Социальный характер личности

Отметив особенности маргинальной личности, мы подошли к одному из весьма сложных вопросов - выделению оснований социокультурной типологии личности. Для социолога не представляет трудности найти критерии выделения социокультурных групп - они очевидны (уровень образования, демографические, социально-классовые, этнические и профессиональные основания). Труднее выделить другое, а именно - социальные характеры, формирующиеся в различных культурных и субкультурных средах. Студентам известны первые попытки научной классификации личности, проделанные З.Фрейдом: абсолютизация влияния детства на взрослую жизнь привела его к разработке орального, анального и генитального характеров. Его классификация основывалась на идее о том, что поведение человека является результатом его природных либидозных влечений.

Критика неофрейдистами (Э.Фроммом, Д.Рисменом) такой классификации оказалась конструктивной. В ходе ее было выработано понятие социального характера и дано его описание в эпоху капитализма. Э.Фромм установил, что им является ядро структуры характера, свойственное большинству членов определенной культуры, в то время как индивидуальный характер - это то, что люди, принадлежащие к одной и той же культуре, отличаются друг от друга. Социальный характер можно рассматривать как посредника между социально-экономической системой и идеалами общества, способствующего стабилизации и нормальному функционированию социальной системы. Э.Фромм описал тип, свойственный классическому капитализму: ведущими чертами его являются стремление к накоплению, индивидуализм, агрессивность. По Э.Фромму, в современном западном обществе возникает социальный характер, ориентированный на рынок, в котором центральным оказывается стремление к потреблению, чувства неуверенности, одиночества, скуки и озабоченности. Такому характеру присущи также (рабочему в особенности) пунктуальность, дисциплина, способность к совместному труду и т.д.

Д.Рисмен описывает три исторических типа социального характера: ориентирующийся на традицию, внутренне ориентированный ("изнутри") и внешне ориентированный ("извне") /Как видим, проглядывают юнговские "экстраверт" и "интроверт"/. У.Уайт описал новый тип личности - "человека организации", отличающегося экстравертностью, духом корпоративности и усвоившего стереотипы потребительской идеологии. Исследуя основной тип личности европейской культуры, А.Кардинер (США) отмечает, что длительная эмоциональная забота матери, жесткая сексуальная дисциплина формируют в человеке пассивность, интровертность, неспособность найти новые формы адаптации к изменяющимся условиям. Т.Адорно в коллективном труде "Авторитарная личность" (1950 г.) анализирует структуру черт такой личности, связывая ее появление с утверждением фашизма.

Из современных исследователей социокультурного характера следует остановиться на результатах, полученных группой Б.Катля. Ею определены 13 главных течений в социокультурном развитии современной Франции, которые можно объединить в соответствующие им четыре вида "менталитета" /Mens (лат.), - ум, мышление, образ мыслей, душевный склад - глубинный уровень коллективного и индивидуального сознания, включающий и бессознательное. Ментальность - совокупность готовностей, установок и предрасположений индивида или группы действовать, мыслить, чувствовать и воспринимать мир определенным образом. "Зазор" между мало зависящим от истории "коллективным бессознательным" и его "архетипами" (Юнг) и исторически изменяющимися формами общественного сознания образует ядро того уровня, на котором располагается ментальность (Современная западная философия. Справочник. М., 1991. С. 177)/: утилитаристский, безопасности, прогресса, перемен. Эти четыре микрокультуры отличаются друг от друга своими системами ценностей, установками, мотивами, поведением.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: