Конкуренция - это соперничество между участниками рыночной экономики за наиболее выгодные условия производства купли и продажи товаров. Конкурентная борьба за экономическое процветание и выживание есть экономический закон рыночного хозяйства.
Сущность конкуренции проявляется в её функциях:
1) обеспечение нацеленности производителя на запросы потребителя;
2) стимулирование роста эффективности производства;
3) дифференциация производителя;
4) давление на производство (распределение ресурсов между отраслями народного хозяйства в соответствии со спросом и нормой прибыли);
5) ликвидация неконкурентоспособных предприятий;
6) стимулирование снижения цен и повышение качества товаров.
Рыночная конкуренция имеет определенные преимущества и недостатки.
Преимущества:
1) способствует эффективному использованию ресурсов при производстве необходимых обществу товаров;
2) вызывает необходимость гибко реагировать и быстро адаптироваться к быстро изменяющимся условиям производства;
|
|
3) создает условия для оптимального использования научно-технических достижений в области создания новых видов товаров, внедрение новой техники и технологий, разработка более современных методов организации и управления производством;
4) обеспечивает свободу выбора и действий потребителей и производителей;
5) нацеливает производителей на удовлетворение разнообразных потребностей и на повышение качества товаров и услуг.
Недостатки:
1) не способствует сохранению невоспроизводимых ресурсов (полезные ископаемые);
2) отрицательно сказывается на защите окружающей среды;
3) не обеспечивает развитие производства товаров и услуг коллективного пользования (дамбы, дороги, общественный транспорт и т.д.);
4) не создает условия для развития фундаментальной науки, системы общего образования, многих элементов городского хозяйства;
5) не гарантирует права на труд, доход и отдых;
6) не содержит механизмов, препятствующих возникновению социальной несправедливости и расслоению общества.
Различают следующие виды конкуренции:
1) функциональная (конкуренция определенного вида товаров);
2) видовую (по цене и качеству),
3) межфирменную (среди отдельных предприятий и фирм);
4) внутриотраслевую и межотраслевую.
Ценовая конкуренция характеризуется ценовой дискриминацией на реализованный продукт, которая возможна при соблюдении следующих условий:
- продавец монополист, обладающий незначительной степенью монополистической власти;
- продавец разделяет покупателей по группам согласно их платежеспособности;
- первоначальный покупатель не имеет возможности перереализовать товар или услугу.
|
|
Как правило она существует при оказании услуг (услуги адвокатов, владельцев гостиниц, врачей, транспортировка, скоропортящихся продуктов.). Неценовая конкуренция осуществляется посредством совершенствования качества продукции и условий её продажи. Она осуществляется за счет совершенствования технической стороны товара и улучшения приспосаблеваемости товара к нуждам потребителей.
Совершенно конкурентные рынки это рынки для которых выполняются следующие условия:
- наличие множества мелких предприятий (фирм), доля которых на рынке отрасли ничтожна мала - менее 1% продаж;
- продукция является однородной (условия гомогенности товаров);
- продавцы действуют независимо друг от друга;
- покупатели и продавцы хорошо информированы о состоянии всего рынка - ценах на нем (прозрачность рынка);
- фирмы могут свободно входить и выходить из любой отрасли (полная мобильность ресурсов).
Совершенно конкурентный рынок предполагает:
- мгновенную реакцию спроса и предложения на любые изменения рыночной конъюктуры для установления рыночного равновесия;
- существование рынка наличного товара на котором продавцы и покупатели встречаются в одно и тоже время, в одном и том же месте;
- отсутствие каких либо издержек, связанных с заключением сделок между производителями и потребителями (исключение существование биржевых контор, инвестиционных компаний, дилеров и других посредников);
- исключение такое орудие конкуренции, как сбивание цен;
- предполагается отсутствие предпочтений пространственного, личностного и временного характера.
Рынкам совершенной конкуренции присуща самая высокая степень независимости поведения продавцов и покупателей. Никто из продавцов и покупателей не в состоянии повлиять на цену товара, она складывается свободно под влиянием спроса и предложения.
Несовершенно конкурентным является рынок, где нет полной монополии одного из продавцов, но нет и совершенной конкуренции, поскольку один или несколько продавцов или покупателей способны существенно влиять на размеры спроса и предложения, а значит на уровень цены. Она характерна для большинства рынков. Примером рынков совершенной конкуренцией могут служить фондовые рынки и рынки сельскохозяйственной продукции. Все остальные рынки (с несовершенной конкуренцией) можно разделить на три типа: монополия; монополистическая конкуренция, и олигополия.
Ценовой механизм рынка совершенной конкуренции.
Ценовой механизм рынка совершенной конкуренции функционирует на основе законов спроса и предложения.
Спрос - количество товаров, которые будут куплены потребителями за определенную цену в определенный промежуток времени (в стоимостном выражении). Различают индивидуальный и совокупный спрос. На его величину структуру и динамику влияют многочисленные экономические факторы, а также социальные и технологические (уровень дохода, традиции, условия жизни потребителей и т.д.) Основным фактором спроса в первом приближении является цена товара (Р).
D(AD) = PQ где Q-количество товаров и услуг. (D(AD)~PQ)