Шкуркин В.В

Рис. 22 - Логистические затраты и их зависимость от количества складов

При увеличении числа складов в системе транспортные затраты и упущенная выгода от продаж уменьшаются, но в то же время происходит одновременное увеличение стоимости запасов и расходов на хранение. Транспортные расходы уменьшаются пропорционально увеличению загрузки транспортного средства. Увеличение числа складов приближает их к потребителю, а значит, сокращается расстояние доставки, что и приводит к уменьшению транспортных расходов. Стоимость складирования возрастает, так как расходы на эксплуатацию при хранении груза на складе будут увеличиваться пропорционально числу складов. Аналогично происходит и увеличение общих запасов, хранящихся на складах, и связанных с этим затрат.

При максимальном приближении складов к потребителям появляется возможность более четко выполнять заказы клиентов, быстрее реагировать на изменения их потребностей, что в итоге позволяет сократить расходы от упущенных продаж. Это тем более актуально в распределительной системе, где клиентом выступает розничная сеть, стремящаяся к сокращению собственных складских площадей и предпочитающая заказы мелкими партиями, но с более частой периодичностью поставки.

Определение места расположения складов. Главным фактором при выборе месторасположения складов являются суммарные затраты на строительство и эксплуатацию склада, на пополнение запасов и транспортные расходы по доставке и отправке грузов.

Существует множество методов выбора местоположения складов в складской сети. Среди них выделяют следующие основные методы:

1) метод полного перебора, заключающийся в полном переборе возможных вариантов расположения складов и их оценке с использованием ЭВМ и характеризующийся высокой трудоемкостью;

2) эвристические методы, которые основываются на использовании опыта специалистов и заключаются в отборе конкурентоспособных вариантов месторасположения складов и выборе оптимального варианта методом математического программирования;

3) метод определения центра тяжести физической модели системы распределения («метод сетки»). Данный метод применяется для определения месторасположения только одного склада и заключается во взвешивании грузопотоков, распределенных на модель обслуживаемой зоны в соответствии с объемом потребления продукции, и определении центра равновесия, где следует создать склад.

Остановимся более подробно на методе «сетки». Суть этого метода заключается в том, что на географическую карту с нанесенными на нее предполагаемыми объектами накладывается сетка с горизонтальными и вертикальными координатами. В результате составляется таблица каждого объекта с указанием его координат, тарифа на транспортные перевозки (руб/ткм) и тоннажа перевозимого груза (руб/т).

Выбор останавливают на самом выгодном объекте с точки зрения транспортных затрат, который можно определить как центр массы или центр (ткм) равновесной системы. Математически это может быть выражено следующей формулой:

Где – центр массы, ткм; - расстояние от начала координат до точки, обозначающей месторасположение клиента склада, км; - расстояние от начала координат до точки, обозначающей месторасположение поставщика склада, км; - транспортный тариф на перевозку единицы груза клиента на км, руб/ткм; - транспортный тариф на перевозку единицы груза от поставщика на км, руб/ткм; - вес (объем) груза реализуемый i -му клиенту склада, т; - вес (объем) груза закупаемый у i -го поставщика склада, т

Расчет складских площадей. Общая площадь склада делится на следующие составляющие:

· Грузовая или полезная, занятая непосредственно материальными ценностями или устройствами для их хранения;

· Оперативная, занятая приемными, сортировочными, комплектовочными и отпускными площадками, а также штабелями и стеллажами;

· Конструктивная, занятая перегородками, лестницами и т.д.;

· Служебная (конторы и бытовые помещения).

Определение размера полезной площади склада может определятся двумя методами:

1) по удельным нагрузкам:

где Zмах – максимальный размер запасов, подлежащих хранению; qдоп – допустимая нагрузка на 1м2 полезной площади.

2) С помощью объемных измерителей (наиболее точный):

где Sст – площадь, занимая одним стеллажом, м2; nст – количество стеллажей

, где nяст – количество ячеек в данном стеллаже; nяо – общее количество ячеек стеллажей:

где Vя – объем ячейки стеллажа, м2; γ – удельный вес хранимого материала, т/м3; ко – коэффициент заполнения объема ячейки

Управление процессом складирования. Логистический процесс на складе - это упорядоченная во времени последовательность логистических операций, осуществляемых с целью достижения определенного экономического результата в рамках интегрированной логистической системы.

Таким результатом являются не только эффективная работа склада и его эффективное взаимодействие с другими элементами логистической системы, но и оптимизация этой системы на микро- и макроуровне. Логистический процесс на складе охватывает практически все основные функциональные области логистической системы на микроуровне и условно состоит из трех групп операций: 1) операции, направленные на координацию работы службы закупок; 2) операции, связанные непосредственно с переработкой грузов и оформлением сопроводительной документации; 3) операции, направленные на координацию работы службы продаж.

Рис. 23 – Логистический процесс на складе

Функционирование всех составляющих логистического процесса должно рассматриваться во взаимосвязи и взаимозависимости. Такой подход позволяет не только четко координировать деятельность служб склада, он является основой планирования и контроля за продвижением груза на складе с минимальными затратами.

Оценка работы складов. Оценка работы действующих складов, а также выбор наиболее выгодного варианта строящихся и реконструируемых производится по следующим группам технико-экономических показателей:

1) Показатели интенсивности работы складов, включают складской товарооборот и грузооборот, а также показатели оборачиваемости материалов на складе.

Складской товарооборот – характеризует количество реализованной продукции за соответствующий период с отдельных складов предприятия.

Складской грузооборот – натуральный показатель, характеризующий объем работы складов. Исчисляется количеством отпущенных (отправленных) материалов в течении определенного времени (односторонний грузооборот).

Коэффициент оборачиваемости материалов – это отношение годового (полугодового, квартального) оборота материалов к среднему остатку его на складе за тот же период. Скорость оборота материалов рассчитывается по формуле: ,

где Qр – расход (отпуск) материала на складе за какой-либо период; m – количество остатков использованных для расчета; q1 – остаток материалов на складе на 1-е число первого месяца; q2 – то же на первое число 2-го месяца; qn – то же на конец последнего месяца.

Коэффициент неравномерности поступления (отпуска) грузов со склада - это отношение максимального поступления (отпуска) груза в тоннах за определенный период времени к среднему поступлению (отпуску) за этот период:

, где Q max – максимальное поступление груза за определенный период времени, т.; Q ср – среднее поступление груза за тот же период времени, т.

Необходимо заметить, что неравномерность поступления (отпуска) грузов оказывает большое влияние на размеры приемочных (отпускных) площадок, работу подъемно-транспортных механизмов.

2) Показатели эффективности использования площади склада:

· Коэффициент использования складской площади: ,

Где Sпод – полезная площадь склада; Sобщ – общая площадь склада.

· Коэффициент использования объема склада: ,

Где Vпол – полезный объем склада, определяется произведением грузовой площади на полезную высоту, т.е. высоту стеллажей; Vобщ – общий объем склада.

· Удельная средняя нагрузка на 1 м2 полезной площади: показывает какое количество груза располагается одновременно на каждом м2 полезной площади склада: , т/м2

Где Zmax – количество единовременно хранимого груза или максимальный запас материалов, хранимый на складе

· Грузонапряженность 1 м2 общей площади склада (М) в течение года устанавливается по формуле , где Q – годовой грузооборот склада

3) Показатели механизации складских работ:

· Степень охвата рабочих механизированным трудом – определяется отношением числа рабочих, выполняющих работу механизированным способом, к общему числу рабочих, занятых на складских работах;

· Уровень механизации складских работ – определяется отношением объема механизированных работ к объему выполненных работ;

· Объем механизированных работ – определяется как произведение грузопотока, перерабатываемого механизмами, на количество перевалок грузов механизмами.

11. Формирование теории эффективности в логистике.

Затраты, связанные с обеспечением логистической деятельности предприятия. Укрупненный анализ логистических затрат осуществляется по следующим группам расходов: на закупку, производство и сбыт продукции.

Затраты на закупку продукции: затраты на поиск поставщиков, переговоры, разработку договора, расходы по оформлению и размещению заказа, транспортные расходы, затраты на погрузочно-разгрузочные работы, стоимость контроля исполнения заказа, расходы на хранение и управление производственными запасами, издержки на вложенный капитал и т.д.

Затраты на производство продукции: расходы на приемку сырья и материалов, оформление заказа на производство продукции, внутрипроизводственную транспортировку, хранение НЗП, затраты на обеспечение качества и поддержание производства и т.д.

Затраты на сбыт продукции: затраты на поиск покупателей, переговоры, разработку договора, контроль исполнения обязательств сторонами; затраты на приемку и складирование ГП, расходы на хранение запасов ГП, сортировку, разукрупнение, комплектацию продукции, объединение различных номенклатурных позиций в один заказ, оформление заказа (упаковку, маркировку…), продажу, складирование и т.д.

Затраты на складирование и транспортировку могут относиться как к закупкам исходных ресурсов так и к сбыту продукции.

Группировка затрат по функциональному признаку позволит осуществить контроль над уровнем затрат по отдельным операциям, выявить эффективность различных схем организации логистической деятельности, провести сравнительный анализ логистических затрат предприятий.

На логистические затраты влияет большое количество факторов внутренней и внешней среды. Их состав зависит от организации ценообразования, особенностей распределения прибыли, структуры финансовых ресурсов.

Таблица 7

Факторы оказывающие влияние на логистические затраты

Логистичес-кая функция Фактор, оказывающий влияние на формирование логистических затрат Рекомендация
Поступле-ние, орбра-ботка и оформле-ние заказа Условия труда и техника безопасности; количество и уровень квалификации управленческого персонала Повышение заинтересованности работников; гибкое использование персонала (колебание количества персонала в зависимости от изменения спроса, поощрение)
Закупка продукции Кредитно-денежная и налоговая политика; Диапазон деловой активности и профиля предприятия, его финансовое положение; цены на сырье и материалы, скидки с цены за объем закупки; темпы расхода продукции; ограниченность капитала; использование собственных транспортных средств Функционально-ценовой анализ; формирование цены спроса; соблюдение бюджетных ограничений; оптимизация условий сделки
Поставка продукции Размер и частота заказа; местоположение логистических партнеров и их количество; методы поставки и обслуживания; потери от простоев; тарифы за перевозку и скидки. Поставки «точно в срок»
Складиро-вание и хранение продукции Площадь и оборудование складских помещений; оборачиваемость средств; уровень и состояние запасов; реализация современных концепций управления; размер заказа на закупку; время пребывания запасов в пути Управление размещением заказов, управление запасами, охрана и страхование имущества
Сбыт продукции Территория внутренних и внешних рынков; категория покупателей, продавцов и агентов по продаже; концентрация потребителей; конкурентоспособность предприятия; прогноз конъюнктуры рынка; темпы инфляции  
Доставка заказа Протяженность транспортных коммуникаций, география маршрутов и перемещений, число пересекаемых границ, таможенные условия, размеры пошлин, тарифов, специфика грузов; Требования к условиям перевозки; Загруженность и сбалансированность поездок; ответственность перевозчика; тарифные ставки транспортировки и скидки. Оптимизация маршрутов, диспетчеризация, охрана и страхование имущества

Методика расчета общих затрат на логистическую деятельность. Общие затраты на логистическую деятельность должны включать в себя все расходы, необходимые для обеспечения потребностей логистики. Долгое время стремились к максимально-возможному снижению затрат в каждой функциональной области логистики, однако как было уже отмечено снижение затрат в одной области ведет к увеличению затрат в другой, поэтому необходимо ориентироваться на общие логистические затраты. Концепция общих затрат позволяет исследовать соотношение функциональных расходов, что в свою очередь, позволяет поэлементно определить всю структуру расходов на логистику.

При определении надлежащего объема логистических затрат нужно исходить из желательного уровня обслуживания клиентов. Именно запросы потребителей должны составлять основу логистической стратегии предприятия. Попытки обеспечить одновременно высокую доступность, функциональность и надежность сервиса обходятся очень дорого.

В основе разработки логистической системы на предприятии лежит логистический процесс выполнения заказов – совокупность последовательно выполняемых операций. Каждой логистической операции соответствуют определенные затраты, которые несут конкретные участники логистического процесса. Общая сумма логистических затрат слагается из тех расходов, которые производятся различными звеньями логистической цепи, связанными логистическими функциями.

Рис.24 – Схема формирования логистических затрат

Пересечения стратегических линий хозяйственной деятельности предприятия и логистических операций представляют центры затрат, анализ которых позволяет выявить резервы повышения эффективности логистической деятельности предприятия.

Процесс разработки модели управления логистическими затратами может быть подразделен на следующие этапы:

1) выбор ограничений модели;

2) определение критериев оптимальности;

3) определение целевой функции.

В качестве ограничений модели могут рассматриваться ограниченные ресурсы и показатели логистической деятельности. Фактически ограничения задаются коридором допустимых значений показателей.

В аналитической форме критерий оптимальности может быть описан системой а) целевых функций, при ограничениях в):

а) в)

Где Qijk – объем логистических услуг по i-ой операции j- ой функции k- ого заказа;

Зijk – логистические затраты по i-ой операции j- ой функции k- ого заказа;

Кijk – качество обслуживания i-ой операции j- ой функции k- ого заказа;

Ri – суммарные ресурсы предприятия;

Pi – суммарные возможности предприятия по выполнению логистических операций;

Nk – требования клиентов к качеству обслуживания заказов;

p – количество логистических операций; f – количество логистических функций; z – количество обслуживаемых заказов потребителей.

Система логистических показателей. Под эффективностью в логистике понимается степень достижения поставленных целей. Основной принцип количественной оценки эффективности логистических систем и цепей состоит в соизмерении результатов деятельности и затрат на их достижение.

,

где W – показатель оценки эффективности;

Re=f(r1, r2, …, rn) – планируемый целевой результат (векторная величина или функционал);

З= f(з1, з2,…,зm) – затраты на достижение конкретного результата Re;

P, Pзα – соответственно вероятности получения данного результата или данной величины затрат с доверительной вероятностью α ≤ 1.

Систему оценочных логистических показателей по функциональным подсистемам можно структурировать как показано в таблице 8.

Таблица 8

Классификация логистических показателей

  закупка производство сбыт транспорт склады
Структурные показатели          
Показатели производительности          
Показатели экономичности          
Показатели качества          

1) ЗАКУПКА

Структурные показатели (11): количество поставщиков; количество регионов, в которых осуществляются закупки; перечень и объемы покупаемых ресурсов; количество работников; структура заказов; характеристики основных фондов …

Показатели производительности (21): количество выполненных приемок и отправок; время приема одной условной единицы; коэффициент загрузки устройств загрузки-выгрузки…

Показатели экономичности (31): затраты на прием одной условной единицы; общие затраты в подсистеме закупок; доля затрат на закупки от общей стоимости продукции…

Показатели качества (41): время пролеживания ресурсов; количество рекламаций; количество несостоявшихся поставок; время поставки и время между поставками…

2) ПРОИЗВОДСТВО

Структурные показатели (12): количество производственных единиц; количество работников; характеристики основных фондов; перечень и объемы выпускаемой продукции; количество поступающих заказов и их объемы…

Показатели производительности (22): количество выполненной продукции; время выполнения заказа; коэффициент использования основных фондов; средние объемы работ в поступающем заказе на одного работника…

Показатели экономичности (32): стоимость поступающих заказов; затраты на производственное планирование и управление, приходящиеся на один заказ; доля затрат на производство от общей стоимости продукции; стоимость запасов …

Показатели качества (42): скорость оборота готовой продукции; количество рекламаций; количество невыполненных в срок заказов…

3) СБЫТ

Структурные показатели (13): количество потребителей; региональное размещение потребителей и наличие складов в этих регионах; количество работников; количество звеньев в сбытовой сети и их удаленность друг от друга; объемы поступающих заказов; количество отказов…

Показатели производительности (23): время приемки и выполнения заказов; среднее время доставки до потребителей; среднее количество сбытовых операций на одного работника…

Показатели экономичности (33):затраты на сбыт одного заказа; общие затраты в подсистеме сбыта; доля затрат в подсистеме сбыта от общей стоимости продукции…

Показатели качества (43): время пролеживания готовой продукции; количество рекламаций; количество заказов, выполненных с нарушением…

4) ТРАНСПОРТНОЕ ХОЗЯЙСТВО

Структурные показатели (14): количество и мощность транспортных средств; объемы транспортных перевозок; удаленность транспортных маршрутов; количество работников; степень механизации погрузочно-разгрузочных работ…

Показатели производительности (24): среднее время транспортировки одной партии по регионам; объемы перевозимых грузов на одного водителя за единицу времени; объемы перевозимых грузов на одно транспортное средство за единицу времени; время ремонта транспортного средства…

Показатели экономичности (34): затраты на выполнение одного условного заказа; эксплуатационные затраты; затраты на ремонт транспортных средств; общие затраты на транспортировку продукции; доля транспортных затрат в общей стоимости продукции…

Показатели качества (44): степень изношенности транспортных средств; количество ремонтов; частота аварий; количество повреждений продукции в процессе транспортировки; точность выполнения транспортных операций по срокам…

5) СКЛАДСКОЕ ХОЗЯЙСТВО

Структурные показатели (15): количество номенклатурных позиций, хранящихся на складах и их объемы; объемы складских помещений; количество работников складского хозяйства; степень механизации и автоматизации складских помещений …

Показатели производительности (25): коэффициент использования складских помещений; коэффициент загрузки складского оборудования; объемы складских работ на одного работника; время выполнения одного условного заказа…

Показатели экономичности (35): затраты на содержание складских помещений; затраты на содержание продукции на складе; общие складские затраты; доля складских затрат в общей стоимости продукции…

Показатели качества (45):точность выполнения заказов по срокам; уровень складского сервиса; время пролеживания продукции…

Предлагаемая классификация логистических показателей удобна для моделирования логистической деятельности предприятия.


Список использованной литературы

1. Аникин Б.А., Тяпухин А.П. Коммерческая логистика: Учебник. – М.: Велби; Проспект, 2005. – 432 с.

2. Баурсокс Дональд Дж., Клосс Дейвид Дж., Логистика: интегрированная цепь поставок. – М.: Олимп-Бизнес, 2001. – 640 с.

3. Гаджинский А.М. Основы логистики. – М.: ИВЦ “Маркетинг”, 2001.-124 с.

4. Гаджинский А.М. Практикум по логистике. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2003. – 208с.

5. Долгов А.П. Теория запасов и логистический менеджмент: методология системной интеграции и принятия эффективных решений. – СПб.: Издательство СПбГУЭФ, 2004. – 272 с.

6. Долгов А.П., Козлов В.К., Уваров С.А. Логистический менеджмент фирмы: концепция, методы и модели: Учебное пособие. – СПб.: Бизнес-пресса, 2005. – 384 с.

7. Дыбская В.В. Логистика складирования для практиков. – М.: Издательство «Альфа-Пресс». 2005. – 208 с.

8. Знаков А.М., Петров В.В. Логистика производственных и товарных запасов. Учебник. – СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 2002 г. – 320 с.

9. Корпоративная логистика. 300 ответов на вопросы профессионалов / Под общей и научной ред. В.И.Сергеева. – М.: ИНФРА-М, 2004. – 976 с.

10. Кристофер М. Логистика и управление цепочками поставок / Пер. с англ. Под общ. ред. В.С.Лукинского. – СПб.: Питер, 2005 – 316 с.

11. Логистика: Учеб.пособие / Под ред. Б.А.Аникина., Т.А.Родкиной – М.: Проспект, 2009. – 448с.

12. Логистика автомобильного транспорта: Учеб. пособие / Лукинский В.С., Бережной В.И., Бережная Е.В. и др. – М.: Финансы и статистика, 2004. – 368с.

13. Модели и методы теории логистики: Учеб. Пособие 2-е изд. / Под ред. Лукинского В.С. – СПб.: Питер, 2008. – 448 с.

14. Миротин Л.Б., Ташбаев Ы.С. Логистика для предпринимателя: основные понятия, положения и процедуры. Уч. пособие. – М.: ИНФРА-М, 2003. – 252с.

15. Миротин Л.Б., Ташбаев Ы.Э. Системный анализ в логистике: Учебник. – М.: Издательство «Экзамен», 2004. – 480 с.

16. Николайчук В.Е. Заготовительная и производственная логистика. - СПб.: Питер, 2001. – 160 с.

17. Основы логистики: Уеб. Пособие /Под. ред. Л.Б.Миротина и В.И. Сергеева. -М.:ИНФРА – М, 2003. – 200 с.

18. Практикум по логистике: Учеб. пособие. – 2-е изд., перераб. и доп./ Под ред. Б.А.Аникина. – М.: ИНФРА-М, 2002. – 280 с.

19. Сергеев В.И. Логистика в бизнесе: Учебник. – М.: ИНФРА – М, 2001. – 608 с. – (Серия “Высшее образование”).

20. Уотерс Д. Логистика. Управление цепью поставок: Пер. с англ. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. – 503 с.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: