Конкуренция производства и ее формы

ТЕМА. Показатели конкуренции и монопольной власти на отраслевом рынке.

Процесс концентрации производства характеризуется увеличением размеров фирм и ростом доли крупных фирм в общем выпуске продукции отрасли.

Сущность концентрации проявляется в укрупнении размеров фирмы (абсолютная концентрация) и в распределении общего объема производства отраслей между фирмами разного размера (относительная концентрация). Относительная концентрация формируется под воздействием абсолютной.

Концентрация производства может осуществляться в трех основных формах:

1) концентрация разнородных производств на фирмах универсального типа (характерна для машиностроения);

2) концентрация производства однородной продукции на специализированных формах (добывающие отрасли, промышленности строительных материалов);

3) концентрация на основе комбинирования взаимосвязанных производств в рамках одной фирмы (металлургия, химическая и пищевая отрасли).

С точки зрения основных направлений процесса укрупнения промышленности концентрация имеет следующие формы:

- Собственно концентрация представляет собой рост промышленности за счет производственного накопления. Она реализуется через создание новых крупных фирм и реконструкции и расширение действующих.

- Централизованная концентрация означает создание крупных производственных комплексов при слиянии отдельных фирм, теряющих при этом свою индивидуальную самостоятельность.

В зависимости от того, на каком уровне и как происходит укрупнение производства, различают:

- Агрегатная концентрация – это увеличение единичной мощности оборудования, т.е. рост максимальной для данного уровня развития техники производительности машин и агрегатов, увеличение доли оборудования большой мощности в общем числе или объеме вырабатываемой продукции. Данная концентрация непосредственно отражает научно-технический прогресс;

- Технологическая концентрация выражает укрупнение цехов, переделов в составе фирмы, достигаемое как за счет качественного совершенствования техники (т.е. агрегатной концентрации), так и путем увеличения количества однотипного оборудования;

- Заводская концентрация выражается в увеличении размеров фирмы или за счет простого объединения нескольких фирм без изменений в технике и организации производства;

- Организационно-хозяйственная концентрация выражается в объединении мелких фирм – это централизация управления, которая должна создавать предпосылки для концентрации производства в объединяемых фирмах на базе их реконструкции и технического перевооружения.

Показателями уровня концентрации производства в отрасли является:

- объем выпуска продукции за год, приходящийся в среднем на одну фирму;

- удельный вес продукции, вырабатываемый крупными фирмами, в общем объеме производства валовой продукции;

- удельный вес числа крупных фирм в общей их численности в целом;

- удельный вес численности промышленно-производственного персонала в общей численности работников;

- удельный вес основных производственных фондов, сосредоточенных на крупных фирмах, в общей их стоимости в отрасли;

- удельный вес потребления электроэнергии крупными фирмами в общем потреблении ее отраслью.

Причины концентрации

Закономерность процесса концентрации производства обусловлено тем, что крупное предприятие имеет целый ряд преимуществ перед мелким:

- внедряется оборудование большой мощности, что дает большой экономический эффект, за счет удешевления единицы мощности;

- укрупнение предприятий создает условия для повышения уровня заводской специализации, способствуя тем самым внедрению и лучшему использованию высокопроизводительного оборудования, более совершенной технологии, а также улучшению организации производства и труда.

- основные затраты (издержки, которые не зависят от объема производства) составляю значительно меньшую часть себестоимости единицы продукции, чем на мелких предприятиях.

- позволяет более экономно использовать сырье, материалы, топливо, за счет сокращения расходных норм сырья и материалов на единицу продукции в результате применения более современной техники и методов технологии.

- имеет необходимость создания научно-исследовательских лабораторий, конструкторских бюро и т.д.

- наиболее важным показателем эффективности крупного предприятия является рост производительности труда.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: