Монтаж горизонтальных насосных агрегатов

Монтаж горизонтальных насосов, как центробежных, так и порш­невых, начинают с установки плит или рам на фундамент и выверки его в плане, по высоте и горизонтали. Допускаются отклонения плиты (рамы) в плане и по высоте до 10 мм, а по горизонтали - 0,1 мм на 1 м длины плиты.

Сборочные единицы (узлы) насосов устанавливают на общей раме (рис. 7.32, а) или на отдельных рамах (рис. 7.32, б). Фундамент под насос­ный агрегат (рис. 7.32, в) имеет в плане прямоугольную форму с восемью анкерными гнездами, если насос и двигатель поставляются на отдельных рамах, или четырьмя - при поставке их на общей раме. Между рамой агре­гата и верхом фундамента оставляют зазор 30 - 50 мм для монтажной под-бетонки (подливки). Насос и электродвигатель крепят к опорным планкам рамы с помощью шпилек. Анкерные болты для крепления рамы к фунда­менту изготавливают из круглой стали длиной, равной 20 - 25 их диаметра.

Рис. 7.32 – Установка горизонтальных насосов

1 – насос, 2 – электродвигатель, 3 – монтажная подбетонка (подливка), 4 – рама под насос, 5 – фундамент, 6 – рама под электродвигатель, 7 – анкерный болт

Иногда насос крепят к фундаменту анкерными болтами без промежу­точной рамы. Однако в этом случае возможны повреждения болтов при де­монтаже насоса (нарушение их сцепления с бетоном) и возникают неудоб­ства при центровке насоса.

Насосы и насосные агрегаты монтируют монтажными кранами, но чаще для этой цели используют мостовые и подвесные краны, тали, которы­ми оборудуют здания насосных станций. Применяют также переносные треноги с ручной талью, лебедки и другие механизмы.

Монтаж горизонтального насосного агрегата с раздельными опорны­ми плитами под насос и электродвигатель (см. рис. 7.32, б) обычно начина­ют с установки на фундамент насоса вместе с опорной плитой или рамой, выверяют ее и крепят к фундаменту. После этого насос является базой, к ко­торой центрируют электродвигатель (в агрегатах без редуктора). В агрега­тах с редуктором насос и электродвигатель центрируют к выверенному и за­крепленному редуктору, а в агрегатах с гидромуфтой редуктор, насос и эле­ктродвигатель - к выверенной и закрепленной гидромуфте. Насосные агре­гаты на общей раме (см. рис. 7.32, а) устанавливают на фундамент за один прием. Эти насосные агрегаты, а также на раздельных плитах перед подлив­кой бетонной смесью выверяют по высотным отметкам относительно репе­ра или насечки. Проверяют также положение насосного агрегата по осям в плане и в горизонтальной плоскости. При этом используют метод натяну­тых струн и отвесов (рис. 7.33, а). С этой целью натягивают горизонтально продольные 3 и поперечные 6 струны, на которые вешают отвесы 2 и 5 так, чтобы они совпадали с соответствующими насечками на фундаменте 8. На натянутых и закрепленных продольных струнах каждого насоса 4 с обеих сторон вешают отвесы 2 так, чтобы один отвес совпал с центром всасываю­щего патрубка насоса и насечкой 1 на фундаменте, а второй - с осью электродвигателя 9. Если монтируют несколько насосных агрегатов, то натягива­ют и крепят поперечную струну 6. При этом отвесы 5, опущенные с натяну­той струны, должны совпадать с центрами нагнетательных патрубков. При монтаже насосов и электродвигателей, расположенных на отдельных опор­ных рамах или плитах, особое внимание обращают на обеспечение необхо­димого зазора между торцами полумуфт, указанного в паспорте насоса.

Наиболее ответственной операцией при монтаже горизонтальных и вертикальных насосных агрегатов является центровка валов по полумуф­там. При проверке по полумуфтам валы насоса и электродвигателя устанав­ливают так, чтобы торцовые плоскости полумуфт были параллельны и рас­положены концентрично. Необходимо совпадение образующих цилиндри­ческих поверхностей обеих полумуфт и равенство зазоров между их торца­ми в любом положении. Зазоры по окружности полумуфт называют ради­альными, а между торцовыми плоскостями их - осевыми.

Рис. 7.33 – Выверка насосов с помощью струн и центровка муфт с помощью щупа и индикатора

1 – насечка осевая, 2, 5 – отвесы, 3, 6 – продольная и поперечная струны, 4 – насос, 7 – плита, 8 – фундамент, 9 – электродвигатель, 10 – полумуфта, 11 – скоба, 12 – винт, n, m – замеры щупом

Для проверки соосности полумуфт в зависимости от их конструкции применяют различные приспособления. Так, концентричность проверяют щупом по зазору между скобой, установленной на одной половине пальце­вой муфты, и образующей поверхностью другой половины (рис. 7.33, б). За­зоры между торцовыми плоскостями полумуфт замеряют щупом в четырех противоположных точках по окружности. Зубчатые муфты, у которых торцы удалены один от другого, проверяют с помощью щупов или индикаторов, укрепленных на одной из полумуфт (рис. 7.33, в, г). Подъемом или сдвигом подшипников или корпусов насосов достигают параллельности и концент­ричности расположения муфт. Запись проверки соосности полумуфт ведут по круговой диаграмме (рис. 7.33, д), причем замеры по окружности n про­ставляют во внешних прямоугольниках, а замеры по торцу m - во внутрен­них. Для проверки вал устанавливают в начальное (нулевое) положение, а затем оба вала поворачивают на 90, 180, 270° по направлению вращения и замеряют при этом зазоры n и m, снимая в каждом положении по одному за­меру n1, n2, n3, n4 по окружности и по четыре замера по торцам полумуфт в диаметрально противоположных частях m1, m2, m3, m4. При правильной установке должно выполняться равенство замеров n1 + + n2 = n3 + n4 и m1 + m2 = m3 + m4. Замеры по торцам полумуфт подсчитывают как среднее арифметическое.

После центровки насосных агрегатов подливают бетонную смесь, на­бивают сальники, монтируют смазочную систему (если она имеется) и при­соединяют трубопроводы. Затем агрегаты испытывают вхолостую и под на­грузкой.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: