К главе 3

3. Это фрагменты из судебной речи Анатолия Федоровича Кони по делу о подлоге завещания от имени купца Козьмы Беляева (февраль 1872 г.). Из содержания ясно, что это прокурорская обвинительная речь. Оратор обращается к судьям и присяжным заседателям, говорит о преступлении, о возбуждении уголовного дела.

Для речи характерны лексика и словосочетания судебного делопроизводства (произнести приговор, приговор по делу, пре­ступление, потерпевшее лицо, правосудие, подлежит рассмотрению, обвинение), выражение долженствования различными средствами, указывающими, на необходимость провести расследование (предстоит произнести приговор, оно подлежит вашему рассмотрению, предстоит пристально вглядеться, придется всмотреться в ту даль, надлежит оценить обстановку).

Хотелось бы обратить внимание на спокойную, рассудительную интонацию оратора (старался, не увлекаясь, спокойно и сжато изложить перед Вами существенные обстоятельства это­го сложного дела), на его призыв к обдуманным, взвешенным решениям (предстоит пристально вглядеться в отдаленное про­шлое,...беспристрастным взглядом оценить обстановку). В речи

нет напора, безапелляционности, которые являются составляющими того, что обычно называют “прокурорским тоном”.

4 I фрагмент из речи В. О. Ключевского, посвященной 150-ле­тию Московского университета (написана до 12 января 1905 г.). Как известно, Московский университет был учрежден в 1755 г. В 1005 г.—празднование его 150-летия.

По содержанию это юбилейная речь, относится к социально-бытовому роду. В ее основе—прослав­ление Московского университета. Основная мысль — духовное единство воспитанников университета, в основу которого была положена идея всесословности.

Для речи характерна высокая лексика (питомцы, завет, сте­зя, духовная корпорация, отечество); лексика и словосочетания, обозначающие психическое состояние (усиленное биение пульса, живее вспомнит, освежит светлые воспоминания, мысленно соль­ются, вспомнят, будить силы).

II фрагмент взят из цикла лекций В. О. Ключевского “Курс русской истории”. Это фрагмент вузовской лекции. Ав­тор оригинально рассуждает о том, почему в верхневолжской Руси мало городов, а села невелики в отличие от южной Руси, где много городов и огромные села. Используется специальная лексика (народное хозяйство, внешняя торговля, центр торгов­ли, приморский рынок, крестьянский двор, господствующая фор­ма расселения). В то же время некоторая доля разговорных, об­разных выражений (отыскивая сухое место; поставить ногу; ред­кие островки среди моря лесов и болот: поставить один, два, много три крестьянских двора) оживляет речь, придает ей отте­нок популярности.

5. Приведен фрагмент проповеди протоиерея Александра Меня, произнесенной им в сельском храме.

По содержанию это духовная (церковная) пропо­ведь; в ее основе—нравственные вопросы.

Для речи характерна торжественная лексика из Библии (внять, “стать, как боги”, возгордившись, вселенское дело, воз­ложенный), библейские понятия и реалии (Змий-Сатана, Гос­подь, демонические силы, вселенское дело, воля Божия).

6. Судя по теме выступления и теме форума—это социаль­но-политическая речь, вид речи—доклад. О социаль­но-политическом характере выступления свидетельствует соот­ветствующая лексика (человечество, мирное использование ядерной энергии, проблема безопасности, ядерная безопасность, мировая общественность и т. д.). Однако данная речь является речью ученого, и он в ней рассматривает социально-политиче-

скую проблему как специалист в области ядернойфизики. Отсюда элементы научного сообщен и рассматривается идея решения проблем ядернойбезопасности — размещения ядерных реакторов под землей, эта идеяобосновывается. Используется специальная лексика (конструктивные дефекты, радиоактивные продукты, теплофикационные станции, землеройная техника, ядерные реакторы, радиационная катастрофа).

7. Это речь Афанасия Прокопьевича Щапова, преподавателе русской истории Казанской духовной академии и Казанской университета, произнесенная в апреле 1861 г. с амвона кладбищенской церкви на панихиде, посвященной погибшим в селе Бездна крестьянам, где они были расстреляны войсками за участие в антиправительственных волнениях. Речь можно отнести к социально-политическому роду. Об этом свидетельствует лексика (инициатива политических движений, демократическая конституция). По виду это митинговая речь: родилась в момент всеобщего возбуждения присутствующих, экспромтом, обращена к народу, заканчивается лозунгом. В то же время речь является своеобразные надгробным словом, обращенным к погибшим (мир праху вашему, вечная память).

9. 1) Советы по подготовке сообщения. А. Если вы хотите ограничиться материалом данной книги и подготовить сообщение об одном ораторе, советую вам рассказать о Т. Н. Грановском (см. с. 42—43), либо о В. О. Ключевском (см. с. 74—75), либо об А. Е. Ферсмане (см. с. 172—173)” либо о Ф. Н. Плевако (см. с. 108—109). В книге приводятся достаточно яркие фрагменты из воспоминаний об этих ораторах, к тому же вы можете в своем сообщении воспользоваться выдержками изих речей (см. указание после текста воспоминаний).

Если вы хотите подготовить сообщения о нескольких ораторах, можно сгруппировать материал таким образом: а) лекторы-ученые; б) судебные ораторы; в) ораторы — общественные и политические деятели (см., например, сведения об А. В. Луначар­ском на с. 87, 93, 131). При этом лучше сообщить о мень­шем количестве ораторов, но о каждом из них рассказать нечто оригинальное.

Б. Если у вас есть желание и возможности выйти за пределы данной книги, рекомендуем воспользоваться материалами следу­ющих изданий, где даются очерки о выдающихся ораторах: Этюды о лекторах.—М.,1974; Живое слово науки: Очерки об уче­ных-лекторах.—М., 1981; Мастера красноречия.—М., 1991.

К главе 4

1. Если в причастии полной формы ударение падает на суффикс -енн-, то на суффиксе оказывается ударение и в мужском роде

краткой формы, а в остальных кратких формах ударение перемещается на окончание:

Введённый — введён, введена, введено, введены; вве­зённый — ввезён, ввезена, ввезено, ввезены; взбешённый — взбе­шён, взбешена, взбешено, взбешены; завезённый — завезён, за­везена, завезено, завезены; заведённый — заведён, заведена, за­ведено, заведены; внесённый—внесён, внесена, внесено, внесе­ны; воспроизведённый — воспроизведён, воспроизведена, воспро­изведено, воспроизведены; доведённый — доведён, доведена, до­ведено, доведены; занесённый — занесён, занесена, занесено, за­несены.

3. В предложениях левого столбца допущены следующие ошиб­ки: 1) Нарушение сочетаемости слов: суета не может быть дело­вой. 2) Слово вопрос — универсальное, в данном случае не несет никакой информации, следует не поднять вопрос, а улучшить;

поднять на должную высоту — штамп. 3) Выражение находиться на высоком уровне имеет положительное значение и не может использоваться для характеристики отрицательных явлений. 4) Для описания данной ситуации сочетание слов фирменное блюдо не может быть использовано.

4. В предложениях допущены следующие ошибки: 1) Нарушение сочетаемости слов: уровень может повышаться или понижаться. 2) Слово дуэт имеет значение “два”, поэтому двух— здесь лишнее. 3) Следует использовать слово решительность, посколь­ку оно обозначает “смелость, энергичность, категоричность в определенный момент”; решимость указывает не только на го­товность принять какое-либо решение, но и осуществить его; из контекста следует, что нужно использовать первое слово. 4) Вы­ражение “главная суть” тавтологично, т. е. каждое из них содер­жит одну и ту же информацию: суть — это и. есть главное, основ­ное. 5) То же самое явление: маршрут — это и есть направление движения. 6) Слово форум имеет следующие значения: площадь в Древнем Риме, где была сосредоточена общественная жизнь города; место, являющееся центром, средоточием чего-либо; ши­рокое представительное собрание, съезд; ошибкой является ис­пользование этого слова по отношению к совещанию, собранию, имеющему местное значение, являющемуся рядовой деловой встречей представителей той или иной отрасли хозяйства или от­дельного производственного коллектива. 7) Слово кавалькада (по происхождению одного корня со словами кавалерия, кавале­рист} означает группу всадников (всадниц) на прогулке, на вы­ездке. 8) Неверные сочетания слов “с тихим шумом”, “с шумом лопались”, лишнее слово ранние. 9) Неверно использовано слово эффективных, т. е. действенных, быстро приводящих к нужным результатам. Следует эффектных. 10) Нарушение сочетаемости слов “играть значение”, нужно играть роль или иметь значение.

11) Нарушение лексической сочетаемости, надо сказать следующую мысль.

5. 1) Разъяснять что? (сроки). 2) Точка зрения на что? (“ творческий процесс). 3) Оплатить что? заплатить за что (оплатить проезд, заплатить за проезд.) 4) Выводы о ч е м? (о получении...). 5) В борьбе за ч т о? (за снижение...). 6) Нельзя в данном случае слова людей и лошадей включить в однородный ряд, следует полностью переработать фразу. 7) Разнотипность синтаксических конструкций. 8) Неверно употреблен деепричастный оборот, следует: Художник, придерживаясь манеры Сурикова, изобразил... 9) Немотивированное использование отглагольного существительного: В проходной следили, чтобы верхнюю одежду снимали. 10) Нарушено управление. Надо: о чем будет решение...

8. Используется в ироническом смысле крылатое выражение с высокой стилистической окраской: В жизни всегда есть место подвигу (оно переносится в бытовую ситуацию, и поэтому возникает иронический смысл); стоять на часах трансформируется в “сидеть на часах” (работать часовых дел мастером); охранять небо над головой также переносится в бытовую ситуацию; слово трудиться имеет высокую стилистическую окраску и в данном сочетании (“трудиться вахтером”) также имеет комическую окраску. Иронически звучат и последующие фразы.

К главе 6

4. А. Ф. Кони пишет: “Начало лекции о Ломоносове не подошла бы к аудитории интеллигентной, так как с первых же слов все догадались бы, что речь идет именно о Ломоносове, и оригинальность начала превратилась бы в жалкую искусственность”.

5. В лекции Т. Н. Грановского упоминаются записки одного средневекового рыцаря (фактический материал). Оценка рыцарем своих действий (подвиги) противопоставлена авторской оценке (разбой, ограбление). Ученый делает вывод, что общественное мнение в средние века не накладывало позорного клейма на такие поступки: рыцарь не стыдится о них рассказывать, да еще и хвастается ими. Привлечение документа (записок рыцаря) помогает Грановскому сделать выводы об общественное идеале эпохи средних веков и сопоставить его, с общечеловече­скими идеалами.

В речи И. С. Тургенева приведено множество исторических фактов, имевших место в разных странах мира в век и непосред­ственно в год рождения Шекспира. Эти факты создают истори­ческий фон. На некоторых из названных исторических фактов лежат мрачные тени средних веков; другие, как и рождение Шекспира, провозглашают гуманность.

В речи адвоката С. А. Андреевского привлечены факты из жизни госпожи Чернецкой, факты, свидетельству­ющие о ее сказочном богатстве и о скаредности, лишив­шей ее человеческого облика и превратившей в настоящего тира­на. Факты не просто приводятся, но и оцениваются адвокатом. Его цель — вызвать у судей и присяжных отвращение к постра­давшей и смягчить участь обвиняемого.

6. Факты, которые легли в основу рассуждения В. О. Ключев­ского: многочисленность городов, многолюдность сел, развитие торговли в Киевской Руси; незначительное количество городов, маленькие деревни, отсутствие развитой торговли в Северо-Восточной Руси.

7. 1) Составим рабочий план. Чтобы его составить, обратимся к главе 5, где названы основные особенности человеческого голоса.

Особенности голоса оратора:

а) дикция—ясное, четкое произношение звуков;

б) темп речи (скорость);

в) с и л а голоса;

г) монотонность речи;

д) высота голоса;

е) умение “держать паузу”;

ж) эмоциональность голоса — умение выразить го­лосом чувства и переживания.

2) Осуществляем беглый просмотр воспоминаний и отмечаем те из них, в которых говорится о голосе оратора. (В. О. Ключевский, А. А. Танков о Ф. И. Буслаеве — с. 44—45; В. О. Ключевский о С. М. Со­ловьеве — с. 134—135; В. Е. Тищенко и Б. П. Вейнберг о Д. И. Менделе­еве — с. 72—73; А. Белов, А. И. Яковлев о В. О. Ключевском — с. 74— 75; А. Белый о М. А. Мензбире — с. 90; Б: М. Кедров об А. Е. Фер­смане—с. 172—173; А. Ф. Кони о Ф. Н. Плевако — с. 108—109 и С. Н. Урусове—с. 154—155).

3) Производим выборочное чтение. В вышеуказанных фраг­ментах читаем только те места, где говорится о голосе оратора.

4) Углубленное чтение выбранных мест с выписками. Можно сделать выписки в виде таблицы.

Автор воспо­минаний Оратор Характеристика голоса Отмеченные особенности голоса
В. 0. Клю­чевский Ф. И. Буслаев Громкий, “как бы нападающий” Сила (громкий), эмоциональность
А. А. Тан­ ков Ф. И. Бус­ лаев “Я не знаю, изложил ли он когда- либо десяток-другой фраз спокойным, беспристрастным, докторальным (на­ ставительным) тоном. Едва ли. Пока он говорил, он был одушевлен” Сила (громкий), эмоциональность
родолжение
Автор воспо­минаний Оратор Характеристика голоса Отмеченные особенности голоса
А. Белов В. 0. Клю­чевский Тон беспрестанно менялся в зависи­мости от того, что он говорил Отсутствие монотонности (эмоциональность)
А. М. Яков­ лев ”— Отчеканивал окончания произносимых им слов так, что не мог пропасть ни один звук, ни одна интонация Голос негромкий. “Неторопливость лекции была тако­ва, что можло было записывать сло­во в слово” Хорошая дикция Сила (умеренный) Темп (медленный)
Андрей Бе­лый М. А. Мензбир Громкий и ровный голос, точные, ров­ные, гладкие фразы Сила (громкий), Темп (медленный)
Б. М. Кедров А. Е. Ферсман “Удивительная способность прида­вать различные интонации голосу — от тихих, переходящих в шепот, до резких, акцентирующих внимание на выводе, формуле, подытоживающих предшествующую его мысль” Отсутствие монотонности (по силе — от шепота до резкого тона), смысловая эмоциональность
В. 0. Клю­чевский С. М. Со­ловьев Говорил не спеша, речь текла ровно, плавно, “низким регистром своего не­ много жирного баритона”, редко под­нимал тон. “Говорил отрывисто, точно резал свою мысль тонкими удобоприемлемыми ломтиками, и его было легко записывать”. Тон речи был несколько приподнят, слышалась ораторская струнка” Темп (умеренный), высота (голос низкий), монотонность (по высоте); смягчалась смысловыми паузами; эмоциональная окраска
А. Ф. Кони Ф. Н. Плевако Пришептывающий голос. “В этом голосе звучали ноты такой силы и страсти, что он захватывал слушателя” Отсутствие хорошей дикции, эмоциональность
А. Ф. Кони С. Н. Уру­сов Приятный высокий баритон, разме­ренная, спокойная речь с тонкими мо­дуляциями (изменениями тона) Высота (умерен­ный), темп (умеренный), отсутст­вие монотонности (по высоте)
В. И. Тищенко Д. И. Мен­делеев Он говорил то “на высоких теноро­вых нотах, то низким баритоном, то скороговоркой, то остановится, тя­нет”. Голос переходил от ясно слышного в последнем ряду аудитории шепота к громоподобным возгласам Отсутствие монотонности (по высоте — от высокого до низкого, темпу — от скороговорки до медленного, по силе — от шепота до громо­подобного возгла­са), хорошая дик­ция

5) Анализ таблицы. Рассмотрим, какие особенности голоса оратора слушатели считают особенно важными (цифра обозначает, сколько раз данная особенность отмечена в воспоминаниях о выступлениях):


Отсутствие монотонности Эмоциональность Темп речи Умеренный медленный Сила голоса Умеренный голос Громкий голос Дикция Безупречная С недостатками Высота голоса Умеренный голос Низкий голос  

6) Основные мысли сообщения:

а) особенности голоса, которые выше всего ценятся у орато­ра: отсутствие монотонности (Менделеев, Ключевский, Ферсман, Урусов), эмоциональность (Буслаев, Соловьев, Ключевский, Фер­сман, Плевако), темп (умеренный—Соловьев, Урусов, медлен­ный — Ключевский);

б) речь оратора, обладающего монотонным голосом, разнооб­разят паузы (Соловьев);

в) важные качества голоса — безупречная дикция (Менделе­ев, Ключевский) и сила: одинаково ценится громкий (Буслаев, Мензбир) и умеренный (Ключевский) голос;

г) по высоте ценится умеренный (Урусов) и низкий голос (Со­ловьев).

7) Отметьте в таблице цитаты, которые вы решили использовать, запи­шите их на отдельный листок.

8) Если хотите, напишите полный текст вашего выступления.

9) Проведите репетицию вашего выступления. Обратите внимание на особенности вашего голоса. Если необходима тренировка голоса, см. си­стему упражнений в главе 5.

11. Памятка “Как работать над речью” (возможный вариант).

1) Выберите тему речи.

2) Подумайте, какова цель речи.

3) Выясните, каковы условия выступления (где, когда, перед кем вы выступаете).

4) Подумайте, нуждается ли ваша речь в рекламном названии. 5) Составьте предварительный (рабочий) план.

6) Подберите фактический и теоретический материал ктеме:

а) путем беглого просмотра найдите издания, непосредственно относящиеся к вашей теме;

б)проведите выборочное чтение того, что относится к теме;

в) внимательно изучите относящуюся к теме литературу (подберите факты, определите основную мысль вашего выступления).

7) Напишите полный текст речи (или конспект, или тезисы, или план).

8) Прорепетируйте речь перед зеркалом (перескажите текст написанной речи или проговорите текст по конспекту, тезисам или плану).

9) Произнесите речь перед аудиторией.

10) Ответьте на вопросы.

11) Проанализируйте речь.

К главе 7

I. Этикетные формулы—I, IV; “зацепляющий крючок”—I, II, II, IV; вступление—V.

2. Анализ—I, 3; синтез—7; сравнение—5; обобщение—2, 4, 6.

3. I) Основная мысль фрагмента—различные значения слова русь (с Х по XII в.). Основная мысль доказана с помощью аргу­ментов к существу дела: историк, приводя различные значения слова русь, делает ссылки на памятники письменности. 2) Слово русь взято в разных значениях.

В первом предложении русь (Русь) — высший класс древнерусского общества, во втором — слово Русь имеет значение “го­сударство”.

4. I) Во фрагменте использована дедукция. Поскольку доклад прочитан аудитории, хорошо знакомой с творчеством А. С. Грибоедова, Л. Леонов избегает развернутых доказательств. Аргументы отличаются достаточной полнотой, но они очень кратки.

5. Составляя свое выступление, помните о том, что образная система художественного произведения предполагает возможность разного индивидуального восприятия. При чтении художественного произведения у читателя создаются образы, возникающие на основе как текста произведения, так и личного опыта самого читающего. Поэтому одно и то же произведение по-разному вос­принимается даже одним человеком в разные возрастные перио­ды, в разных условиях.

Чацкий и Софья — герои произведения художественной литературы, суждения о них не могут быть такими же жесткими, как суждения, касающиеся математики, логики и других точных наук!

6. Во фрагменте речи Ф. Н. Плевако используются следующие аргументы к человеку: аргументы к публике и аргументы к жало­сти. Эти аргументы являются типичными для судебных речей: задача юристов — установить не только факты преступления, но и его мотивы, отсюда внимание к психологии человека, призывы к судьям и присяжным учесть психологическое состояние челове­ка. Ведь от мотивов поведения и характеристики личности зави­сит конкретное приложение статей закона.

7. 1) В двух первых фрагментах использована дедукция, в двух последних — индукция.

2) Основная мысль — недобросовестность судебного следствия по делу К. К. Криуна.

3) В речи преобладают аргументы к существу дела. Адвокат на­зывает факты, свидетельствующие о недобросовестности следст­вия: не исследована пробоина парохода, состояние иллюминато­ров, не допрошен начальник машинного отделения, не изучен устав, в котором четко обозначены обязанности экипажа кораб­ля и центрального управления пароходства. Отрицательная оценка работы следствия, которая недвусмысленно дается в ре­чи, тем не менее не может быть рассмотрена как аргументы к личности (к оппоненту), потому что о личности представителей следствия речи нет. Говорится только о недобросовестном веде­нии данного дела.

10. Фрагмент I — подведение итогов, обобщение!

Фрагмент II—адвокат приводит аргументы к жалости. На протяжении всей речи (см. ее фрагменты в упр. 7) приводились аргументы к существу дела, воздействующие на разум судей; в финале речи защитник считает необходимым воздействовать на эмоциональную сферу слушателей. Аргументы к жалости, приведенные после убедительных аргументов к существу дела, производят особенно сильное впечатление.

Фрагмент III—первая часть финала речи—итог, обобще­ние, в ней говорится о значении Пушкина; вторая часть фраг­мента в большей степени обращена к чувствам слушателей, в ней говорится о признательности читателей великому поэту.

К главе 8

5. 1) Слова ловко управляется имеют разговорную окраску;

можно заменить нейтральными хорошо выполняет. 2) В данной фразе можно использовать разговорное словосочетание уйма претензий. 3) Просторечное кумекать целесообразно заменить в этом контексте на нейтральное подумать. 4) Первоклашки —

разговорное, передает разговорность речи. 5) Ухоженный — точно передает состояние объекта. 6) Артачиться — разговорное: упрямиться, не соглашаться. В этом предложении — переносное, метафорическое использование.

7. 1) Пялить— слово, имеющее сниженную окраску, очи — высокую окраску. При сочетании этих слов в данном контексте возникает стилистическое несоответствие. 2) Грядущей — слово высокой стилистической окраски, целесообразно заменить на будущей. 3) Загодя имеет сниженную стилистическую окраску (просторечное слово). Целесообразно заменить нейтральным зара­нее, заблаговременно. 4) Ввергнуть — слово высокой стилистической окраски. Нельзя сказать ввергнуть в восторг. Следует сказать привело в восторг. 5) Созидать — имеет высокую стилистическую окраску. Следует сказать проектировать, создавать новые машины.

8. 1) Нейтральное—высокое; 2) нейтральное—высокое—сниженное; 3) книжное книжное — разговорное; 4) нейтральное — разговорное — книжное; 5) нейтральное — просторечное; 6) нейтральное — высокое — просторечное; 7) нейтральное — высокое — просторечное; 8) нейтральное — разговорное; 9) нейтральное—высокое; 10) нейтральное—высокое; 11) нейтральное—высокое—высокое; 12) нейтральное—книжное; 13) нейтральное—книжное; 14) нейтральное—высокое.

9. 1) Средства контакта: местоимения мы (обозначающее оратора и его сверстников, получивших с ним одинаковое воспитание) я, вы (обозначающее слушателей), личные глагольные формы;, (не знаю, отмечаю), формы повелительного наклонения, обращенные к аудитории (судите, осуждайте), вводные слова (может быть). Широко используются слова и словосочетания, содержащие положительную оценку: событие нашей молодости,, первая любовь, беззащитно отдавались обаянию стиха, задушев­ность лирических отступлений, любовались, хорошее письмо, первый житейский учебник, робкая рука. Встречаются слова и словосочетания с отрицательной оценкой: случайное и мимо­летное литературное впечатление, горько упрекали, холодно от­вергать любовь, беспорядочные порывы и стремления, педагоги­ческий недосмотр, эстетический порок, действительный порок.

10. 1) Речь В. О. Ключевского относится к социально-бытовому красноречию. Это юбилейная речь. Для нее характерен торже­ственный, приподнятый тон, который создается достаточно слож­ной синтаксической структурой. В речи преобладают сложные и осложненные предложения с распространенными однородны-, ми членами (соединенными повторяющимися союзами), причаст­ными и деепричастными оборотами. Речь обращена к универси­тетской публике, прекрасно знающей творчество Пушкина. Поэ­тому ее автор позволяет себе цитировать Пушкина, не указывая

конкретный источник цитаты; в других случаях Ключевский кратко перечисляет мотивы творчества поэта, легкими штрихами рисуя созданные им картины. 2) Средства языкового контакта: вопросо-ответная конструк­ция, риторический вопрос, глаголы повелительного наклонения (вспомните, вникните, разберите), личные местоимения (нас, на­ми, нам, мы, вы), личные глаголы (увидите).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: