Теория Х занимала самые активные позиции очень долгое время. Но в результате продолжающихся исследований появилось множество факторов, не укладывающихся в рамки данной теории. И Мак Грегор предлагает альтернативную ей теорию У.
В сутках 24 часа, на работе в лучшем случае – 8 часов. По ККМ – работник – это винтик в бюрократической машине. Спрашивается – когда же жить. Необходимо изменить, чтобы работа воспринималась как жизнь, а не как механизм.
Основная суть СПК – повышение производительности труда и получение максимума прибыли за счет лучшего психологического самочувствия и хороших межличностных отношений в коллективе. Элтон Мейо (1880-1949) работал в г. Хоторн, ”Хоторнский эксперимент” – по заказам фабрик и заводов в рамках ККМ. Один из парадоксов: на швейной фабрике определяли производительность труда в зависимости от освещенности. Оказывается, на производительность труда действует еще один фактор – внимание и забота. Шквал публикаций подтвердил его наблюдения. Он считал, что если создать соответствующее отношение человек будет трудиться с интересом и энтузиазмом. Была отобрана группа из 6 человек и помещена в отдельное специальное помещение для наблюдения, над которым производились различные эксперименты. Производительность труда почти не зависела от изменений освещения и других факторов. Ученые пришли к выводу, что высокая производительность объяснялась особыми отношениями между людьми и их коллективной работой.
Основные положения СПК менеджмента:
- Человек – это, прежде всего, социальное существо, не просто функционирующее в организации и потому имеющее свои интересы, отличные от интересов фирмы.
- Решающее значение имеют не индивидуальные, а групповые интересы, выражающиеся через неформальную структуру группы (выявить неформальную группу, удовлетворить ее потребности).
- Человеческие отношения целиком зависят от менеджера, от его умения находить подход к людям.
Фирма предоставляет тебе все, тебе остается только работать. Менеджеру следует постоянно напоминать о заботе организации. Главная проблема: человек к хорошему привыкает быстро. Концепция существовала недолго, но прокатилась по всему миру.
Теория ”У” Дугласа Мак Грегора.
- Работа для человека естественна как Ира.
- Каждый человек осуществляет самоконтроль, служа целям, которым он привержен. Приверженность появляется как результат вознаграждений за достижение организацией целей в прошлом.
- Средний человек стремится к ответственности. Его желание избежать этого есть результат прошлых разочарований.
- Человек наделен высоким уровнем изобретательности, творчества, которые редко используются в жизни. Это ведет человека к разочарованию и превращает в противника организации.
Вывод: Если в организации поведение сотрудников соответствует теории У, то наилучшим будет управление на основе СПК менеджмента.
Вклад СПК в теорию и практику управления:
1. Впервые внедряются приемы управления межличностными отношениями для повышения степени удовлетворенности и производительности (изучается групповая динамика).
2. Применяются науки о человеческом поведении к задачам управления. Отсюда необходимость – мотивация сотрудников. До середины 80-х годов в СССР о СПК информация была закрыта.
Суть современных концепций – повышение производительности труда и получение максимума прибыли за счет системной настройки организации и вовлечение каждого сотрудника в общее интересное дело фирмы.
Теория ”Z” Уильяма Оучи (1981)
Базовые предпосылки поведения человека в организации с точки зрения теории Z.
- Самый ценный ресурс организации – это потенциал ее сотрудников.
- Необходимо каждого сотрудника вовлечь в общее интересное дело фирмы. Зажечь его творческий потенциал.
X Y Z
Человек ленив любит работать это не важно
- Фирма выстраивает отношения между людьми в целях выживания фирмы и в интересах каждого сотрудника.