Анри Файоль (1841-1925)
Успех деятельности его в качестве менеджера состоит в том, что он правильно организовывал и осуществлял свою работу. Работал во французской компании по переработке угля и железной руды.
А) В любой фирме можно выделить 6 сфер (видов деятельности):
- Производство. (производственный менеджмент)
- Сбыт. (управление маркетингом)
- Финансы. (финансовый менеджмент)
- Бух.учет и анализ.
- Страхование и охрана собственности.
- Административное управление. (инновационный и стратегический менеджмент)
Б) Необходимо выделить в процессе управления отдельные части и специализировать управленцев на этих частях. Ввел термин функция управления. Выделил 5 функций.
Файоль | Современной звучание |
Управлять – это значит
|
|
Выделил 14 универсальных принципов менеджера:
|
|
- Разделение и специализация труда.
- Власть должна быть сбалансирована ответственность за результат.
- Поддержание дисциплины.
- Единоначалие.
- Единство направление (задачи каждого подразделения должны быть сориентированы в одну сторону к общей цели).
- Подчинение частных интересов общему, во благо фирмы.
- Вознаграждение (должно соответствовать трудовому вкладу).
- Централизация (правильное соотношение – централизация, децентрализация, стипендию назначает ректор, а не студент).
- Иерархическая цепь командования (информ.субординация – общение только со своим начальником).
- Порядок (материалы, инструменты, люди – на определенных местах).
- Справедливость по отношению к персоналу (сочетание доброты и правосудия).
- Постоянство состава персонала.
- Инициатива (при составлении плана ее необходимо у сотрудников развивать).
- Единение персонала (коллективизм).
Огромный вклад в развитие управленческой мысли внес немецкий юрист и социологи М.Вебер. Если Тейлор пытался найти ответ на вопрос как сделать, чтобы рабочий работал как машина, то Вебер – чтобы вся организация работала как машина. Ответ на данный вопрос Вебер видел в разработке правил и процедур поведения в любой ситуации в виде разработанных прав и обязанностей для каждого работника. Личность отсутствовала в Веберовской концепции организации. Процедуры и правила определяли все основные виды деятельности, карьеру работников, а также конкретные решения в при управлении организацией. Вебер считал, что бюрократическая система должна обеспечить скорость, точность, порядок, определенность, непрерывность и предсказуемость.
|
|
Основные элементы построения такой организации:
- Разделение труда на базе функциональной специализации.
- Хорошо определенная иерархическая система распределения власти.
- Система правил и норм, определяющих права и обязанности работников.
- Система правил и процедур поведения в конкретных ситуациях.
- Отсутствие личностного начала в межличностных отношениях.
- Прием в организацию на основе компетентности и потребностей организации.
- Продвижение внутри организации на основе компетентности и широких знаний организации, которые приходят с выслугой лет.
- Стратегия к пожизненному найму.
- Четкая система карьеры, обеспечивающая продвижение наверх для квалифицированных работников.
- Управление административной деятельностью состоит в разработке и установлении доскональных письменных инструкций по внутриорганизационным действиям
При достойной ЗП эта система работоспособна и по сей день.
Теория ”Х” Дугласа Мак Грегора (1906-1964)
- Человек ленив по своей природе.
- Человека к труду следует принуждать.
- У него мало честолюбия и он желает, чтобы им руководили.
Мак Грегор искал веревочки, с помощью которых можно управлять, выяснил, что менеджер может влиять на подчиненных с помощью некоторых моментов:
- Какие Задания получает Подчиненный.
- Как П выполняет З.
- Когда П. выполняет З.
- Когда устанавливается срок окончания работы над З.
- Ресурсы, которые имеет П для выполнения З.
- Рабочее окружение, в котором П выполняет З.
- Инструкции, которые получает П для выполнения З.
- Ожидание П, что он выполнит З в срок.
- Какие вознаграждения ожидают П.
- В какой мере подключается П в процесс решения проблем фирмы.
Вывод: если в вашей организации поведение сотрудников в основном соответствует предположениям теории Х, то наилучшим будет управление на основе классической концепции менеджмента.
Вклад ККМ в науку и практику управления:
- Внедрение научного подхода к задачам управления.
- Развитие принципов управления.
- Выделение и описание общих принципов управления.
- Постановка задачи – обучение менеджеров.
+ - позволяет надежно достигать поставленных целей организации.
- - недооценка психологии человека.
2.2. Социально-психологическая концепция менеджмента (1930-1950 – бурное развитие)