К главе 1

3. 1) Возможные вопросы:

— О чем должен заботиться каждый оратор?

— — Какие три вопроса обычно служат содержанием речи.?

— Как построить речь?

— Как сказать речь?

— Как использовать голос, движения, мимику при произнесении речи?

2) Каждый оратор должен заботиться о том, что ска­зать, где сказать и как сказать.

Найти и выбрать что сказать — забота здравого смысла. О чем бы ни говорил оратор, он выяснит, во-первых, имел лиместо поступок, во-вторых, как его определить и, в-третьих, как его расценить.

Оратор заботливо расположит то, что найдет: возведет достойные подступы и пышные преддверия к предмету, овладеет вниманием, утвердит свои мнения, отразит и обессилит противные, поставит самые веские доводы в начало и в конец.

Сказать речь можно по-разному: она может быть безостановочной, а может быть расчленена на отрезки, между которыми оратор делает передышки; речь можно сказать спокойно и плавно, а можно жестко и строго; важно, просто или умеренно.

“Произнесение есть как бы красноречие тела и состоит из голоса и движений”,

Оратор “в гневных местах говорит напряженным голосом” в спокойных — мягким; низкий голос придает ему важности, ко­леблющийся—трогательности”.

В движениях не должно быть ничего лишнего. Держаться на­до прямо и стройно, расхаживать—изредка и немного, прости­рать руки в напряженных местах и опускать в спокойных.

Оратору надо “искусно владеть взглядом”. Глаза должны быть веселыми или печальными, это зависит от предмета, о кото­ром идет речь. Следует избегать всякого излишества, всякого кривляния.

4. 2) При подготовке сообщения можно ограничиться материа­лом данной книги, выбрав сведения о Горгии (с. 6—7), Демосфе­не (с. 10—11), Цицероне (с. 12—13, 14—15).

Примерный план сообщения:

I. Почему в Древней Греции и Древнем Риме было развито ора­торское искусство?

II. Знаменитые ораторы.

1. Горгии:

1) популярность и богатство;

2) умение один и тот же предмет и восхвалять и порицать:

2. Демосфен:

1) жизненные обстоятельства, заставившие его стать

оратором;

2) тернистый путь овладения ораторским мастерством (работа над своим голосом, дикцией, доказательно­стью, формой речей).

3. Цицерон:

1) события, вызвавшие у него потребность стать оратором;

2) своеобразие ораторского искусства Цицерона;

3) отношение к своему делу.

III. Ораторы — создатели риторики.

Тем, у кого есть. желание и возможность выйти за пределы данной книги, рекомендуем следующую литературу:

1) “Ораторы Греции” (М., 1985). Здесь во вступительной статье даются сведения об ораторах Горгии, Лисий (с. 8—10), Демосфене, Эсхине (с. 12—15). В книге опубликованы также ре­чи этих ораторов.

2) “Марк Туллий Цицерон. Три трактата об ораторском ис­кусстве” (М., 1972). Здесь во вступительной статье содержатся биографические сведения о Цицероне (с. 27—33).

К главе 2

1. Возможные вопросы.

§ 1. 1) Что такое риторика в представлении Ломоносова?

2) Кто такой ритор?

§ 2. Каким должен быть ритор?

§ 3. 1) На какие три рода делятся речи?

2) В чем особенности этих речей?

3) Какой из родов речей во времена Ломоносова не

получил распространения?

§ 4. 1) Как понимает Ломоносов прозу и поэзию?

2) Какие сочинения относятся к прозе, а какие к поэзии?

3) Какая наука учит создавать прозу, а какая поэзию? § 5. На какие части разделяется риторика?

§ 121. 1) Какие виды речей были распространены во вре­мена Ломоносова?

2) Что такое проповедь?

3) Какие бывают проповеди?

2. 1) Первые пять абзацев фрагмента из “Частной реторики” Н. Кошанского объединены общей мыслью о том, что такое ора­торство, каковы его содержание и цели.

Последующие четыре абзаца посвящены родам ретеи в Древ­ней Греции и Древнем Риме.

Затем два абзаца характеризуют роды речей в России.

Во всех последующих абзацах говорится об истинном и мни­мом красноречии.

2) Примеры некоторых из таких вопросов.

—Почему духовное красноречие в России ХVIII — XIX вв. возвысилось над мирским?

— Почему среди родов речей, распространенных в России XVIII— первой половине XIX в., не названы судебные?

3. Если при подготовке сообщения на первую тему вы испытываете затруднения, ответьте на следующие вопросы, а затем проверьте себя (см. текст в скобках):

1) Какие сведения об учебнике риторики М. В. Ломоносова вы почерпнули из первых двух документов 1744 г.? (Учебник созданна основе выбора и перевода на русский язык риторических правил древних; учебник краток.)

2) Как предлагалось доработать учебник? Почему? (Дать на латинском языке с переводом на русский и дополнить; академия: считали, что риторика на русском языке не будет пользоваться спросом.)

3) Когда и почему было решено издать II вариант учебника М. В. Ломоносова? (В 1747 г., потому что у наборщиков было работы.)

4) Какие сведения об учебнике М. В. Ломоносова вы почерпнули из 4-го и 5-го документов? (Учебник риторики имел большое успех, хотя Ломоносов написал его на русском, а не на латинском языке.)

5) Почему М. В. Ломоносов не согласился написать учебник налатыни? (Ученый высоко,

ценил русский язык и считал, что егориторика поможет читателю в “украшении российского слова”Я Он не ошибся: при его жизни риторика издавалась трижды.)


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: