предназначен для изменения режимов работы силовой схемы, т.е. для переключения силовой схемы с последовательного соединения групп тяговых двигателей в ходовом режиме на параллельное соединение, а также для переключения её из ходового режима в тормозной и обратно.
Конструктивно и внешне близок к реостатному контроллеру, но имеет круговое одностороннее вращение и четыре позиции: ПС и ПП – ходовые, ПТ1 и ПТ2 – тормозные. Углы поворота вала при переходе с позиции на позицию составляют:
ПС - ПП 60°
ПП - ПТ1 80°
ПТ1 - ПТ2 60°
ПТ2 - ПС 160°
В переключателе положений применен двигатель ПЛ-072Д (серводвигатель переключателя положений – СДПП) на номинальное напряжение 24В.
Дополнительно к электродинамическому, применён электромагнитный фрикционный тормоз.
Катушка электромагнита включена последовательно обмоткам СДПП, поэтому при снятии напряжения с электродвигателя обесточивается и катушка электромагнита, и усилием пружины фрикционные диски входят в зацепление и затормаживают вал двигателя.
|
|
Принцип действия электродинамического тормоза основан на том, что после обрыва цепи питания СДПП ток протекает по замкнутой цепи, в которую входят обмотка возбуждения и якорная обмотка. Этот ток вызван электродвижущей силой (противо-ЭДС), которая индуктируется в проводниках якорной обмотки при вращении ее в магнитном поле, создаваемом обмоткой возбуждения. При этом направление тока в якоре меняется на противоположное, по сравнению с рабочим режимом. В результате возникает момент, направление которого противоположно направлению вращения якоря, что вызывает затормаживание якоря.
При сбросе с ходовых режимов переключатель положений остается на той позиции, на которой находился (ПС или ПП).
При сбросе с тормозных режимов переключатель положений автоматически переходит на позицию ПС.
Взаимозависимость работы переключателя положений и реостатного контроллера при реализации конкретных режимов, назначаемых с помощью главного вала КВ, наглядно видна из следующей таблицы:
режим | Положение главного вала КВ | Переключатель положений | Реостатный контроллер |
ХОД | Ход-1 | ПС | |
Ход-2 | ПС | 1→18 | |
Ход-3 | ПП | 18→4 (19→33) | |
ТОРМОЗ | Тормоз-1 | ПТ1 | |
Тормоз-1А, Тормоз-2 | ПТ1 | 1→18 | |
ПТ2 | 18→1 (19→36) |