Современные концепции менеджмента (1950 г. и по сей день)

Теория Х занимала самые активные позиции очень долгое время. Но в результате продолжающихся исследований появилось множество факторов, не укладывающихся в рамки данной теории. И Мак Грегор предлагает альтернативную ей теорию У.

В сутках 24 часа, на работе в лучшем случае – 8 часов. По ККМ – работник – это винтик в бюрократической машине. Спрашивается – когда же жить. Необходимо изменить, чтобы работа воспринималась как жизнь, а не как механизм.

Основная суть СПК – повышение производительности труда и получение максимума прибыли за счет лучшего психологического самочувствия и хороших межличностных отношений в коллективе. Элтон Мейо (1880-1949) работал в г. Хоторн, ”Хоторнский эксперимент” – по заказам фабрик и заводов в рамках ККМ. Один из парадоксов: на швейной фабрике определяли производительность труда в зависимости от освещенности. Оказывается, на производительность труда действует еще один фактор – внимание и забота. Шквал публикаций подтвердил его наблюдения. Он считал, что если создать соответствующее отношение человек будет трудиться с интересом и энтузиазмом. Была отобрана группа из 6 человек и помещена в отдельное специальное помещение для наблюдения, над которым производились различные эксперименты. Производительность труда почти не зависела от изменений освещения и других факторов. Ученые пришли к выводу, что высокая производительность объяснялась особыми отношениями между людьми и их коллективной работой.

Основные положения СПК менеджмента:

  1. Человек – это, прежде всего, социальное существо, не просто функционирующее в организации и потому имеющее свои интересы, отличные от интересов фирмы.
  2. Решающее значение имеют не индивидуальные, а групповые интересы, выражающиеся через неформальную структуру группы (выявить неформальную группу, удовлетворить ее потребности).
  3. Человеческие отношения целиком зависят от менеджера, от его умения находить подход к людям.

Фирма предоставляет тебе все, тебе остается только работать. Менеджеру следует постоянно напоминать о заботе организации. Главная проблема: человек к хорошему привыкает быстро. Концепция существовала недолго, но прокатилась по всему миру.

Теория ”У” Дугласа Мак Грегора.

  1. Работа для человека естественна как Ира.
  2. Каждый человек осуществляет самоконтроль, служа целям, которым он привержен. Приверженность появляется как результат вознаграждений за достижение организацией целей в прошлом.
  3. Средний человек стремится к ответственности. Его желание избежать этого есть результат прошлых разочарований.
  4. Человек наделен высоким уровнем изобретательности, творчества, которые редко используются в жизни. Это ведет человека к разочарованию и превращает в противника организации.

Вывод: Если в организации поведение сотрудников соответствует теории У, то наилучшим будет управление на основе СПК менеджмента.

Вклад СПК в теорию и практику управления:

1. Впервые внедряются приемы управления межличностными отношениями для повышения степени удовлетворенности и производительности (изучается групповая динамика).

2. Применяются науки о человеческом поведении к задачам управления. Отсюда необходимость – мотивация сотрудников. До середины 80-х годов в СССР о СПК информация была закрыта.

Суть современных концепций – повышение производительности труда и получение максимума прибыли за счет системной настройки организации и вовлечение каждого сотрудника в общее интересное дело фирмы.

Теория ”Z” Уильяма Оучи (1981)

Базовые предпосылки поведения человека в организации с точки зрения теории Z.

  1. Самый ценный ресурс организации – это потенциал ее сотрудников.
  2. Необходимо каждого сотрудника вовлечь в общее интересное дело фирмы. Зажечь его творческий потенциал.

X Y Z

Человек ленив любит работать это не важно

  1. Фирма выстраивает отношения между людьми в целях выживания фирмы и в интересах каждого сотрудника.

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: