К базовым принципам операционного менеджмента следует отнести:
- Принцип научности в сочетании с элементами искусства - операционный менеджер в своей деятельности должен использовать данные и выводы многих научных иследований, но в то же время должен постоянно импровизировать, применяя индивидуальные подходы к решению каждой конкретной проблемы;
- Принцип целенаправленности управления - управленческая деятельность всегда должна быть ориентированной на решение ключевых задач, стоящих перед операционной системой организации;
- Принцип функциональной специализации в сочетании с универсальностью - поскольку менеджмент - это всегда руководство людьми, которые действуют совместно для достижения определенной цели или определенных целей, то процессу управления присущ универсальный характер; в то же время к каждому конкретному объекту управления должен быть применен индивидуальный подход, учитывающий его специфику;
- Принцип последовательности управленческого процесса - любой управленческий процесс выстраивается в соответствии с принципом последовательности, то есть - элементы, или стадии, из которых он состоит, должны следовать друг за другом в определенном порядке; в ряде случаев последовательность управленческих действий может иметь циклический характер, когда все они повторяются через определенные промежутки времени. Цикличности подчиняются планирование, составление отчетов, контроль;
|
|
- Принцип оптимального сочетания централизованного регулирования подсистемы, которой управляют, с ее саморегулированием - этот принцип предусматривает непосредственный контроль поведения объекта управления, под давлением внешних и внутренних факторов периодически выходит из-под опеки с сочетанием саморегулирования в определенных пределах;
- Принцип учета личных различий работников и общественной психологии, поскольку личные психологические различия заключаются в основе принятия самостоятельных решений;
- Принцип соответствия прав, обязанностей и ответственности - избыток прав по сравнению с обязанностями приводит к управленческому произвола; недостаток же прав парализует деловую инициативу;
принцип обеспечения общей заинтересованности всех участников управления в достижении целей, стоящих перед операционной системой, достигается путем материального и морального вознаграждения тех, кто этого достоин, а также за счет максимального вовлечения исполнителей в процесс подготовки решений на ранних стадиях работы над ними.
Методы управления - это способы воздействия на работников и производственные коллективы в целом, обеспечивающих координацию их деятельности в процессе достижения поставленных целей.
|
|
Все методы управления операционной деятельностью по составу и характеру воздействия на объекты, которыми управляют, разделяют на четыре группы:
- Организационные;
- Административные;
- Экономические;
- Социально - психологические.
Организационные методы управления предшествуют самой деятельности, формируют для нее необходимые условия, то есть являются пассивными, создавая базу для трех других групп - активных методов. их суть определяется тем, что перед тем, как какая - либо деятельность будет осуществляться, она должна быть правильно организована: спроектирована, направлена, регламентирована, нормирована, снабжена необходимыми инструкциями, фиксирующие правила поведения рабочих в стандартных ситуациях. То есть, надо сначала создать операционную систему организации, распределить работников по рабочим местам, дать им задание, показать, как действовать, а потом уже управлять их текущими действиями.
Административные методы основаны на прямом подчинении коллективов низших звеньев производства выше и проявляются в различных распорядительных функциях: постановлениях, приказах, распоряжениях, инструкциях, положениях. их сущность заключается в открытом принуждении людей к той или иной деятельности. На практике они реализуются в виде конкретных безвариантных задач, допускающих минимальную самостоятельность исполнителя, в результате чего всю ответственность за будущие результаты принимает на себя руководитель, который отдает распоряжения.
Суть экономических методов заключается в использовании объективно действующих экономических законов, товарно -денежных отношений и их экономических категорий для опосредованного влияния на работников операционной системы организации, для достижения материальной заинтересованности в приобретении максимальных результатов с минимальными затратами. В основе этих методов лежит экономическая заинтересованность рабочего в результатах своего труда; инициатива, которая является выгодной не только для рабочего, но и для предприятия, своевременное и качественное выполнение заданий вознаграждается, прежде всего денежными выплатами.
Социально - психологические методы сводятся к:
- Формирование благоприятного морально - психологического климата в коллективе, что обусловливает большую отдачу при выполнении задач за счет повышения настроения людей;
- Выявление и развитие индивидуальных возможностей каждого работника,
что позволяет обеспечить максимальную самореализацию личности в производственном процессе.