Этапы ценообразования

Классификация цен

Факторы ценообразования

Функции цены

1. Информационная.

Цена на товар служит информацией о конъюнктуре рынка, характеризует затраты на производство и реализацию продукции.

2. Распределительная.

Посредством цены происходит распределение части дохода между отраслями экономики, формами собственности, населением.

3. Стимулирующая.

Цена стимулирует производство и потребление какого-либо товара за счет получения прибыли.

4. Сбалансирования спроса и предложения.

Если спрос превышает предложение, то на рынке возникает дефицит товара и цены повышаются, достигая точки равновесия. Если предложение превышает спрос, то на рынке перепроизводство и цены снижаются.

5. Учетная.

Цена является денежным выражением стоимости, определяет сколько затрачено сырья, труда на производство товара, показывает уровень прибыли и во что обходится обществу удовлетворение конкретной потребности в продукции.

6. Рационального размещения производства.

Посредством цены осуществляется перелив капитала из одного сектора экономики в другой.

1. Внешние факторы.

- состояние экономики;

- политическая среда;

- финансовая, налоговая, кредитная политика государства;

- политика регулирования цен;

- внешнеэкономическая политика государства.

Кроме этого исследуется платежеспособный спрос, уровень сбережений, объем спроса.

2. Внутренние факторы.

1) Факторы потребительского выбора.

Определяют конкурентоспособность товара. К ним относятся:

- полезность для покупателя;

- потребительские свойства товара;

- взаимозаменяемость товара;

- обоснование цены;

- престижность товара.

2) Факторы предложения.

Определяют цену предложения товара. К ним относятся:

- стоимость производства;

- объем выпуска;

- точка окупаемости;

- запасы товара на складе и у конкурентов;

- доля рынка и положение конкурентов;

- цены на материалы, рабочую силу.

3) Факторы, характеризующие рынок.

- используемые и доступные каналы распределения;

- структура распределения;

- рыночные сегменты;

- возможности продвижения товаров;

- наличие сервисного обслуживания.

1. Оптово-отпускные.

Цена предприятия изготовителя для реализации продукции.

ООЦ = С + П + К

С – себестоимость;

П – прибыль;

К – косвенные налоги.

2. Оптового предприятия.

ОПЦ = ООЦ + ОН

ОН – оптовая надбавка.

ОН = И + П + К

И – издержки оптовой организации

3. Розничная.

РЦ = ООЦ + ОН + ТН + М

ТН – торговая надбавка;

М – местные налоги.

ТН = И + П + К + ОС

ОС – пополнение оборотных средств.

В зависимости от воздействия государства цены подразделяются:

- фиксируемые;

- регулируемые;

- свободные.

1. Исследование типа рынка.

Проводится по следующим критериям:

- число продавцов и покупателей товара;

- степень чувствительности к конкурентам;

- взаимозаменяемость и однородность товара;

- характер поведения продавца.

Выделяют четыре типа рынков:

Тип рынка Число продавцов Условия вхождения
Свободная конкуренция Очень большое Препятствий нет
Монополистическая конкуренция много Легкое
олигополия мало Трудное
Чистая монополия один Блокировано

2. Цели ценообразования.

- сохранение существующего положения фирмы (минимальная цена покрывает затраты);

- краткосрочная максимизация прибыли (определяется спрос и издержки по товарам на определенную цену);

- максимизация продаж (устанавливается минимальная цена для привлечения дополнительного сегмента рынка);

- лидерство в качестве (высокое качество соответствует высокой цене).

3. Анализ спроса.

Величина спроса зависит от следующих факторов:

- потребности покупателя в данном товаре;

- изменение числа покупателей;

- характеристики, доходы потребителей;

- цены, характер товара;

- предпочтения товара покупателями;

- изменение технологий производства;

- повышение эффективности системы продвижения товаров.

Спрос изображается в виде графика, показывающего, какое количество продукта потребитель желает и в состоянии приобрести по возможным ценам в течении определенного времени.

Повышение цены уменьшает спрос, снижение цены ведет к возрастанию спроса.

4. Оценка издержек.

Издержки формируют минимальную цену, бывают:

1) Переменными.

Зависят от объема выпускаемой продукции, работ, услуг (затраты на сырье, материалы, зарплату).

2) Постоянными.

Производитель несет эти расходы даже при нулевом объеме (расходы по управлению, содержанию предприятия, арендная плата, реклама).

5. Анализ цен конкурентов.

Позволяет установить закупочную цену между минимальной и максимальной величинами, исходя из затрат и спроса.

6. Методы ценообразования.

Выбор метода ценообразования зависит от характера товара, его новизны, качества, вида и способа производства, стадии жизненного цикла. Кроме этого учитываются внешние факторы.

ЛЕКЦИЯ 8

Стратегии рыночного ценообразования

Стратегии ценообразования позволяет ориентироваться на реальную оценку конъюнктуры рынка, условий сбыта, возможностей предприятия.

1. Стратегия дифференцированного ценообразования.

1) Скидки на вторичном рынке.

Фирма предлагает один и тот же товар для разных слоев потребителей или на других рынках по различным ценам (скидки детям, пенсионерам, студентам).

2) Периодические скидки.

Дифференцирование цен в зависимости от временного фактора (сезонные скидки).

3) Случайные скидки.

Потребителю предоставляется скидка в силу их информированности.

2. Стратегия конкурентного ценообразования.

1) Внедрение на рынок.

Установление низких цен для привлечения потребителей и завоевания доли рынка.

2) Снятие сливок.

Установление высоких цен на качественный, престижный товар по сравнению с аналогами.

3) Конкурентные цены.

Если цены конкурентов устраивают фирму, то цена на товар устанавливается в зависимости от спроса и уровня качества.

4) Сигнализирование ценами.

Показывает зависимость цены от уровня качества.

3. Стратегия ассортиментного ценообразования.

1) Имидж.

Цена указывает на качественные особенности товара фирмы, ориентированного на потребителя с высокими доходами.

2) Комплектное ценообразование.

Цена комплекта ниже, чем сумма на составляющие его изделия.

3) Установление цен на обязательные принадлежности.

Устанавливается цена на дополнительные товары, которые могут использоваться только с основным.

Установление окончательной цены

При установлении цены учитывают психологические особенности потребителя и проводят модификацию цен в рамках выбранной ценовой стратегии.

Психологические факторы определяются ценовыми порогами, при которых объемы продаж возрастают или уменьшаются.

Модификация цен стимулирует потребителя приобретать больше товара с оплатой в минимальные сроки и осуществляется через систему скидок.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: