Свободный диалог между учителем и учениками на уроке не возникает сам по себе. Этому надо учить с первого класса.
Главные задачи урока: развитие свободного общения на уроке учителя с учениками, учеников друг с другом, расширение знаний по предмету, развитие мыслительных способностей детей, интереса к предмету, умения доказывать свою точку зрения.
Учебный диалог может занимать целый урок-беседу или быть только частью урока — там, где используется зрительный, литературный, музыкальный ряд. Возможен диалог после подготовительной работы или как результат поисковой работы с привлечением дополнительных материалов. Диалоги следует устраивать по различным проблемам, расширяя их тематику и формы. Таким образом, диалог от урока к уроку будет становиться все интереснее, так как дети становятся раскованными и с удовольствием включаются в беседу.
Учитель и ученики к урокам собирают разные материалы: репродукции, вырезки, открытки, зарисовки. В подготовку к уроку-диалогу могут подключаться и родители.
|
|
Методические основы | Ситуация на уроке |
Видеть проблему в простых вещах | При изучении разных тем надо перед учащимися ставить проблемные вопросы, активизирующие мышление. Например: — Как познать культуру другого народа? — Какие произведения искусства своего народа мы почти не знаем? — Для чего нужно возрождение традиций народа? О чем говорит это произведение искусства? |
Необходимость обращения к источникам | Найти ответы на многие вопросы, исходя только из своих знаний, трудно. Поэтому необходимо читать, находить дополнительный материал, подбирать репродукции,вырезки по теме. Для этого можно в классе организовать поисковые группы по интересам. Учитель дает рекомендации, оказывает помощь в поиске материалов. |
Взаимосвязь искусств | Учащимся предлагается подумать над тем,- как данная тема может быть выражена в других видах искусства (художественное слово, музыка...). |
Представление предмета как удивительного, неожиданного | Для усиления эмоционально-образного решения проблемной ситуации в ходе диалога учитель подбирает такой материал, который может вызвать удивление, например, как изображали природу древние египтяне и европейцы (сцены охоты в петроглифах и европейской живописи). Контрастные сопоставления заставляют рассуждать, задумываться. Оказывается, мастера искусств отображали мир не таким, каким его видели, а таким, каким чувствовали... И это интересно и удивительно. |
Оценка деятельности учащихся на уроке | Участие в диалоге — большой мыслительный труд, который надо поощрять и оценивать. От учителя требуется большой такт, уважение к высказываниям учеников, умение поддержать их интерес в ходе беседы, живое участи в ней. |
Самостоятельное познание | Интерес к предмету способствует самостоятельному поиску нового материала, изучению его не только по книгам, но и при посещении музея, просмотру теле- и видеозаписей. |