Психология коммуникаций. Коммуникативный процесс. Стрессовые факторы и управление ними. Типы и причины конфликтов. Управление конфликтной ситуацией.
Социально-психологические особенности формальных и неформальных групп.
Социально-психологические особенности коллектива как объекта управления.
Из базового менеджмента известно, что группа - это два лица и более, взаимодействующие друг с дургом в процессе совместной деятельности и оказывающие взаимное влияние.
Группы могут быть формальными и неформальными. Формальная группа – это, как правило, подразделение, созданное по воле администрации. Члены этой группы и руководитель назнаначаются администрацией. Неформальная группа объединяет людей, не связанных должностной иерархией. Люди объединяются в неформальную группу добровольно, на основе взаимных симпатий, общности интересов и целей.
Формальную группу по признаку выполнения общественно-значащей работы определяют как “трудовой коллектив”.
|
|
Коллектив — это объединение людей, которые стремятся к общей цели и характеризуется групповой сплоченностью. Элементы коллектива:
1) члены коллектива, которые владеют определенными личностными чертами и особенностями (индивидуальность, активность, самосознание, устойчивость свойств личности);
2) цели;
3) средства достижения целей;
4) механизмы осуществления внутренних и внешних контактов, поддержки сплоченности.
Классификация коллективов:
1. По статусу:
1.1. официальные: юридически оформленные и действующие в рамках правового поля, как например, персонал предприятия или его подразделения;
1.2. неофициальные: базируются на не зафиксированном (в некоторых случаях, и не объявленном) желании людей сотрудничать один с другим и реальной практике такого сотрудничества.
2. По характеру внутренних связей:
2.1. формальные;
2.2. неформальные.
Официально созданные коллективы предусматривают наличие обоих типов связей (при этом формальные несут основную погрузку, а неформальные их дополняют). В неофициальных коллективах связи являются исключительно неформальными.
Формальные связи представляют отношения между должностями по иерархии; неформальные же существуют между личностями, независимо от того, какое место они занимают на официальных служебных уровнях.
З. По механизму формирования:
3.1. стихийно сформированные коллективы (например, студенческий коллектив);
3.2. сознательно организованные коллективы (например, преподавательский коллектив).
В то же время стихийно сформированные коллективы могут в дальнейшем структурироваться сознательно (так, в зависимости от иностранного языка, который изучают студенты, комплектуются учебные группы), а сознательно подобранные — случайно (например, по алфавиту).
|
|
4. По времени существования:
4.1. временные;
4.2. постоянные.
На практике временный характер коллектива связывается, как правило, с тем, что он предназначен для решения определенной разовой задачи.
5. По функциям:
5.1. коллективы, ориентированные на достижение определенной цели (как официальной, так и неофициальной: политическая партия, персонал предприятия);
5.2. коллективы, ориентированные на реализацию общего интереса (общество филателистов, собаководов, спасения на воде и т.д.);
5.3. коллективы, ориентированные на общение (клубы по интересам).
В свою очередь, функциональная классификация может дополняться и детализироваться классификацией по видам деятельности.
Реализация тех или других функций предусматривает определенная степень внутри коллективного разделения труда.
6. По размерам:
6.1. малые;
6.2. крупные.
В данном случае выходят не из количества участников, а из возможности или невозможности непосредственно поддерживать постоянные связи между членами коллектива. В больших коллективах это осуществлять практически невозможно, а в малых — вполне реально.
Жизненный цикл трудового коллектива: