Учебный диалог

Свободный диалог между учителем и учениками на уроке не возника­ет сам по себе. Этому надо учить с первого класса.

Главные задачи урока: развитие свободного общения на уроке учите­ля с учениками, учеников друг с другом, расширение знаний по предмету, развитие мыслительных способностей детей, интереса к предмету, умения доказывать свою точку зрения.

Учебный диалог может занимать целый урок-беседу или быть только частью урока — там, где используется зрительный, литературный, музы­кальный ряд. Возможен диалог после подготовительной работы или как результат поисковой работы с привлечением дополнительных материалов. Диалоги следует устраивать по различным проблемам, расширяя их те­матику и формы. Таким образом, диалог от урока к уроку будет становить­ся все интереснее, так как дети становятся раскованными и с удовольстви­ем включаются в беседу.

Учитель и ученики к урокам собирают разные материалы: репродук­ции, вырезки, открытки, зарисовки. В подготовку к уроку-диалогу могут подключаться и родители.

Методические основы Ситуация на уроке
Видеть проблему в простых вещах При изучении разных тем надо перед учащимися ставить проблемные вопросы, активизирующие мышление. Напри­мер: — Как познать культуру другого народа? — Какие произведения искусства своего народа мы почти не знаем? — Для чего нужно возрождение традиций народа? О чем говорит это произведение искусства?
Необходимость обращения к источникам Найти ответы на многие вопросы, исходя только из своих знаний, трудно. Поэтому необходимо читать, находить дополнительный материал, подбирать репродукции,вырезки по теме. Для этого можно в классе организовать поисковые группы по интересам. Учитель дает рекоменда­ции, оказывает помощь в поиске материалов.
Взаимосвязь искусств Учащимся предлагается подумать над тем,- как данная тема может быть выражена в других видах искусства (художественное слово, музыка...).
Представление предмета как удивительного, неожиданного Для усиления эмоционально-образного решения проблем­ной ситуации в ходе диалога учитель подбирает такой материал, который может вызвать удивление, например, как изображали природу древние египтяне и европейцы (сцены охоты в петроглифах и европейской живописи). Контрастные сопоставления заставляют рассуждать, задумываться. Оказывается, мастера искусств отображали мир не таким, каким его видели, а таким, каким чувствова­ли... И это интересно и удивительно.
Оценка деятельности учащихся на уроке Участие в диалоге — большой мыслительный труд, кото­рый надо поощрять и оценивать. От учителя требуется большой такт, уважение к высказываниям учеников, умение поддержать их интерес в ходе беседы, живое участи в ней.
Самостоятельное познание Интерес к предмету способствует самостоятельному поиску нового материала, изучению его не только по книгам, но и при посещении музея, просмотру теле- и видеозаписей.

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: