double arrow

Рыночная конкуренция, её сущность, виды и формы

Конкуренция - это соперничество между участниками рыночной экономики за наиболее выгодные условия производства купли и продажи товаров. Конкурентная борьба за экономическое процветание и выживание есть экономический закон рыночного хозяйства.

Сущность конкуренции проявляется в её функциях:

1) обеспечение нацеленности производителя на запросы потребителя;

2) стимулирование роста эффективности производства;

3) дифференциация производителя;

4) давление на производство (распределение ресурсов между отраслями народного хозяйства в соответствии со спросом и нормой прибыли);

5) ликвидация неконкурентоспособных предприятий;

6) стимулирование снижения цен и повышение качества товаров.

Рыночная конкуренция имеет определенные преимущества и недостатки.

Преимущества:

1) способствует эффективному использованию ресурсов при производстве необходимых обществу товаров;

2) вызывает необходимость гибко реагировать и быстро адаптироваться к быстро изменяющимся условиям производства;

3) создает условия для оптимального использования научно-технических достижений в области создания новых видов товаров, внедрение новой техники и технологий, разработка более современных методов организации и управления производством;

4) обеспечивает свободу выбора и действий потребителей и производителей;

5) нацеливает производителей на удовлетворение разнообразных потребностей и на повышение качества товаров и услуг.

Недостатки:

1) не способствует сохранению невоспроизводимых ресурсов (полезные ископаемые);

2) отрицательно сказывается на защите окружающей среды;

3) не обеспечивает развитие производства товаров и услуг коллективного пользования (дамбы, дороги, общественный транспорт и т.д.);

4) не создает условия для развития фундаментальной науки, системы общего образования, многих элементов городского хозяйства;

5) не гарантирует права на труд, доход и отдых;

6) не содержит механизмов, препятствующих возникновению социальной несправедливости и расслоению общества.

Различают следующие виды конкуренции:

1) функциональная (конкуренция определенного вида товаров);

2) видовую (по цене и качеству),

3) межфирменную (среди отдельных предприятий и фирм);

4) внутриотраслевую и межотраслевую.

Ценовая конкуренция характеризуется ценовой дискриминацией на реализованный продукт, которая возможна при соблюдении следующих условий:

- продавец монополист, обладающий незначительной степенью монополистической власти;

- продавец разделяет покупателей по группам согласно их платежеспособности;

- первоначальный покупатель не имеет возможности перереализовать товар или услугу.

Как правило она существует при оказании услуг (услуги адвокатов, владельцев гостиниц, врачей, транспортировка, скоропортящихся продуктов.). Неценовая конкуренция осуществляется посредством совершенствования качества продукции и условий её продажи. Она осуществляется за счет совершенствования технической стороны товара и улучшения приспосаблеваемости товара к нуждам потребителей.

Совершенно конкурентные рынки это рынки для которых выполняются следующие условия:

- наличие множества мелких предприятий (фирм), доля которых на рынке отрасли ничтожна мала - менее 1% продаж;

- продукция является однородной (условия гомогенности товаров);

- продавцы действуют независимо друг от друга;

- покупатели и продавцы хорошо информированы о состоянии всего рынка - ценах на нем (прозрачность рынка);

- фирмы могут свободно входить и выходить из любой отрасли (полная мобильность ресурсов).

Совершенно конкурентный рынок предполагает:

- мгновенную реакцию спроса и предложения на любые изменения рыночной конъюктуры для установления рыночного равновесия;

- существование рынка наличного товара на котором продавцы и покупатели встречаются в одно и тоже время, в одном и том же месте;

- отсутствие каких либо издержек, связанных с заключением сделок между производителями и потребителями (исключение существование биржевых контор, инвестиционных компаний, дилеров и других посредников);

- исключение такое орудие конкуренции, как сбивание цен;

- предполагается отсутствие предпочтений пространственного, личностного и временного характера.

Рынкам совершенной конкуренции присуща самая высокая степень независимости поведения продавцов и покупателей. Никто из продавцов и покупателей не в состоянии повлиять на цену товара, она складывается свободно под влиянием спроса и предложения.

Несовершенно конкурентным является рынок, где нет полной монополии одного из продавцов, но нет и совершенной конкуренции, поскольку один или несколько продавцов или покупателей способны существенно влиять на размеры спроса и предложения, а значит на уровень цены. Она характерна для большинства рынков. Примером рынков совершенной конкуренцией могут служить фондовые рынки и рынки сельскохозяйственной продукции. Все остальные рынки (с несовершенной конкуренцией) можно разделить на три типа: монополия; монополистическая конкуренция, и олигополия.

Ценовой механизм рынка совершенной конкуренции.

Ценовой механизм рынка совершенной конкуренции функционирует на основе законов спроса и предложения.

Спрос - количество товаров, которые будут куплены потребителями за определенную цену в определенный промежуток времени (в стоимостном выражении). Различают индивидуальный и совокупный спрос. На его величину структуру и динамику влияют многочисленные экономические факторы, а также социальные и технологические (уровень дохода, традиции, условия жизни потребителей и т.д.) Основным фактором спроса в первом приближении является цена товара (Р).

D(AD) = PQ где Q-количество товаров и услуг. (D(AD)~PQ)


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: