Различия открытой и закрытой кадровой политики
Кадровый процесс | Типы кадровой политики | |
открытая | закрытая | |
Набор персонала | Ситуация высокой конкуренции на рынке труда | Ситуация дефицита рабочей силы, отсутствие притока новых рабочих рук |
Адаптация персонала | Возможность быстого включенияв конкурентные отношения, внедрение новых для организации подходов, предложенных новичками | Эффективная адаптация за счет института наставников («опекунов»), высокой сплоченности коллектива, включение в традиционные подходы |
Обучение и развитие персонала | Часто проводится во внешних центрах, способствует заимствованиюнового знания | Часто проводится во внутрикорпоративных центрах, способствует формированию единого взгляда, общих технологий, адаптированию к работе организации |
Продвижение персонала | Затруднена возможность роста, так как преобладает тенденция набора персонала | Предпочтение при назначении на вышестоящие должности всегда отдается сотрудникам компании, проводится планирование карьеры |
Мотивация и стимулирование | Предпочтение отдается вопросам стимулирования (внешней мотивации) | Предпочтение отдается вопросам мотивации (удовлетворение потребности в стабильности, безопасности, социальном принятии) |
Внедрение инноваций | Постоянное инновационное воздействие со стороны новых сотрудников, основной механизм инноваций - контракт, определение ответственности сотрудника и организации | Необходимость специально инициировать процесс разработки инноваций, высокое чувство причастности, ответственности за изменения за счет осознания общности судьбы человека и предприятия |
Кадровое планирование предусматривает разработку оперативного плана работы с персоналом - комплекса взаимосвязанных кадровых мероприятий, направленных на реализацию конкретных целей организации и каждого работника и охватывающих планирование всех видов работ с персоналом в организации; составляется, как правило, на год. Исходными данными для разработки оперативного плана работы с персоналом являются:
- данные о постоянном составе персонала (имя, отчество, фамилия, место жительства, возраст, время поступления на работу и т. д.);
- данные о социальной структуре персонала (квалификация, пол, возраст, удельный вес инвалидов, удельный вес рабочих, служащих, квалифицированных рабочих и т.д.);
- показатели текучести кадров;
- потери времени в результате простоев, прогулов, по болезни;
- данные о продолжительности рабочего дня (полностью или частично занятые, работающие в одну, несколько или ночную смену), продолжительность отпусков;
- зарплата рабочих и служащих (структура зарплаты, дополнительная заработная плата, надбавки, оплата по тарифу и сверх тарифа);
- данные об услугах и льготах социального характера, предоставляемые государством и правовыми организациями (расходы на социальные нужды, выделяемые в соответствии с законами, тарифными договорами, добровольно) и т. п.
Сбор информации о персонале | Стратегический анализ внешней среды организации |
Стратегический анализ и прогнозы развития организации (внутренний аудит) | |
Проверка информации о персонале на соответствие ее целям планирования производства | Разработка профессионально-квалификационных моделей и требований к персоналу по должностям и профессиям |
Планирование потребности в персонале | Набор и отбор персонала с использованием различных методик тестирования (анкеты, собеседование) |
Планирование профориентации, адаптации и высвобождения (увольнения) персонала | Использование специальных программ с участием наставников |
Планирование обучения, переподготовки и повышения квалификации персонала | Направление на учебу в ВНЗ, производство, научные учреждения, научно-методические конференции, проведение тренингов |
Планирование деловой карьеры персонала | Разработка карьерограмм кадрового резерва |
Оценка результатов трудовой деятельности персонала | Внедрение различных методик оценки персонала (рейтинги по достижению определенных показателей). Проведение аттестации. |
Обратная связь - Усовершенствование работы с персоналом |
2. Роль кадровой службы на предприятии. Основные типы организационной структуры кадровой службы. Функции кадровой службы.
Роль кадровой службы в аппарате управления непрерывно растет. Так, в период становления рыночной экономики в Украине возникает необходимость в обоснованном подборе, организации обучения, повышении квалификации, правильной оценке и воспитании кадров предприятия. В особенности возрастает роль кадровых служб в наборе выпускников техникумов, институтов и университетов, которые владеют современными знаниями по таким дисциплинам, как: маркетинг, менеджмент, рыночная стратегия, ценообразование и т.п. Кроме этого, необходимо также систематически повышать квалификацию как работников аппарата управления, так и работников, занятых оперативной деятельностью.
По статусу служба управления персоналом является самостоятельным структурным подразделением предприятия. Руководит деятельностью службы, как правило, директор по кадрам, в подчинении которого могут находиться ряд отделов, секторов, или групп отдельных работников, образованных по функциональному принципу (отдел кадров, сектор обучения и развития персонала, группа стимулирования и оплаты работы, менеджер по коммуникациям, инженер по техники безопасности и т.д.).
Организация работы с персоналом в предприятии должна быть направлена на выполнение задач кадровой политики и представляет собой определенную систему разных видов кадровой работы. Например:
Начальник отдела кадров “ЛУКОЙЛ — Киев” отметила: “Наша компания начисляет свыше 1000 работников, это наш наибольший капитал. Кроме административных функций, на отдел кадров возложены обязанности управления персоналом. В наставительно-курсовом подразделении имеют возможность учиться и приобретать специальность не только наши сотрудники, но и все желающие. Для этого есть педагогические кадры, материальная база, лицензия Министерства образования и науки Украины”.
Основные типы организационной структуры кадровой службы:
Структура кадровой службы может быть разной в зависимости от специфики, масштабов деятельности предприятия, стратегии и тактики работы с персоналом.
Практика управления в отечественных компаниях свидетельствует о том, что СУП не всегда соответствует этапам роста компании.
Уровень работы с персоналом зависит от объективных факторов:
1) количества специалистов по управлению персоналом в данной организации и их профессионализма;
2) количества реализуемых функций (направлений работ) по управлению персоналом;
3) количества руководителей разного уровня, реально задействованных в управлении персоналом;
4) наличия корпоративных стандартов в управлении персоналом;
5) наличия единой утвержденной стратегии управления персоналом.
Первые два фактора связаны с этапами роста компании: чем она крупнее, тем больше у нее возможностей; чем крупнее отделы, тем больше внимания руководители вынуждены уделять технологическим процессам по направлениям деятельности, и тем больше они нуждаются в помощи по управлению персоналом со стороны профессиональных эйчаров.
Последние три фактора связаны с уровнем развития организации и лишь на начальных этапах зависят от численности сотрудников. Регламенты, привнесенные извне, без учета потребностей компании, не только не повышают уровень согласованности деятельности по управлению персоналом, но и могут нанести компании вред.
В малых компаниях (до 50 сотрудников) функции по управлению персоналом реализуют непосредственно руководители: Кадровый состав комплектуется на основании личных симпатий главы компании и его ближайшего окружения. Обучение проходит на рабочем месте по принципу «делай, как я», адаптация новичков — в духе «стихийного наставничества». Кадровую отчетность ведет секретарь руководителя или бухгалтер. Регламентация в такой компании не нужна. Порядок в управление персоналом и строгую системность привнесет не формализация процедур (она может заблокировать каналы обратной связи), а следующие мероприятия:
1. Обучение руководителя навыкам управления персоналом (как правило, глава малой компании руководит сотрудниками интуитивно, не имея системных знаний; развитие практических навыков управления позволит ему более грамотно управлять бизнесом, предупреждать проблемы, связанные с «человеческим фактором»).
2. Наделение кого-либо из ближайшего окружения руководителя полномочиями HR-директора (с обязательным обучением) и принятие этим сотрудником ответственности за управление людьми.
При увеличении компании до среднего размера (50-150 человек) целесообразно принять на работу профессионального менеджера по персоналу для подбора и организации обучения сотрудников (в зависимости от потребностей компании он может выполнять и другие функции). В такой ситуации эйчар чаще всего работает самостоятельно, без привлечения руководителей подразделений. Регламентация целесообразна на уровне устных договоренностей, когда каждый сотрудник имеет свой круг обязанностей, определенный распоряжением начальника и должностными инструкциями.
В небольших компаниях (150-500 человек), как правило, уже есть отдел по управлению персоналом (от двух до шести человек). При этом объемы работ по рекрутингу, кадровому учету, обучению увеличиваются, а другие функции осуществляются по мере необходимости. При достаточной численности эйчаров отдельные функции реализуются в рамках направлений деятельности (со специализацией сотрудников). Регламентация работы по управлению персоналом возможна, если каждый специалист отвечает за свое направление деятельности, и нужна, если требуется функциональная связь с работой руководителей других структурных подразделений.
В больших компаниях (500 человек и выше) формируются крупные структурные подразделения по управлению персоналом — департаменты, в которых деятельность распределена между различными подразделениями (отделами): кадрового учета, подбора персонала, обучения и развития, оценки и аттестации, мотивации, социального развития, анализа и планирования и пр. Однако на практике даже в таких компаниях управление персоналом осуществляется небольшим количеством сотрудников - директором по персоналу и двумя-тремя специалистами. Поскольку в больших компаниях начинают проявляться факторы, связанные с уровнем развития управления в целом, регламентация в большинстве направлений управления персоналом необходима (так же как и построение и формализация СУП).
Деятельность кадровой службы предприятия регламентируется Положением о кадровой службе, которое содержит следующие разделы:
1. Общие положения: должно быть указано, что кадровая служба является самостоятельным структурным подразделением аппарата управления и подчинена руководителю предприятия.
2. Задачи отдела: указываются задачи по кадровому обеспечению, формирование стабильного трудового коллектива, снижение текучести кадров и укрепление трудовой дисциплины.
3. Задачи соответствующего подразделения (отдела кадров, службы персонала и т.д.):
разработка и реализация кадровой политики предприятия в соответствии с внутренними стандартами и современными концепциями управления персоналом;
создание и поддержка информационно-аналитической базы для принятия решений по вопросам управления персоналом;
организация безопасных условий работы работников предприятия, материального и морального стимулирования их деятельности.
Функции отдела кадров определяются, исходя из установленных перед ним задач:
участие в разработке и реализации целей и политики предприятия в области управления человеческими ресурсами;
- разработка и реализация комплекса планов и программ развития персонала предприятия;
- прогнозирование и планирование потребности в персонале, участие в решении задач, связанных с удовлетворением каждого работника условиями, содержанием и характером работы;
- улучшение качественного состава персонала предприятия;
- создание условий, которые стимулируют постоянное рост профессиональной компетенции;
- формирование резерва кадров на основе анализа общей и дополнительной потребности в персонале и политики планирования карьеры (создание и постоянное дополнение информационной базы данных кадрового резерва; организация привлечения кандидатов;
- разработка способов и методов отбора кандидатов;
- разработка процессов найма и увольнения работников;
- организация обучения персонала с применением методов диагностики и оценки эффективности персонала (организация профессионального тестирования новых работников;
- организация переподготовки и повышение квалификации персонала по требованиям рынка и потребностям предприятия;
- отбор персонала для обучения;
- разработка форм обучения;
- разработка адаптированных программ обучения;
- подбор преподавателей, проведение постоянного мониторинга рынка делового и профессионального образования;
- обеспечение социального равновесия, внедрение мероприятий по поддержке благоприятного социально-психологического климата в предприятии, проведение психологического тестирования персонала, контроль за адаптацией персонала на предприятии;
- повышение эффективности работы персонала на основе рационализации структур и штатов, управление дисциплиной;
- усовершенствование организации оплаты и стимулирование работников предприятия;
- анализ рабочих мест;
- проведение распределения персонала по категориям;
- разработка форм и систем оплаты;
- разработка компенсационного пакета;
- организация процесса оценки эффективности работы работников;
- контроль ротации кадров;
- обеспечение соблюдения норм трудового законодательства в работе с кадрами;
- постоянное усовершенствование форм и методов управления кадрами на основе внедрения современных научно обоснованных, в частности, компьютерных, технологий работы с персоналом, унификация документации из кадрового делопроизводства;
- осуществление консультирования и подготовки рекомендаций руководству предприятия по вопросам правомерной защиты от противоправных действий по отношению к деятельности предприятия;
- организация защиты жизнь и здоровье работников и имущества предприятия, в частности, противопожарной безопасности;
- внедрение мероприятий по технике безопасности;
- осуществление представительских функций от лица предприятия во внешних организациях, которые связаны с выполнением задач подразделения;
- выполнение функций подразделения по связям с общественностью, средствами массовой информации.
4. Права отдела, выражаются в полномочиях начальника отдела кадров и его работников, обусловленных должностными инструкциями, которые утверждает руководитель предприятия. Права отдела кадров:
- вносить руководству предложения по усовершенствованию деятельности предприятия, других структурных подразделений.
- принимать участие в подготовке перспективных планов развития предприятия, составлении его бюджетов;
- привлекать к работе в рамках утвержденного бюджета консультантов, физических и юридических лиц с заключением соответствующих соглашений;
- запрашивать необходимую информацию в рамках, необходимых для решения задач подразделения;
- запрашивать в рамках установленного регламента и утвержденных форм необходимые официальные документы.
- контролировать расстановку и правильность использования работников, состояние трудовой дисциплины в подразделения предприятия;
- вносить руководителю предложения о поощрении или применении в установленном порядке предусмотренных законом дисциплинарных мероприятий к работникам предприятия, которые виновны в нарушении законодательства, решений органов управление предприятия, приказов и распоряжений высшего руководства и других нормативных актов предприятия.
5. Ответственность отдела: оговариваются ответственность начальника отдела кадров, его работников, в зависимости от должностных функций, и в целом отдела кадров.
Тем не менее, в реальной украинской практике редко можно встретить формально закрепленные взаимосвязи кадрового подраздела с другими структурами предприятия. Вместе с тем, во многих современных предприятиях налажены эти связи, поскольку такое формальное закрепление является средством по предотвращению конфликтных ситуаций между структурными подразделениями.