Задачи и структура организации

Схема № 12. Луковица целей

Схема № 11. Дерево целей

КЛАССИФИКАЦИЯ ЦЕЛЕЙ

Систематизация целей обычно осуществляется на основе следующих критериев:

1. по иерархической значимости целей;

2. по искомой степени реализации целей;

3. по взаимоотношениям между целями;

4. по временным параметрам целей.

Критерий иерархической значимости целей приводит к разграничению главных целей, промежуточных целей и подцелей. Главной целью считается наивысшая цель предприятия в целом, которая достигается через промежуточные фазы. Кроме того, главная цель обычно не поддается операционной формулировки, она не может быть выражена в количестве, денежных единицах или единицах веса. При этом ее выражение имеет решающее значение при распределении полномочий на предприятии и делегировании их на более низкие иерархические уровни. Для этого на основе главной цели формулируются подцели (субцели) задаваемые отдельным подразделением или сотрудником. Выделение подцелей должно осуществляться так тщательно, чтобы не поставить под угрозу главную цель предприятия. В каждой инстанции, где принимаются решения после делегирования полномочий остается некий остаток, который делегированию не поддается, перед подчиненными ставится только подцель, но часто теряется связь с главной целью. Следовательно, каждый уровень менеджеров несет ответственность за контроль выполнения целей на собственном и подчиненных уровнях. Для успеха существенно, чтобы каждая подцель имела операционную формулировку для измерения результатов и вклада в работу ответственного рабочего или служащего, что делает возможным оплату строго в соответствии с достигнутым результатом и помогает работнику самому оценивать результаты труда.

Помимо подцелей могут задаваться промежуточные цели. Подцели тогда будут лишь средством достижения промежуточных целей, а они, в свою очередь, – средством достижения главной цели. Так, цель рекламного отдела может состоять в том, чтобы довести свою рекламу до максимально широкого круга потребителей (подцель), чтобы оборот по определенному продукту достиг определенной величины (промежуточная цель), что позволит достигнуть повышения прибыли (главная цель). Эти отношения между целями и подцелями в менеджменте условно отражают в дереве целей:

Кроме того, рассматривают не только дерево целей, но и луковицу целей.

Здесь исходят из другой установки. Существует центральная цель, но для того чтобы к ней пробиться, надо ликвидировать узкое место, какую-то проблему. Менеджер, пробиваясь через проблему (условно ЛУМ = ликвидация узких мест), постепенно расширяет целевую функцию и так или иначе доводит до зрелости центральную цель. В связи с этим говорят о "вертолетности менеджмента". Хороший менеджер способен спуститься вниз и разглядеть в малых деталях весь комплекс явлений, которые находятся под ним, и подняться на высоту, чтобы определить метод координации явлений своих целей и задач в общем кругу явлений и их взаимосвязей. Хороший менеджер не может отказаться от углубления в самые мелкие детали до учета их взаимосвязей в самом широком аспекте.

При систематизации целей по искомой степени их реализации выделяются ограниченные и неограниченные цели. Когда речь идет о неограниченных целях, стремятся к максимальной степени их достижения, например максимизации прибыли, минимизации издержек, увеличению сбыта. В случае ограниченных целей довольствуются достижением заданной величины, например увеличением доли рынка до 35%. При постановке неограниченных целей возникают информационные проблемы, решение которых связано с существенными издержками, т.к. нельзя с уверенностью установить, какая из нескольких альтернатив решений обеспечивает максимальную степень достижения целей. В этом случае довольствуются достижением определенного уровня стремлений.

Классификация целей по критерию взаимоотношений между ними предполагает следующие варианты целей:

  • взаимодополняющие,
  • конкурирующие,
  • антиномические,
  • индифферентные.

Когда речь идет о взаимодополняющих целях, повышение степени реализации первой цели приводит одновременно к повышению степени реализации второй цели, например, снижение издержек в области производства приводит к повышению прибыли.

Конкурирующие цели имеют место в том случае, когда повышение степени реализации первой цели приводит к уменьшению степени реализации второй цели. Примером конкуренции целей является попытка интенсификации услуг при одновременном снижении издержек.

Об антиномических целях говорят, когда реализация первой цели исключает реализацию второй цели и наоборот. Антиномию целей рассматривают в качестве крайнего случая их конкуренции. Антиномия целей наблюдается, например, тогда, когда пытаются снизить потребление машинным оборудованием энергии при одновременном повышении его производительности. Индифферентность целей означает, что реализация одной из поставленных целей никак не влияет на реализацию другой, например, улучшение качества в столовой и стремление к снижению производственных издержек.

Если в качестве критерия систематизации целей служат временные координаты, можно различать цели:

1. краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные;

2. связанные с временной точкой или с периодом времени;

3. статические и динамические;

4. постоянные и временные.

Различением краткосрочных, среднесрочных и долгосрочных целей выступает время. При этом четко устанавливается, какой отрезок времени следует связывать с понятиями краткосрочности, среднесрочности и долгосрочности.

К целям, связанным с временной точкой, относят, например, проект, согласно которому на определенную дату остаток в кассе должен составлять строго определенную сумму, или определенный промышленный объект должен быть введен в строй в четко определенное время (в противном случае произойдет рассогласование деятельности различных подразделений компании). Когда речь идет о целях, связанных с периодом времени, существенно осуществление действия только в этот период времени и никакой другой, например участие в выставочном мероприятии, переговорах и т.д.

При постановке статических целей не учитывается временная динамика, а при постановке динамических целей она строго определена.

Постоянной предпринимательской целью является стремление к прибыли, в то время как стремление пролонгировать с целью обеспечения ликвидности или удержания конкретного регионального рынка для продукции, находящейся в завершающейся стадии определенного бизнеса, является временной целью.

Как правило, исходя из того, что мы говорили о краеугольных камнях эффективного менеджмента, в любом менеджменте предприятия в условиях рыночной экономики высшей целью оказывается долгосрочное стремление к максимизированию прибыли. Поэтому одной из ошибок, которую допускают студенты и некоторая часть менеджеров, является то, что большинство из них заявляет, что главная цель – это максимум прибыли. На самом деле это не так, потому что максимум прибыли сейчас – это не максимум прибыли через 10–20 лет и т.д. Акцент делается все же на долгосрочное стремление к постоянному максимизированию прибыли.

В производственной практике эта задача не может рассматриваться в качестве изолированной цели и предполагает решение дополнительных целей. Причем дополнительные цели зависят от значительного количества факторов, в т.ч. от фактора "люди", который в этой широкой схеме предполагает и руководителей, и владельцев предприятий. И сразу встает вопрос о персонале, который в солидных современных предприятиях привлекается к управлению предприятием, т.е. имеет в иной степени в зависимости от цивилизованности предприятия способность получить цивилизованный персонал в большей или меньшей мере. Значит, цели у этого персонала будут одни, у менеджеров различного уровня – другие, у акционеров – третьи, у кредиторов – четвертые, а у гарантов – пятые. И это нужно иметь в виду. Именно компромисс между этими целями создаст ту самую искомую целевую функцию предприятия.

<Paaaa


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: