Социально-психологические особенности коллектива как объекта управления

Психология коммуникаций. Коммуникативный процесс. Стрессовые факторы и управление ними. Типы и причины конфликтов. Управление конфликтной ситуацией.

Социально-психологические особенности формальных и неформальных групп.

Социально-психологические особенности коллектива как объекта управления.

Из базового менеджмента известно, что группа - это два лица и более, взаимодействующие друг с дургом в процессе совместной деятельности и оказывающие взаимное влияние.

Группы могут быть формальными и неформальными. Формальная группа – это, как правило, подразделение, созданное по воле администрации. Члены этой группы и руководитель назнаначаются администрацией. Неформальная группа объединяет людей, не связанных должностной иерархией. Люди объединяются в неформальную группу добровольно, на основе взаимных симпатий, общности интересов и целей.

Формальную группу по признаку выполнения общественно-значащей работы определяют как “трудовой коллектив”.

Коллектив — это объединение людей, которые стремятся к общей цели и характеризуется групповой сплоченностью. Элементы коллектива:

1) члены коллектива, которые владеют определенными личностными чертами и особенностями (индивидуальность, активность, самосознание, устойчивость свойств личности);

2) цели;

3) средства достижения целей;

4) механизмы осуществления внутренних и внешних контактов, поддержки сплоченности.

Классификация коллективов:

1. По статусу:

1.1. официальные: юридически оформленные и действующие в рамках правового поля, как например, персонал предприятия или его подразделения;

1.2. неофициальные: базируются на не зафиксированном (в некоторых случаях, и не объявленном) желании людей сотрудничать один с другим и реальной практике такого сотрудничества.

2. По характеру внутренних связей:

2.1. формальные;

2.2. неформальные.

Официально созданные коллективы предусматривают наличие обоих типов связей (при этом формальные несут основную погрузку, а неформальные их дополняют). В неофициальных коллективах связи являются исключительно неформальными.

Формальные связи представляют отношения между должностями по иерархии; неформальные же существуют между личностями, независимо от того, какое место они занимают на официальных служебных уровнях.

З. По механизму формирования:

3.1. стихийно сформированные коллективы (например, студенческий коллектив);

3.2. сознательно организованные коллективы (например, преподавательский коллектив).

В то же время стихийно сформированные коллективы могут в дальнейшем структурироваться сознательно (так, в зависимости от иностранного языка, который изучают студенты, комплектуются учебные группы), а сознательно подобранные — случайно (например, по алфавиту).

4. По времени существования:

4.1. временные;

4.2. постоянные.

На практике временный характер коллектива связывается, как правило, с тем, что он предназначен для решения определенной разовой задачи.

5. По функциям:

5.1. коллективы, ориентированные на достижение определенной цели (как официальной, так и неофициальной: политическая партия, персонал предприятия);

5.2. коллективы, ориентированные на реализацию общего интереса (общество филателистов, собаководов, спасения на воде и т.д.);

5.3. коллективы, ориентированные на общение (клубы по интересам).

В свою очередь, функциональная классификация может дополняться и детализироваться классификацией по видам деятельности.

Реализация тех или других функций предусматривает определенная степень внутри коллективного разделения труда.

6. По размерам:

6.1. малые;

6.2. крупные.

В данном случае выходят не из количества участников, а из возможности или невозможности непосредственно поддерживать постоянные связи между членами коллектива. В больших коллективах это осуществлять практически невозможно, а в малых — вполне реально.

Жизненный цикл трудового коллектива:


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: