ВНУТРЕННЯЯ ПОЛИТИКА РОССИИ В 20-70-е годы XVII в. НАРОДНЫЕ ДВИЖЕНИЯ СЕРЕДИНЫ И ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XVII в. (4 часа)……………………………………………………..285

ТЕМА 28.

ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА РОССИИ В СЕРЕДИНЕ И ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XVIIв. ПРИСОЕДИНЕНИЕ ЛЕВОБЕРЕЖНОЙ УКРАИНЫ. (4 часа)……………………………………………………………………302…

ТЕМА 29.

РАЗВИТИЕ РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ В XVII в. (2часа)………………………………………………………………..315

ТЕМА 30.

РОССИЯ В КОНЦЕ XVII в. БОРЬБА ПРИДВОРНЫХ ГРУППИРОВОК ЗА ВЛАСТЬ. НАЧАЛО ПРАВЛЕНИЯ ПЕТРА I. (6 часов)…………………………………………………………………328

ТЕМА 31.

РЕФОРМЫ ПЕРВОЙ ЧЕТВЕРТИ XVIII в. ОЦЕНКА РЕФОРМ ПЕТРА I В ИСТОРИОГРАФИИ. (6 час.)…………………………………………………………………...338

ТЕМА 32.

ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА ПЕТРА I. БОРЬБА ЗА ВЫХОД К БАЛТИЙСКОМУ МОРЮ. (4 часа)……………………………………………………………………..359

ТЕМА 33.

РОССИЯ В 1725-1762 гг. ДВОРЦОВЫЕ ПЕРЕВОРОТЫ: МЕХАНИЗМ, СУЩНОСТЬ, ПОСЛЕДСТВИЯ.(6 часов)………………………………………............................................376

ТЕМА 34.

РАЗВИТИЕ РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XVIIIв. (4 часа)…………………………………………………………………394

ТЕМА 35.

ДВОРЯНСКАЯ ИМПЕРИЯ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XVIII в. НАЧАЛО ПРАВЛЕНИЯ ЕКАТЕРИНЫ II. ПРОСВЕЩЕННЫЙ АБСОЛЮТИЗМ. (4 часа)………………………………………………………………………413

ТЕМА 36.

ВНУТРЕННЯЯ ПОЛИТИКА ЕКАТЕРИНЫ II. ГРАЖДАНСКАЯ ВОЙНА ПОД РУКОВОДСТВОМ Е.И.ПУГАЧЕВА. (6 часов)……………………………………………………………………428

ТЕМА 37.

ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА ЕКАТЕРИНЫ II. (4 часа)……………….445

ТЕМА 38.

ВНУТРЕННЯЯ И ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА ПАВЛА I. (4 часа)…..461

ТЕМА 39.

РАЗВИТИЕ КУЛЬТУРЫ В СЕРЕДИНЕ И ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XVIII в. (4 часа)………………………………………………………..467


ТЕМА 1. ОБЩЕЕ И ОСОБЕННОЕ В ИСТОРИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ РОССИИ, ЕЕ МЕСТО ВО ВСЕМИРНО-ИСТОРИЧЕСКОМ ПРОЦЕССЕ (4 часа)

1. Отечественные историки о своеобразии географического и геополитического положения России.

2. Влияние природно-климатических факторов на историческое развитие Российского государства.

3. Роль религии в истории России.

4. Государство и община в истории России.

УЧЕБНИКИ И УЧЕБНЫЕ ПОСОБИЯ

Горинов М.М., Ляшенко Л.М. История России. - Ч. I. От Древней Руси к императорской России (IX-XVIII). - М., 1994. – С. 6-18.

Дворниченко А.Ю., Кащенко С.Г., Флоринский М.Ф. Отечественная история (до 1917 г.) / Под ред. И.Я.Фроянова. – М., 2002.

История России: Курс лекций по истории России с древнейших времен до наших дней / Под ред. Б.В.Личмана. – Екатеринбург, 1993.

Семенникова Л.И. Россия в мировом сообществе цивилизаций. - Брянск, 1996.

Семенникова Л.И., Головина Н.Л., Сдобнина Т.В., Черкесова Н.Н. Отечественная история: конспект лекций. – М., 2004.

ОБЯЗАТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Галиев Г.Т., Умеркаев Ф.Г., Аббасов В.В. Проблемы цивилизации в России. – Уфа, 2000.

2. Горский А.А. О месте средневековой Руси в истории // Преподавание истории в школе. – 2002. – № 3. – С.???

3. Гумилев Л.Н. От Руси к России. Очерки этнической истории. – М., 1992.

4. Данилевский Н.Я. Россия и Европа. – М., 1991.

5. Карамзин Н.М. Об истории государства Российского. – М., 1991.

6. Ключевский В.О. Курс русской истории: Соч.: В 9 т. – Т. I. – Ч. 1 / Под ред. В.Л.Янина. – М., 1987. – С. 63-89.

7. Милов Л. Влияние природно-географического фактора на историческое развитие России // Вопросы истории. – 1992 – № 4-5.

8. Соловьев С.М. Чтения и рассказы по истории России. – М., 1989.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА

Ахиезер А.С. Самобытность России как научная проблема // Отечественная история. - 1994. – № 4-5.

Бердяев Н.И. Истоки и смысл русского коммунизма. – М., 1990.

Дергачев В.Л. Страна вечной беременности: Российское многомерное коммуникационное пространство // Родина. - 1999. – № 1.

Земцев Б. «Откуда есть пошла… российская цивилизация» // Общественные науки и современность. – 1994. – № 4.

Милов Л.В. Великорусский пахарь и особенности российского исторического процесса. – М., 1998.

Савицкий П.Н. Географический обзор России-Евразии // Мир России – Евразия: Антология / Сост.: Л.И.Новикова, Л.И.Сиземская. – М., 1995. – С. 219-233.

Савицкий П.Н. Геополитические заметки по русской истории // Вопросы истории. - 1993. - № 11-12.

Савицкий П.Н. Степь и оседлость // Мир России – Евразия: Антология / Сост.: Л.И.Новикова, И.Н.Сиземская. – М., 1995. – 58-67.

Сорокин П.А. Основные черты русской нации в XX столетии // О России русской философской культуре. – М., 1990.

1. Тема первой лекции носит общий характер и ставит своей целью выяснить основные факторы, которые повлияли на ход российского исторического процесса и определили его специфику. В связи с этим большим и сложным вопросом для рассмотрения вынесены четыре блока проблем, которые очень четко прослеживаются в историографии: особенности геополитического положения России, влияние природно-климатических факторов, особенности социальной организации российского общества и роль религии в российской истории.

Рассмотрение первого вопроса целесообразно начать с определения самого понятия геополитика. Важно подчеркнуть, что геополитика широко использует географические материалы для определения особенностей политического, экономического и исторического развития отдельных стран и народов.

Интерес к геополитике обнаружился в отечественной исторической науке в последние годы. В середине XX в. в советской историографии к ней было крайне негативное отношение, она оценивалась как буржуазная и враждебная наука. Однако уже многие дореволюционные историки пытались установить связь между географическим положением Российского государства и особенностями его исторического развития.

Так, крупнейший дворянский историк Н.М.Карамзин в своей «Истории государства Российского» неоднократно отмечал, что Россия отличается обширностью территории, поэтому в ней может существовать только монархическая форма правления.

Другой важнейшей особенностью геополитического развития России является ее положение на стыке разных цивилизационных миров: земледельческого и мира кочевников, европейского и азиатского, христианского и мусульманского, католического и православного. Такое положение на стыке предопределило характерные для властей и народа психологию «окруженности», заставило строить систему обороны по всему периметру страны.

Отсутствие естественных границ приводило к тому, что Россия была открыта для всех внешних завоеваний, она могла наносить удары во все стороны, но, и могла со всех сторон их получать. По подсчетам историка В.О.Ключевского за 234 года (с 1228 по 1462 гг., т.е. в самый важный период своего формирования) великорусская народность вынесла 160 внешних войн. В XVI в. Московия воюет 43 года, в XVII – 48 лет, а в XVIII в. – 56 лет. Таким образом, состояние войны для России было правилом, а мира – исключением.

Студентам следует также обратить внимание на то, как оценивали историки роль рек в российской истории и основной из них – пути «из варяг в греки». Значительный материал по этому вопросу студенты могут почерпнуть в работах В.О.Ключевского.

Следует также проанализировать такую особенность российской истории как непрерывный процесс колонизации и расширения территории государства, который происходил разными путями: мирным и военным. В результате этих процессов Россия развивалась как многоэтническая и многоконфессиональная страна, у русского этноса не сформировался комплекс расового или национального превосходства. С.М.Соловьев, анализируя процесс расселения славян на север, писал, что не сохранилось сведений о враждебных отношениях или о столкновениях между ними. Историк считает, что главная причина такого положения состояла в том, что на Восточно-Европейской равнине и в Сибири всегда существовал значительный фонд свободной земли, и российское крестьянство никогда не страдало малоземельем.

2. Вопрос о влиянии природно-климатических факторов на российскую историю исследовал Л.В.Милов.

Отправным пунктом рассуждений ученого стал тезис о том, что цикл сельскохозяйственных работ в Центральной России, составившей ядро государства, был необычайно короткий и составлял всего 125-130 рабочих дней. Кроме того, земли были малоплодородными и требовали постоянных усилий целого коллектива людей (общины). Крестьянину Западной Европы не требовалось большого напряжения сил на сельскохозяйственные работы, так как сезон там был гораздо дольше, а перерыв между циклами сельскохозяйственных работ был коротким (чаще всего декабрь и январь). Это стало принципиальным отличием между крестьянством России и Запада, определившим разные уклады, характеры, особенности государственного и исторического развития. Студентам следует самостоятельно определить, каковы они.

Л.В.Милов связывает с природно-климатическими факторами существование общины, крепостного права, традиции деспотической власти. Он также считает, что, и внешняя политика России определялась особенностями природы и климата, и имел главной целью увеличить площадь пашен и людские ресурсы. Ученый отмечает, что по этой причине в российской политике отсутствовали традиции геноцида, а происходило совместное существование народов в рамках единого государства. Многие черты российского национального характера Л.В.Милов также связывает с особенностями ведения хозяйства.

3. Третий вопрос лекции связан с анализом работ Н.Я.Данилевского, Л.И.Семенниковой, Г.Га­лиева, Ф.Умеркаева, В.Аббасова (см. список обязательной литературы). Причем основное внимание следует сосредоточить не на выяснении причин принятия христианства и анализе деятельности князя Владимира, а на том, какие последствия имело принятие христианства для политического, социального развития Российского государства, для российской цивилизации.

Следует отметить, что после принятия христианства в стране постепенно складывались политические, экономические, культурные установления, подобные византийским (господство светской власти над церковной, преобладание в церковных функциях поучения человека, а не объяснение мира и т.п.). Следует раскрыть понятия: «таксис», «соборность» (в социальном и богословском планах). Важно подчеркнуть, что в социальном плане соборность означала возможность решать социально-значимые проблемы на коллективистских началах.

Необходимо проанализировать религиозно-этические принципы христианства. В этой связи будет полезно познакомиться с концепцией М.Вебера, который установил связь и зависимость между религиозно-этическими принципами и способами осуществления экономической жизни. Он пришел к выводу, что в становлении свободного рынка большую роль сыграли такие культивировавшиеся протестантизмом ценности как трудолюбие, бережливость, рациональность, ориентация индивида на предпринимательскую активность. Причем успех человека в бизнесе свидетельствовал о его «богоизбранности», а протестантизм оправдывал самые жесткие формы конкуренции. Для православной этики характерны соборная экономика, милосердие и благотворительность.

Целесообразно также познакомиться с анализом эллинского культурно-исторического типа и римского, который проводит Н.Я.Данилевский. Он отмечает, что первый был преимущественно художественно-культурным типом, а второй – политическим, развивавшим преимущественно политическую сторону человеческой деятельности. Это принципиальное различие отразилось в восточном и западном вариантах христианства.

4. Наконец, четвертый вопрос занятия тесно связан со всеми предыдущими, а потому носит во многом обобщающий характер. Он предполагает анализ главных особенностей социальной организации российского общества – государства и общины. К анализу этих проблем следует подойти историографически, т.е. через призму концепций историков. Причем основное внимание необходимо уделить представителям государственной школы в историографии. Так, С.М.Соловьев писал, что государство в России представляло собой основу гражданского общества, высшую стадию общественного развития, воплощает всенародные интересы.

Многие дореволюционные и современные историки пытались ответить на вопрос: почему в российской истории была столь велика роль государства? Отвечая на этот вопрос, В.О.Ключевский отмечал, что Московское государство зарождалось в XIV в. под гнетом внешнего ига, строилось и расширялось в XV–XVI вв. среди упорной борьбы за свое существование на западе, юге и юго-востоке. Он выделил следующие особенности российского государства: «боевой строй», тягловый внеправовой характер внутреннего управления и общественного состава, при котором сословия отличались друг от друга не правами, а повинностями, наличие верховной власти с неограниченными полномочиями. Студенты должны объяснить: в чем состоит теория В.О.Ключевского «государева тягла и службы».

Представители евразийской школы историографии особенности государственного строя России, в частности, такую значительную роль государства объясняли длительным существованием «татарского ига» и тем, что русский царь являлся наследником монгольского хана.

Среди других причин историки выделяют: традиции политической централизации Руси при экономической децентрализации, отказ от договорной основы отношений между великокняжеской властью и подданными в период формирования единого государства, необходимость осуществлять почти постоянно мобилизации военных и трудовых сил для ведения войн и обороны государства. Таким образом, совершенно справедлив вывод Н.Я.Эйдельмана, что в течение нескольких веков российское государство брало на себя все: и защиту страны, и проведение реформ, и формирование социальной структуры общества. Российское государство было более самостоятельно, чем западное, даже по отношению к своему дворянству, не говоря уже о других сословиях.

Еще одним важным элементом социальной организации России была община, а не частнособственническое образование как на Западе. В отечественной и западной историографии община зачастую рассматривается как явление специфическое только для России. Студентам следует выяснить причины такого утвердившегося положения. Важно проанализировать какие функции выполняла община, в чем была ее сила и почему она становится тормозом в дальнейшем социальном и экономическом развитии России.

В конце лекции следует подвести итоги и ответить на вопрос: можно ли считать Россию особой цивилизацией или, все–таки, она относится к какому то уже существующему типу.

ТЕМА 2. ЭТНИЧЕСКИЕ И СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ НА ТЕРРИТОРИИ ЕВРАЗИИ В ДРЕВНЕЙШИЙ ПЕРИОД (4 часа).

Индоевропейцы и их прародина. Этническая панорама Восточно-европейской равнины в I тыс. до н.э. – I тыс. н.э.

Великое переселение народов.

УЧЕБНИКИ И УЧЕБНЫЕ ПОСОБИЯ

Горинов М.М. Ляшенко Л.М. История России. - Ч. I. От Древней Руси к императорской России (IX-XVIII). – М., – 1994. – С. 6-18.

Дворниченко А.Ю., Кащенко С.Г., Флоринский М.Ф. Отечественная история (до 1917 г.) / Под ред. И.Я.Фроянова. – М., 2002.

История России с древнейших времен до конца XVII в. / А.П.Новосельцев, В.И.Буганов, В.Д.Назаров; отв. ред. А.Н.Сахаров, А.П.Новосельцев. – М., 1996.

История России. Курс лекций по истории России с древнейших времен до наших дней / Под ред. Б.В.Личмана. – Екатеринбург, 1993.

Кузьмин А.Г. История России с древнейших времен до 1618 г. – М., 2003.

Павленко Н.И., Андреев И.Л., Федоров В.А. История России с древнейших времен до 1861 г. – М., 2004.

Семенникова Л.И. Россия в мировом сообществе цивилизаций. – Брянск, 1996.

ОБЯЗАТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА

Бибиков М.В. Византийские источники по истории древней Руси и Кавказа. - СПб.: Алетейя, 2001. – 256 с.

Горский А.А. Политические центры восточных славян и Киевской Руси: проблемы эволюции // История СССР. - 1989. – № 3.

Данилевский И.Н. Древняя Русь глазами современников и потомков (XI-XII вв.). – М., 1988.

Древнейшие государства Восточной Европы: Материалы исследования. – М., 1994.

Древнейшие государства на территории СССР. – М., 1989.

Древняя Русь в свете зарубежных источников: Учеб. пособие для студ. вузов / М.В.Бибиков, Г.В.Глазырина, Т.Н.Джаксон и др.; Под ред. Е.А.Мельниковой. – М., 1999. – 608 с.

Иванов К. Где расположена родина русов? // Родина. – 1995. – № 11.

Кобычев В.П. В поисках прародины славян. – М., 1973.

Кузьмина Е.Е. Первая волна миграции индоиранцев на юг // Вестник древней истории. – 2000. – № 4.

Мелори Дж. П. Индоевропейские прародины // Вестник древней истории. – 1997. – № 1.

Петрухин В.Я. Начало этнокультурной истории Руси IX-XI вв. – Смоленск; Москва, 1995.

Рыбаков Б.А. Язычество Древней Руси. – М.,1987.

Седов В. От истоков Вистулы // Родина. – 2001. – № 1-2.

Седов В.В. Великое переселение народов // Родина – 2001. – № 1-2.

Седов В.В. Славяне в древности. – М., 1994.

1. В XIX в. в результате развития сравнительно-исторического языкознания было установлено, что некоторые языки, принадлежащие разным народам, имеют общее происхождение. Доказательства этого были найдены в морфологии и лексике. По своему языку славяне принадлежат к обширной индоевропейской языковой семье. Поэтому ранняя история славян, видимо, связана с историей индоевропейцев. В связи с этим значительную научную проблему составляет вопрос о прародине индоевропейцев.

Около IV-II тыс. до н.э. происходит распад индоевропейского единства, а в III-II тыс. до н.э. выделилась балтославянская языковая общность. Племена этой общности заняли огромную территорию: южное побережье Балтийского моря, значительную часть Центральной и Восточной Европы. В историографии причинами обособления традиционно считаются изменившиеся климатические условия: понизилась температура, повысилась континентальность, снизились урожаи зерновых, что перестало гарантировать средства для обеспечения жизни. В дальнейшем (около середины I тыс. до н.э.) произошло выделение собственно славянских и балтских племенных групп.

Согласно Геродоту, древнейшее население Причерноморья и юга России – киммерийцы. Скифы, победившие киммерийцев, двигались в Закавказье по берегу Каспийского моря. Основная масса скифов в течении долгого времениобитала от Алтая до Дуная. Основной источник по истории скифов – «Скифский рассказ» Геродота. Скифы-пахари, скифы-земледельцы, скифы царские, их соседи.

Процесс греческой колонизации Черного моря. В VII в. до н.э. берега Черного и Азовского морей были колонизованы греками. Чаще всего, эмиграция происходила в результате перенаселения родного полиса.

В III в. до н.э. в Северное Причерноморье из-за Дона (с востока) хлынули новые кочевники – сарматы. Большая часть скифов подчинилась им.

Во II – нач. III в. н.э. со стороны Прибалтики в южнорусские степи пришло германское племя готов. К концу III в. н.э. господство готов по левую сторону Нижнего Дуная утвердилось. Историк Иордан писал о готском владыке германарихе, который создал в IV в. великую готскую империю. Его государство раскинулось от Дуная до Дона и Кубани, т.е. подчинило всю Восточную Европу. Держава Германариха просуществовала до 70-х гг. IV в., пока не пала под ударами гуннов.

Анализ этнической панорамы Восточно-европейской равнины в I тыс. н.э. требует рассмотрения краткой истории Тюркского каганата, его распада и создания аварами, хазарами и булгарами своей государственности.

2. Великое переселение народов – это часто повторяющиеся миграции, которые вызвали грандиозные этнические процессы, проходившие в середине I тыс. н.э.

В.п.н. датируется IV-VII вв. но его хронологические рамки следует расширить в обе стороны.

Пиком В.п.н. стало нашествие гуннов, которые фактически возглавили мощный союз тюркских, германских и иранских племен, двинувшийся на Европу. Но Европа столкнулась с миграционными потоками еще до того, как племена гуннов пересекли урало-каспийскую границу.

Первой волной переселений стали вытесненные гуннами со своей исторической родины германские племена готов, ираноязычные аланы и часть сарматов. В конце II в. они начали осваивать южные и юго-восточные территории, а в III в. достигли границ Римской империи, начали заселять Крымский полуостров. В конце IV в. готы вторгаются в пределы Римской империи и заселяют ее территорию.

В IV-Vв. н.э. германцы основали еоролевства в бывших римских провинциях: в Южной Галлии и Испании – вестготы, на юго-западе Германии, в Эльзасе – алеманы; в Северной галлии – франки; в Италии – остготы и лангобарды, на Британских островах – англы, саксы, юты.

Великое переселение включает в себя: арабские завоевания (VII в.), еврейскую миграцию с Ближнего Востока, норманнские экспедиции в Западную и Восточную Европу.

Среди причин великого переселения называют: потребность в больших простанствах земли; формирование крупных племенных союзов, возглавляемых военной аристократией, стремившейся к обогащению и упрочению власти; установление стабилизирующей христианской религии.

Особое объяснение предлагает Л.Н.Гумилев. Он считает, что великое переселение, ставшее началом этногенеза, возникло в результате мутации – внезапного изменения генофонда живых существ, наступающего под действием внешних условий в определенном месте и в определенное время. Мутации возникают в результате пассионарного толчка. Пассионарность – это признак, возникающий вследствии мутации и образующий внутри популяции некоторое количество людей, обладающих повышенной тягой к действию. Пассионарии выступают не только как непосредственные исполнители, но и как организаторы.

Таким образом, великое переселение народов коренным образом изменило этническую панораму Восточно-европейской равнины в I тыс. н.э. Великое переселение народов положило начало истории современных народов, в том числе и славянского.

ТЕМА 3. ПРОБЛЕМА ПРОИСХОЖДЕНИЯ СЛАВЯН.
СЛАВЯНЕ В I ТЫСЯЧЕЛЕТИИ Н.Э. (4 часа)

1. Проблема происхождения славян, их прародина.

2. Письменные источники по ранней истории славян:

а) сведения византийских авторов;

б) сочинения арабских авторов.

3. Славянская колонизация Европы. Разделение славян на восточных, западных и южных.

4. Расселение восточных славян, их хозяйственные занятия.

5. Быт, верования восточных славян.

ИСТОЧНИКИ

Варяги и норманны на Руси и в Византии // Хрестоматия по истории России с древнейших времен до 1618 г.: Учеб. пособие для высш. учеб. заведений / А.Г.Кузьмин и др.; под ред. А.Г.Кузьмина, С.В.Перевезенцева. – М., 2004.

Восточные славяне в древности // Хрестоматия по истории России: В 4 т. – Т. 1. С древнейших времен до XVII в. / Сост.: И.В.Бабич, В.Н.За­харов, И.Е.Уколова. – М., 1994.

Из глубины веков. Истоки древнерусской цивилизации // Хрестоматия по истории России с древнейших времен до 1618 г.: Учеб. пособие для высш. учеб. заведений / А.Г.Кузьмин и др.; под ред. А.Г.Кузьмина, С.В.Перевезенцева. – М., 2004.

Иордан. О происхождении и деяниях гетов. – М., 1960.

Константин Багрянородный. Об управлении империей // Материалы по истории СССР для семинарских и практических занятий. – М., 1985. – Вып. 1.

Лев Диакон. История. – М., 1988.

Материалы по истории СССР для семинарских и практических занятий. Вып. 1. Древнейшие народы и государства на территории СССР: Учебное пособие // Сост. Д.Ю.Арапов, А.П.Новосельцев, О.М. Рапов / Под ред. А.Д.Горского. – М., 1985.

На гаснущих волнах великих переселений // Хрестоматия по истории России с древнейших времен до 1618 г. – Указ. соч.

Новосельцев А.П. Восточные источники восточных славян и Руси VI–IX вв. (тексты) // Новосельцев А.П., Пашуто В.Т., Черепнин Л.В., Шушарин В.П., Щапов Я.Н. Древнерусское государство и его международное значение. – М., 1965.

Повесть временных лет. – М.; Л., 1950.- Ч. I, Ч. II.

Путешествие Ибн-Фадлана на Волгу // На стыке континентов и цивилизаций. Из опыта образования и распада империй X-XVI вв. – М., 1966.

Русь в иностранных источниках // Хрестоматия по истории России с древнейших времен до 1618 г. – Указ. соч.

Скифы: Хрестоматия / Сост. Т.М. Кузнецовой. – М.: Высшая школа, 1992. – 304 с.

Славяне и Русь. Проблемы и идеи. Хрестоматия. – М., 1999.

Хрестоматия по истории России с древнейших времен до 1861 г.: Учеб. пособ. для студ. вузов / А.Г.Кузьмин и др.; под ред. С.В.Перевезенцева. – М., 2004.

Хрестоматия по истории России. – М., 1994. – Ч. 1.

Хрестоматия по истории России: В 4 т. - Т. 1. С древнейших времен до XVII в. / Сост. И.В.Бабич, В.Н.Захаров, И.Е.Уколова. – М., 1994.

Хрестоматия по истории России: Учебное пособие / А.С.Орлов, В.А.Георгиев, Н.Г. Георгиева, Т.А.Сивохина. – М., 2004.

УЧЕБНИКИ И УЧЕБНЫЕ ПОСОБИЯ

Горинов М.М. Ляшенко Л.М. История России. - Ч. I. От Древней Руси к императорской России (IX-XVIII). – М., – 1994. – С. 6-18.

Дворниченко А.Ю., Кащенко С.Г., Флоринский М.Ф. Отечественная история (до 1917 г.) / Под ред. И.Я.Фроянова. – М., 2002.

История России с древнейших времен до конца XVII в. / А.П.Новосельцев, В.И.Буганов, В.Д.Назаров; отв. ред. А.Н.Сахаров, А.П.Новосельцев. – М., 1996.

История России. Курс лекций по истории России с древнейших времен до наших дней / Под ред. Б.В.Личмана. – Екатеринбург, 1993.

Кузьмин А.Г. История России с древнейших времен до 1618 г. – М., 2003.

Павленко Н.И., Андреев И.Л., Федоров В.А. История России с древнейших времен до 1861 г. – М., 2004.

Семенникова Л.И. Россия в мировом сообществе цивилизаций. – Брянск, 1996.

ОБЯЗАТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА

Бибиков М.В. Византийские источники по истории древней Руси и Кавказа. - СПб.: Алетейя, 2001. – 256 с.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: