Показатели, характеризующие доходность капитала и его частей.
Затратные показатели рентабельности
Уровень затратных показателей рентабельности определяется соотношением прибыли с затратами. К этим показателям относятся:
общая рентабельность затрат;
рентабельность отдельных видов продукции;
рентабельность инвестиционной деятельности и отдельных инвестиционных проектов.
Рентабельность затрат как в целом по организации, так и по отдельным подразделениям и видам продукции исчисляется путем отношения прибыли от реализации (Прп) или чистой прибыли (Пч) к затратам на реализованную продукцию (Срп):
;.
Рентабельность показывает, сколько организация имеет прибыли с каждого рубля, затраченного на производство и реализацию продукции. Он очень широко применяется при оценке эффективности работы организации.
Аналогичным образом определяется рентабельность инвестиционных проектов: полученная или ожидаемая сумма прибыли от проекта относится к сумме инвестиций в данный проект.
|
|
В основе этих показателей лежит ресурсный подход и уровень их определяется отношением прибыли до налогообложения к среднегодовой стоимости всего авансируемого капитала (К), то есть основного (Ко) и оборотного (Коб):
.
Может быть определена рентабельность отдельных слагаемых капитала: собственного (акционерного), заемного, основного, оборотного и т.д.
Рентабельность продаж (Рпродаж) характеризуется соотношением прибыли от реализации (Прп) к объему продаж (выручке от реализации продукции) за определенный период:
.
Этот показатель характеризует прибыльность производственной и сбытовой деятельности. Он показывает величину прибыли на один рубль продаж и рассчитывается в целом по организации и отдельным видам продукции. Данный показатель полнее, чем затратные показатели рентабельности, характеризует результаты деятельности организации. Широкое применение этот показатель получил в рыночной экономике.
Между рентабельностью капитала и рентабельностью продаж существует количественная взаимосвязь. Рентабельность капитала представляет собой произведение числа оборотов капитала (Коб = РП / К) на рентабельность продаж (Рпродаж):
.
Факторы, влияющие на рентабельность, могут быть объединены в группы по признакам образования прибыли и затрат.
Факторы, влияющие на размер прибыли:
- инновационная деятельность предприятия, т.е. внедрение в производство нововведений (нового товара или товара более высокого качества), освоение нового рынка, внедрение новых прогрессивных технологических процессов, освоение новых видов сырья и материалов и др.; отсутствие страха перед риском;
- масштаб производства. Уровень рентабельности во многом зависит от выбора такого объема выпуска продукции, который бы минимизировал издержки производства. При этом следует помнить закон убывающей отдачи – предельные затраты производства вначале снижаются, а затем начинают возрастать.