Принципы управления персоналом

Принципы управления персоналом отражают правила, определяющие основные требования к системе, структуре и организации управления людьми. Так же как и закономерности, принципы управления подразделяются на общие и частные.

Общие принципы управления имеют универсальный характер и воздействуют на все сферы управления и все отрасли национального хозяйства. К общим принципам управления можно отнести: целенаправленность, ответственность, компетентность, дисциплину, стимулирование, иерархичность.

Целенаправленность управления предполагает четкую постановку и ранжирование целей перед каждым предприятием и его подразделением. При этом выделяется основная цель, определяемая миссией фирмы (миссия организации - главная цель и основная причина ее существования), и цели-средства, необходимые для ее достижения. Цели управления должны быть напряженными, но реально достижимыми. Определяться они должны предельно конкретно, что придает работе здравый смысл и мобилизует усилия персонала на их выполнение. Данный принцип предполагает не только установку целей, но и их соотнесение с необходимыми ресурсами. При этом важно не только обеспечить увязку целей с главными ресурсами, необходимыми для их достижения, но и акцентировать внимание на самом слабом звене, которое может помешать достижению целей.

Принцип ответственности предусматривает наказание членов организации за невыполнение возложенных на них функций или задач. Ответственность должна быть равна полномочиям, а мера наказания должна возрастать по мере увеличения полномочий. К сожалению, этот принцип далеко не всегда реализуется в практике управления (особенно на высших иерархических уровнях), что приводит к необдуманным решениям, к злоупотреблению властью и некомпетентному управлению, а все это, в конечном счете, нередко становится причиной гибели организаций.

Принцип компетентности означает знание менеджером объекта управления или, по крайней мере, его способность воспринимать компетентную консультацию специалистов при принятии решений. Принцип компетентности связан с горизонтальным разделением труда по функциям.

Возрастание популярности торговой деятельности в современных условиях и увеличение числа лиц, не имеющих специальной подготовки, но фактически занятых в торговле, а также участившиеся случаи реализации населению недоброкачественных товаров выдвигают на первый план проблему лицензирования торговой деятельности и осуществления специального обучения лиц, получающих лицензии, в целях обеспечения необходимой компетенции.

Дисциплина подразумевает безусловное выполнение полученных заданий и распоряжений. Только при условии наличия дисциплины можно обеспечить четкую и слаженную работу всех подразделений организации и направить их усилия на достижение поставленных целей. дисциплина подразумевает ответственность каждого исполнителя за порученное ему дело.

Уровень дисциплины в значительной мере определяет культуру управления. Например, применительно к торговле роль этого принципа особенно велика, так как специфика отрасли обусловливает повышенные требования не только к уровню исполнительской дисциплины, но и к финансовой дисциплине в коммерческой деятельности и к самодисциплине всего персонала от менеджера до продавца. Вместе с тем дисциплина не должна стеснять инициативу работников и оставлять место дал творческого отношения к работе.

Принцип стимулирования предполагает, прежде всего, мотивацию трудовой деятельности на основе использования материальных и моральных стимулов. Материальное стимулирование базируется на личной экономической заинтересованности работников в результатах труда, а моральное - в основном на психологическом воздействии на работников. В качестве побудительных мотивов могут выступать различные духовные потребности работников: потребности в принадлежности, в причастности, в успехе и т.п.

Следовательно, содержание принципа стимулирования было бы неправильно сводить только к оплате труда, как это часто происходит на практике. Стимулирование предполагает использование и моральных стимулов, и мотиваций, а также справедливое отношение к персоналу.

Принцип иерархичности предусматривает вертикальное разделение управленческого труда, т.е. выделение уровней управления и подчинение низших уровней управления высшим. Этот принцип учитывается при формировании организационных структур управления, при построении аппарата управления, при расстановке кадров.

Все принципы управления тесно взаимосвязаны и взаимообусловлены. Например, невозможно добиться четкого функционирования системы управления, игнорируя такие принципы управления, как целенаправленность, планомерность, компетентность, стимулирование, дисциплина. Нельзя также обеспечить целенаправленную деятельность организации без планомерности, компетентности, дисциплины и иерархичности.

Рис. 4 Принципы управления персоналом

Частные принципы управления персоналом широко используются в современном кадровом менеджменте. Суть таких принципов обычно состоит в следующем:

· полное доверие сотрудникам фирмы;

· главное внимание в управлении должно уделяться людям и их инициативе;

· результаты работы организации определяются сплоченностью коллектива;

· максимальное делегирование полномочий исполнителям;

· систематическое совершенствование системы стимулирования и мотивации труда и т.п.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: