Государственная система управления трудовыми ресурсами охватывает органы законодательной, исполнительной и судебной власти.
Законодательство в области социально-трудовых отношений находится в компетенции Совета Федерации и Государственной думы РФ. В Совете Федерации существуют следующие комитеты, в компетенцию которых входят вопросы регулирования социально- трудовых отношений:
· по бюджету, налоговой политике, финансовому, валютному и таможенному регулированию, банковской деятельности;
· по конституционному законодательству и судебно-правовым вопросам;
· по вопросам экономической реформы, собственности и имущественным отношениям;
· по социальной политике.
В Государственной думе законотворческая деятельность в области управления трудовыми ресурсами сосредоточена в следующих комитетах:
· по законодательству и судебно-правовой реформе;
· по экономической политике;
· по бюджету, налогам, банкам и финансам;
· по труду и социальной политике;
· по образованию и социальной политике и др.
Исполнительную власть олицетворяет Правительство РФ. Важнейшими органами исполнительной власти, осуществляющими управление трудовыми ресурсами, являются сформированные Правительством РФ Министерство здравоохранения и социального развития РФ (далее Минздравсоцразвития РФ) и Федеральная служба по труду и занятости (далее Роструд). Основными задачами Минздравсоцразвития РФ являются:
· выработка социально-трудовой политики;
· координация всей работы в социально-трудовой сфере в стране;
· подготовка рекомендаций по регулированию оплаты труда;
· регулирование рынка труда и занятости населения и др.
При Минздравсоцразвития РФ имеется ряд организаций, которые способствуют решению поставленных перед этим министерством задач. Важнейшими из них являются Научно-исследовательский институт труда и социального страхования, Всероссийский центр производительности, Центральное бюро нормативов по труду, Всероссийский центр уровня жизни.
НИИ труда и социального страхования проводит исследования й разрабатывает рекомендации в области оплаты труда и занятости населения.
Всероссийский центр производительности выполняет следующие функции:
· разрабатывает мотивационный механизм повышения производительности труда;
· формирует Федеральную программу повышения производительности труда и доводит ее до регионов в виде рекомендаций, блок-схем и направлений;
· обеспечивает информационное обслуживание предприятий и служб занятости;
· проводит анализ статистических показателей по труду.
Центральное бюро нормативов по труду проводит исследования в области разработки норм и нормативов по труду и кадрам.
Деятельность Всероссийского центра уровня жизни осуществляется в следующих направлениях:
· проведение научных исследований по определению минимального уровня и дифференциации оплаты труда;
· разработка классификации труда рабочих и служащих по профессиям (должностям) в зависимости от тяжести и напряженности труда;
· проведение социологических исследований и др.
Деятельность перечисленных органов и самого Минздравсоцразвития трудно оценить однозначно. Наряду с позитивными предложениями, которые от них поступают, существует немало проблем, еще нерешенных или решенных неудовлетворительно. Например, нельзя признать удовлетворительным существующее ныне соотношение между минимальной заработной платой и прожиточным минимумом, не стимулирует высокопроизводительный труд на государственных предприятиях действующая система оплаты труда и т.д.
Определенную роль в управлении трудовыми ресурсами отраслей играют и отраслевые министерства.
Судебную власть представляют Конституционный суд, Верховный суд, Высший арбитражный суд, федеральные суды, а также Министерство юстиции. Судебная власть призвана осуществлять правосудие, т.е. определять наказание нарушителям закона, разрешать конфликты, связанные с нарушением трудового законодательства, и т.п.