Макс Вебер (1864-1920)

Анри Файоль (1841-1925)

Успех деятельности его в качестве менеджера состоит в том, что он правильно организовывал и осуществлял свою работу. Работал во французской компании по переработке угля и железной руды.

А) В любой фирме можно выделить 6 сфер (видов деятельности):

  1. Производство. (производственный менеджмент)
  2. Сбыт. (управление маркетингом)
  1. Финансы. (финансовый менеджмент)
  2. Бух.учет и анализ.
  3. Страхование и охрана собственности.
  4. Административное управление. (инновационный и стратегический менеджмент)

Б) Необходимо выделить в процессе управления отдельные части и специализировать управленцев на этих частях. Ввел термин функция управления. Выделил 5 функций.

Файоль Современной звучание
Управлять – это значит
  1. Предвидеть.
  2. Организовывать (подбирать материалы, оборудование, людей, соединять их).
  3. Распоряжаться (командовать, заставлять людей работать).
  4. Координировать.
  5. Контролировать.
  1. Планирование.
  2. Организация.
  3. Мотивация.
  4. Контроль.

Выделил 14 универсальных принципов менеджера:

  1. Разделение и специализация труда.
  2. Власть должна быть сбалансирована ответственность за результат.
  3. Поддержание дисциплины.
  4. Единоначалие.
  5. Единство направление (задачи каждого подразделения должны быть сориентированы в одну сторону к общей цели).
  6. Подчинение частных интересов общему, во благо фирмы.
  7. Вознаграждение (должно соответствовать трудовому вкладу).
  8. Централизация (правильное соотношение – централизация, децентрализация, стипендию назначает ректор, а не студент).
  9. Иерархическая цепь командования (информ.субординация – общение только со своим начальником).
  10. Порядок (материалы, инструменты, люди – на определенных местах).
  11. Справедливость по отношению к персоналу (сочетание доброты и правосудия).
  12. Постоянство состава персонала.
  13. Инициатива (при составлении плана ее необходимо у сотрудников развивать).
  14. Единение персонала (коллективизм).

Огромный вклад в развитие управленческой мысли внес немецкий юрист и социологи М.Вебер. Если Тейлор пытался найти ответ на вопрос как сделать, чтобы рабочий работал как машина, то Вебер – чтобы вся организация работала как машина. Ответ на данный вопрос Вебер видел в разработке правил и процедур поведения в любой ситуации в виде разработанных прав и обязанностей для каждого работника. Личность отсутствовала в Веберовской концепции организации. Процедуры и правила определяли все основные виды деятельности, карьеру работников, а также конкретные решения в при управлении организацией. Вебер считал, что бюрократическая система должна обеспечить скорость, точность, порядок, определенность, непрерывность и предсказуемость.

Основные элементы построения такой организации:

  1. Разделение труда на базе функциональной специализации.
  2. Хорошо определенная иерархическая система распределения власти.
  3. Система правил и норм, определяющих права и обязанности работников.
  4. Система правил и процедур поведения в конкретных ситуациях.
  5. Отсутствие личностного начала в межличностных отношениях.
  6. Прием в организацию на основе компетентности и потребностей организации.
  7. Продвижение внутри организации на основе компетентности и широких знаний организации, которые приходят с выслугой лет.
  8. Стратегия к пожизненному найму.
  9. Четкая система карьеры, обеспечивающая продвижение наверх для квалифицированных работников.
  10. Управление административной деятельностью состоит в разработке и установлении доскональных письменных инструкций по внутриорганизационным действиям

При достойной ЗП эта система работоспособна и по сей день.

Теория ”Х” Дугласа Мак Грегора (1906-1964)

  1. Человек ленив по своей природе.
  2. Человека к труду следует принуждать.
  3. У него мало честолюбия и он желает, чтобы им руководили.

Мак Грегор искал веревочки, с помощью которых можно управлять, выяснил, что менеджер может влиять на подчиненных с помощью некоторых моментов:

  1. Какие Задания получает Подчиненный.
  2. Как П выполняет З.
  3. Когда П. выполняет З.
  4. Когда устанавливается срок окончания работы над З.
  5. Ресурсы, которые имеет П для выполнения З.
  6. Рабочее окружение, в котором П выполняет З.
  7. Инструкции, которые получает П для выполнения З.
  8. Ожидание П, что он выполнит З в срок.
  9. Какие вознаграждения ожидают П.
  10. В какой мере подключается П в процесс решения проблем фирмы.

Вывод: если в вашей организации поведение сотрудников в основном соответствует предположениям теории Х, то наилучшим будет управление на основе классической концепции менеджмента.

Вклад ККМ в науку и практику управления:

  1. Внедрение научного подхода к задачам управления.
  2. Развитие принципов управления.
  3. Выделение и описание общих принципов управления.
  4. Постановка задачи – обучение менеджеров.

+ - позволяет надежно достигать поставленных целей организации.

- - недооценка психологии человека.

2.2. Социально-психологическая концепция менеджмента (1930-1950 – бурное развитие)


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: