Из воспоминаний о публичных выступлениях. Ферсман Александр Евгеньевич (1883—1945)— русский геохимик и минеролог, академик

Ферсман Александр Евгеньевич (1883—1945)— русский геохимик и минеролог, академик.

Среди ученых Александр Евгеньевич выделялся как один самых блестящих ораторов. Его выступления отличались необычайной логичностью построения и высокой доходчивостью излагаемого материала, новизной его, непревзойденной художествен ной формой, я бы сказал, красотой изложения... Александр Евгеньевич обладал удивительным даром создавать в аудитории такое настроение, что все присутствующие чувствовали себя глубоко заинтересованными в разработке темы, о которой он говорил. Конечно, постоянный успех выступлений А. Е. Ферсмана, интерес к ним зависел также от его высокой культуры, энциклопедичности знаний не только во всех разделах естествознания но и в гуманитарных науках.

С. Ю. Липши

И всегда меня поражала особенность его выступлений...Какпевец или поэт, говорил вдохновенно, почти восторженно о самых обычных вещах, так что и эти вещи, и сказанные о нихслова приобретали важный, не уловленный слушателями раньше смысл. Это было похоже на волшебство...

Я часто думал: как это ему удается? И пришел к выводу, что все дело в удивительной способности придавать различные инто­нации голосу — от тихих, переходящих в шепот, до резких, ак­центирующих внимание на выводе, формуле, подытоживающих предшествующую его мысль. Он был действительно прекрасный артист, чтец-декламатор, которого можно слушать без конца, поддаваясь очарованию вдохновенного голоса.

Б. М. Кедров

Сейчас в моей памяти эти лекции сохранились как нечто чрезвычайно праздничное, радужное и радостное. Лекции знаме­нитого ученого привели нас, юнцов, в восторг. После академиче­ски размеренных, сухих и довольно-таки скучноватых профессор­ских выступлений на нас был обрушен искрометный, кипящий водопад новых понятий, смелых до дерзновения идей, грандиоз­ных обобщений. Увлекаемые этим потоком, мы... слушали с упое­нием и глядели во все глаза на нашего чудесного лектора.

И. И. Шафрановский

Фрагменты речей А. Е. Ферсмана см. на с. 112, 172.

тельности тем, которые возникают под пером писателя. В качестве примера приведем фрагмент из лекции А. Е. Ферсмана:

Эти же прекрасные фантастические картины мы видели на яшме самого знаменитого русского месторождения в окрестностях Орска: вот бушующее море, покрыто серовато-зеленою пеною, на горизонте сквозь черные тучи пробивается огненная полоска заходящего солнца — надо только врезать в это бурное небо трепещущую чайку, чтобы достигнуть полной иллюзии бури на море; вот какой-то хаос красных тонов, что-то бешено мчится среди пожара или огня, и черная сказочная фигура резкими контурами выделяется на фоне кошмарного хаоса; вот мирный осенний ландшафт: голые деревья, чистый первый снег, кое-где еще остатки зеленой травки; вот лепестки и цветы яблони, они упали на поверхность воды и тихо качаются на волнах заснувшего пруда. Таких картин не перечесть.

Яркие психологические портреты, удивительные по напряженности драматические сцены создавали в своих речах русские ораторы второй половины XIX в. Так, защитник

В. Д. Спасович назвал речь А. Ф. Кони “Об утоплении крестьян­ки Емельяновой ее мужем” “обстоятельным и подробным рома­ном”. Полные драматизма эпизоды рисовал в своих выступлени­ях на суде адвокат С. А. Андреевский.

Итак, используя тропы и художественные образы, оратор воздействует на слушателей, будит их мысли, которые становят­ся зримыми, предметными, осязаемыми, и эмоции.

ПРАКТИКУМ

1. Прочитайте фрагменты из лекций ученых. Что вам известно о выступающих и об их слушателях? Определите виды тропов, используемых ораторами. Перескажите любой из фрагментов близко к тексту.

I. На реке он оживал и жил с ней душа в душу. Он лю­бил свою реку, никакой другой стихии своей страны не говорил в песне таких ласковых слов,— и было за что. При переселениях река указывала ему путь, при поселе­нии она — его неизменная соседка: он жался к ней, на ее непоемном берегу ставил свое жилье, село или деревню.

В продолжение значительной постной части года она и корм его. (В. О. Ключевский.)

II. Оценим меркою древнего мира, меркою раба, раба результаты пользования современными источниками энегии, наукой, подчиненными воле человека... Как поступил бы современный инженер, если бы ему пришлось демонстрировать воскресшему мудрецу древности локомотив, развивающий до 3000 лошадиных сил? Чтобы быть понятым, он скажет: вот машина, приводимая в движение 30000 рабов, несущихся с головокружительной скоростью экспрессов. Предложим далее вниманию мудреца проект электрической передачи мощности в 250 000 л.с. от водопадов реки Замбези на расстояние 1100 км в линии Натали и Трансвааля электрическим током в 150000 вольт напряжения. На чертежах-проектах инженер укажет металлическую проволоку, по которой моментально на 1000 верст переносятся 2,5 млн. рабов со всем их запасом пищи, необходимым для их труда. (Н. А. Умов.)

III. И если вы этот фонарь знания внесете в Россию, то вы сделаете в самом деле то, что от вас ожидает Россия, ибо от чего же зависит ее благосостояние? От чего зависит богатство или бедность ее народа и ее международная свобода? Ведь только независимость экономическая есть независимость действительная, всякая прочая есть фиктивная. (Д. И. Менделеев.)

2. Прочитайте фрагменты из судебных речей А.Ф. Кони. Что,вам известно об ораторе? Подумайте, как с помощью тропов (они выделены курсивом) выражено отношение оратора к предмету своей речи. Назовите вид тропов.

I. Я нахожу, что подсудимый Емельянов совершил дело ужасное, нахожу, что, постановив жестокий и несправедливый приговор над своей бедной и ни в чем не повинной женой, он со всей строгостью привел его в исполнение. Если вы, господа присяжные, вынесете из дела такое же убеждение, как и я, если мои доводы подтвердят в вас; это убеждение, то я думаю, что не далее, как через несколько ча­сов, подсудимый услышит из ваших уст приговор, конечно, менее строгий, но, без сомнения, более справедливый, чем тот, который он сам произнес над своей женой. (“Дело об утоплении кресть­янки Емельяновой ее мужем”.)

II. Фальшивые ассигнации похожи на сказочный клубок змей. Бросил его кто-либо в одном месте, а поползли змейки повсюду. Одна заползет в карман вернувшегося с базара крестьянина и вытащит оттуда последние трудовые копейки, другая отнимет 50 руб. из суммы, назначенной на покупку рекрутской квитанции, и заста-

вит пойти обиженного неизвестною, но преступною рукою парня в солдаты, третья вырвет 10 руб. из последних 13 руб., получен­ных молодою и красивою швеею-иностранкою, выгнанною на улицы чуждого и полного соблазна города и т. д., и т. д.— ужели мы должны проследить путь каждой такой змейки и иначе не можем обвинить тех, кто их распустил? (“Дело о Станиславе и Эмиле Янсенах, обвиняемых во ввозе в Россию фальшивых кредитных билетов...”)

3. В книге для учащихся “Секреты пунктуации” Г. Г. Граник и С. М. Бондаренко сложноподчиненные предложения с несколь­кими придаточными, связанными по способу последовательного подчи­нения, сравниваются с “гусями” (они следуют друг за другом, как гуси на прогулке), а сложноподчиненные предложения с несколькими прида­точными, в которых одно простое предложение входит в состав друго­го,— с “матрешками” (одно предложение находится внутри другого). Подготовьте сообщение о сложноподчиненных предложениях для ответа в классе, используя эти сравнения. А может быть, вам удастся приду­мать свои сравнения по данной или другой синтаксической теме? По­пробуйте!

4. Вы, конечно, хорошо помните главного героя произведения Мигеля де Сервантеса Сааведры “Дон-Кихот”. Ниже дается фрагмент из речи И. С. Тургенева “Гамлет и Дон-Кихот”, про­изнесенной 10 января 1860 г. на публичном чтении. В этом фрагменте пропущены эпитеты (вместо них стоят многоточия). Попытай­тесь вставить эпитеты, а затем сравните свой вариант с тургеневским.

Дон-Кихот, мы должны в этом сознаться, положите­льно смешон.

При одном воспоминании о нем возникает в вообра­жении...,..., горбоносая фигура, облеченная в... ла­ты, вознесенная на... остов... коня, того..., вечно го­лодного и битого Россинанта, которому нельзя отказать в каком-то полузабавном, полутронутом участии.

5. Владимир Владимирович Набоков писал, что до появления Пушкина и Гоголя “русская литература была подслеповатой. Формы, которые она замечала, были лишь очертаниями, подсказанными рассудком; цве­та как такового она не видела... Небо было голубоватым, заря алой, ли­ства зеленой, глаза красавиц черными, тучи серыми и т. д.”. Найдите в описании сада Плюшкина эпитеты, передающие необычный цвет ли­ствы, освещенной солнцем. Подготовьте для своих одноклассников со­общение о тропах, использованных в этом описании или в любом другом фрагменте из “Мертвых душ” Гоголя.

6. Владимир Владимирович Набоков отметил поразительное явление в “Мертвых душах” Гоголя: “Словесные обороты создают живых лю­дей”. Найдите несколько таких примеров в тексте поэмы и подготовьте для ответа на уроке устное сообщение об этом явлении. (См., например, главу 1 — описание губернаторского бала; главу 2 — описание погоды во время посещения Маниловки; главу 3 — описание воя псов в деревне Коробочки и т. д.)

7. Прочитайте фрагмент юбилейной речи В. О. Ключевского (см. с. 53). Что вам известно об ораторе? К кому обращена речь? Найдите тропы. Какова их роль в создании определенного настроения?

8. Прочитайте, как К. С. Станиславский, используя различныетропы, охарактеризовал речь с плохой дикцией. Какой из них вам кажется наиболее удачным? Почему?

I. Слово с скомканным началом подобно человеку с расплющенной головой.

Слово с недоговоренным концом напоминает (...) человека с ампутированными ногами.

Когда у некоторых людей от вялости или от небрежности слова сливаются в одну бесформенную массу, я вспоминаю мух, попавших в мед, мне представляется осенняя слякоть и распутица, когда все сливается в тумане.

II. Моя артикуляция губ плохо развита и так далека о виртуозности, что она не допускает даже ускоренной речи. Слог и слова размываются, обваливаются и сползают, как рыхлый грунт берега, отчего происходят постоянные разливы гласных, в которых вязнет язык.

9. Составьте схему тропов, которые используются в ораторской речи чаще других.

10. Прочитайте начало “Резюме”. Самостоятельно продолжите его.

Резюме

1. При слушании речи нередко возникают ассоциации, активизирующие внимание аудитории. С ассоциациями связано понятие словесной наглядности.

НЕСКОЛЬКО ЗАДАНИЙ НА ПРОЩАНИЕ

1 Кончается учебный год. Началась пора зачетов, экзаменов. Готовь­тесь к ним так, чтобы вас было интересно слушать не только учителю, но и всем присутствующим.

2 У вас впереди лето. Подумайте, чем вы будете заниматься на канику­лах. Посоветуйтесь с ребятами, соберитесь классом или группой. Пусть те кто имеет четкий план, расскажет о нем остальным. После встречи вспомните, чье сообщение произвело на вас наиболее сильное впечатле­ние и почему. Поинтересуйтесь, согласны ли с вашим мнением другие участники встречи.

3. Кем бы вы хотели видеть себя в будущем? Поговорите об этом с ва­шими друзьями. Постарайтесь собрать группу ребят, которые об этом серьезно думают. Пусть подготовят выступления те, кто уже выбрал бу­дущую профессию; пусть задумаются над этим вопросом те, кто ее еще не выбрал. Чье сообщение вам понравилось больше других? Почему? А что думают по этому поводу ваши друзья?

4. Кончился учебный год. Вспомните, что хорошего принес он вам. По­старайтесь подготовить выступление на торжестве в честь окончания учебного года (будь то утренник, вечер или собрание). Если год принес вам удачу, доставил радость, если было много интересного в вашей жизни, расскажите об этом тепло и задушевно, поблагодарив тех, кто помог вам (учителя, друзья, руководители кружков, лекторы и т. д.). Если в этом году в вашей школьной жизни было больше неудач, чем успехов, расскажите о своих промахах правдиво, но без горечи и обиды, а главное, с юмором, так, чтобы не омрачить общего настроения, а, нао­борот, внести в атмосферу торжественности нечто новое.

ОТВЕТЫ


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: