Распределительная логистика

Наиболее точно понятие «распределение» в отечественной экономике раскрыла М.Е.Залманова, предложившая под распределением понимать: «…1) упаковку продукции, 2) экспедирование, 3) управление сбытом, 4) хранение на складе готовой продукции поставщика, 5) складское хозяйство для ГП, 6) транспортировку продукции до склада потребителя, 7) транспортное хозяйство для перевозок готовой продукции.

Основной целью распределительной логистики является обеспечение доставки нужных товаров в нужное место, в нужное время с минимальными затратами. В отличие от маркетинга, который занимается стимулированием спроса, распределительная логистика призвана удовлетворить этот спрос с минимальными затратами.

Функции процесса распределения можно поделить на две группы:

1) коммерческие, т.е содействующие покупке и продаже, осуществлению передаче прав собственности и владения;

2) физические, т.е. функции, содействующие перемещению готовой продукции от мест производства к местам потребления.

Эффективное выполнение этих функций служит достижению конечной цели рыночной стратегии предприятия – наиболее полному удовлетворению потребителей за счет обеспечения доступности необходимой им продукции.

Коммерческие функции:

· Реалистическая оценка платежеспособного спроса потребителей;

· Формирование рационального портфеля заказов товаропроизводителя;

· Разработка ассортиментного плана производства и организация его исполнения;

· Установление хозяйственных связей по поставке готовой продукции;

· Организация послепродажного обслуживания и оказания услуг потребителям;

· Планирование, анализ, контроль и регулирование сбытовой деятельности.

Физические функции:

· Проведение количественной и качественной приемки ГП и предпродажная подготовка товара;

· Концентрация или рассредоточение товаров;

· Создание складского и тарного хозяйства, системы хранения, переработки и транспортировки ГП;

· Выбор каналов товародвижения;

· Проектирование каналов распределения ГП и их оптимизация.

Задачи распределения: своевременная доставка товара, способность удовлетворить экстренные нужды заказчика, аккуратное обращение с товарами при погрузо-разгрузочных работах, готовность изготовителя к быстрой замене дефектных изделий и поддержание определенного уровня товароматериальных запасов решаются на уровне микро- и макрологистики.

На микроуровне решаются следующие задачи:

· Планирование процесса реализации;

· Выбор упаковки продукции, ее комплектация и консервирование;

· Организация отгрузки продукции;

· Контроль за транспортировкой к месту потребленияи доставка продукции потребителю;

· Организация послереализационного обслуживания.

На макроуровне к задачам распределительной логистики относятся:

· Выбор схемы распределения МП;

· Формирование каналов распределения;

· Размещение распределительных центров.

Невозможно говорить о логистике распределения не затрагивая маркетинг. Включение маркетинга в распределительную логистику в качестве ее органической составной части является в настоящее время одним из наиболее эффективных путей совершенствования сбытовой деятельности. В отличие от маркетинга, который занимается выявлением и стимулированием спроса, логистика направлена на удовлетворение сформированного маркетингом спроса с минимальными затратами.

В стратегии распределительной логистики выделяют две основополагающие стороны:

1) изучение потребностей рынка (чем занимается маркетинг);

2) применение способов и методов наиболее полного удовлетворения этих потребностей путем более эффективной организации транспортно-экспедиционного обслуживания.

Основной акцент здесь делается на выявлении и учете потребительских и иных характеристик продукции, а также определении их зависимости от рыночных факторов. Сюда, прежде всего, включаются конкуренция, спрос на рынке, доступность рынка и т. п. Кроме того, для успешного продвижения товара на рынок необходим ряд подготовительных проектов-исследований, включающих планирование объема и номенклатуры товаров с учетом зависимости от различных факторов, корректировку планирования путем моделирования сбытовой деятельности фирмы, принятие плана мероприятий по сбыту и использование его для формирования производственной программы фирмы.

ОРГАНИЗАЦИЯ РАСПРЕДЕЛЕНИЯ ГОТОВОЙ ПРОДУКЦИИ. Существуют две основные формы организации распределения готовой продукции:

1) Реализация продукции напрямую конечному потребителю через собственную сбытовую сеть. Собственная сбытовая сеть ориентирована на реализацию только продукции компании, все усилия менеджеров и агентов по сбыту распределены согласно общей маркетинговой и сбытовой стратегии предприятия. В связи с этим повышается возможность организации строгой системы учета и контроля за товародвижением, объемом реализации, возвратом товара и его причинами. Преимущества заключаются в возможности прямого взаимодействия организации с конечными потребителями продукции. Прямые контакты позволяют адекватно оценивать рыночный спрос, иметь первичную информацию, что в конечном счете позволяет формировать оптимальную рыночную стратегию;

2) Реализация продукции через посредников. Высокие первоначальные расходы на содержание собственной сбытовой сети приводят к необходимости использования различных видов независимых посредников. Целесообразность их использования несомненна при внедрении предприятия на новые рынки сбыта, когда собственная сбытовая система еще не создана. Посредники также необходимы на основном рынке предприятия, если они представлены компаниями, которые могут составлять сильную конкуренцию. Налаживание связей с независимыми сбытовыми организациями может способствовать вытеснению с рынка конкурирующих фирм, которые сотрудничают с теми же агентами на менее выгодных условиях. Такая система также может использоваться в случае, когда компания заинтересована в обеспечении потребителя сопутствующими услугами, которые она сама не в состоянии оказывать самостоятельно, тогда как сбытовые фирмы занимаются этим. Кроме того, в данном случае трудно осуществлять поддержание имиджа торговой марки производителя, организовать необходимый сервис, контролировать цены. Отсутствует контакт с конечным потребителем, что в итоге может сказаться на конкурентоспособности товара.

Чаще всего промышленная компания комбинирует варианты использования собственной сбытовой сети и зависимых и независимых посредников.

Логистический канал распределения - это совокупность независимых юридических или физических лиц, участвующих в процессе продвижения товара от производителя к потребителю, а также сопутствующий этому движению сервис. Полное множество каналов распределения образует распределительную сеть предприятия.

Использование каналов распределения приносит производителям определенные выгоды:

· экономию финансовых средств на распределение продукции;

· возможность вложения сэкономленных средств в основное производство;

· продажу продукции более эффективными способами;

· высокую эффективность обеспечения широкой доступности товара и доведения его до целевых рынков;

· сокращение объема работ по распределению продукции.

Таким образом, решение о выборе каналов распределения - одно из важнейших, которое необходимо принять руководству организации. Канал распределения - это путь, по которому товары движутся от производителя к потребителю. Выбранные каналы непосредственно влияют на скорость, время, эффективность движения и сохранность продукции при ее доставке от производителя к конечному потребителю.

Каналы распределения товаров можно охарактеризовать по числу составляющих их уровней. Уровень канала - это посредник, который выполняет работу по приближению товара и права собственности на него к конечному потребителю. Протяженность канала определяется по числу промежуточных уровней между производителем и потребителем, которые, как и уровни канала, являются членами канала распределения.

Существуют каналы распределения нулевого уровня, одноуровневые, двухуровневые, трехуровневые и т.д.

Типы посредников в каналах распределения

Тип посредника Признак классификации
Дилер Дистрибьютор Комиссионер Агент, брокер От своего имени и за свой счет От чужого имени и за свой счет От своего имени и за чужой счет От чужого имени и за чужой счет

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: