Система государственных органов управления трудовыми ресурсами

Государственная система управления трудовыми ресурсами охватывает органы законодательной, исполнительной и судебной власти.

Законодательство в области социально-трудовых отношений находится в компетенции Совета Федерации и Государственной думы РФ. В Совете Федерации существуют следующие комитеты, в компетенцию которых входят вопросы регулирования социально- трудовых отношений:

· по бюджету, налоговой политике, финансовому, валютному и таможенному регулированию, банковской деятельности;

· по конституционному законодательству и судебно-правовым вопросам;

· по вопросам экономической реформы, собственности и имущественным отношениям;

· по социальной политике.

В Государственной думе законотворческая деятельность в области управления трудовыми ресурсами сосредоточена в следующих комитетах:

· по законодательству и судебно-правовой реформе;

· по экономической политике;

· по бюджету, налогам, банкам и финансам;

· по труду и социальной политике;

· по образованию и социальной политике и др.

Исполнительную власть олицетворяет Правительство РФ. Важнейшими органами исполнительной власти, осуществляющими управление трудовыми ресурсами, являются сформированные Правительством РФ Министерство здравоохранения и социального развития РФ (далее Минздравсоцразвития РФ) и Федеральная служба по труду и занятости (далее Роструд). Основными задачами Минздравсоцразвития РФ являются:

· выработка социально-трудовой политики;

· координация всей работы в социально-трудовой сфере в стране;

· подготовка рекомендаций по регулированию оплаты труда;

· регулирование рынка труда и занятости населения и др.

При Минздравсоцразвития РФ имеется ряд организаций, которые способствуют решению поставленных перед этим министерством задач. Важнейшими из них являются Научно-исследовательский институт труда и социального страхования, Всероссийский центр производительности, Центральное бюро нормативов по труду, Всероссийский центр уровня жизни.

НИИ труда и социального страхования проводит исследования й разрабатывает рекомендации в области оплаты труда и занятости населения.

Всероссийский центр производительности выполняет следующие функции:

· разрабатывает мотивационный механизм повышения производительности труда;

· формирует Федеральную программу повышения производительности труда и доводит ее до регионов в виде рекомендаций, блок-схем и направлений;

· обеспечивает информационное обслуживание предприятий и служб занятости;

· проводит анализ статистических показателей по труду.

Центральное бюро нормативов по труду проводит исследования в области разработки норм и нормативов по труду и кадрам.

Деятельность Всероссийского центра уровня жизни осуществляется в следующих направлениях:

· проведение научных исследований по определению минимального уровня и дифференциации оплаты труда;

· разработка классификации труда рабочих и служащих по профессиям (должностям) в зависимости от тяжести и напряженности труда;

· проведение социологических исследований и др.

Деятельность перечисленных органов и самого Минздравсоцразвития трудно оценить однозначно. Наряду с позитивными предложениями, которые от них поступают, существует немало проблем, еще нерешенных или решенных неудовлетворительно. Например, нельзя признать удовлетворительным существующее ныне соотношение между минимальной заработной платой и прожиточным минимумом, не стимулирует высокопроизводительный труд на государственных предприятиях действующая система оплаты труда и т.д.

Определенную роль в управлении трудовыми ресурсами отраслей играют и отраслевые министерства.

Судебную власть представляют Конституционный суд, Верховный суд, Высший арбитражный суд, федеральные суды, а также Министерство юстиции. Судебная власть призвана осуществлять правосудие, т.е. определять наказание нарушителям закона, разрешать конфликты, связанные с нарушением трудового законодательства, и т.п.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: