1. А. Ф. Кони использует публицистический стиль речи. Цель оратора — воздействовать на судей и присяжных заседателей, вызвать не только их уважение к. правдивым показаниям и мужеству вдовы убитого, но и сочувствие к ее трагедии, душевным мукам и переживаниям.
А. Ф. Кони широко использует оценочную лексику: положение ужасно, горячо любила, что-нибудь очень дурное, жестокая судьба, опозоренье памяти покойного, горестное и тяжкое служение правде, справедливая кара, злополучная женщина. В речи часто встречаются повторы, придающие ей эмоциональный характер: лишилась мужа, лишилась единственного заступника, единственной поддержки, лишилась от руки своего брата; ту борьбу, те колебания, те муки; прийти сюда обличительницей брата, прийти во имя чести отца своих детей и прийти... вопреки ожиданиям и требованиям своей семьи. Интересен синтаксис фрагмента. Сложные предложения с союзной и бессоюзной связью, осложненные однородными членами, вводными словами, обособлениями, в которых передаются сложные душевные переживания вдовы Рыжова, чередуются с короткими простыми предложениями, в которых как бы подводится итог: Для нее нет выхода из этого. Знаем ли мы это? В конце фрагмента используются идущие подряд два риторических вопроса, один из которых завершается восклицательным и вопросительным знаками препинания. В этом риторическом вопросе высшая точка эмоционального взлета, характерного для данной речи.
2. 1) Элементы научного стиля: научные термины (опыт, эксперимент, слизистые железы, околоушная железа, кислота, полость рта); отглагольные существительные (явление, воздействие, вливание); сложноподчиненные предложения и т. д. Элементы разговорного стиля: активное использование личных местоимений (вы, мы, я); личных форм глагола (знаете, видите, создаем, наблюдаем); частиц (вот, ведь), вопросо-ответных конструкций (Можно задать вопрос, для чего же при вливании кислоты течет слюна? Конечно, для того, чтобы обмыть рот); разговорной лексики (отплевываетесь) и т. д. 2) Вот, например, один из возможных вариантов.
Опытом, или экспериментом, называется воздействие на ход явления сообразно с определенной задачей.
Например, следует выяснить, связано ли у собаки слюноотде-
ление с наличием пищи во рту. Если не давать собаке пищи, то слюноотделение отсутствует. Если положить ей в рот мясной порошок, то начинается активное слюноотделение. Наблюдение в отличие от эксперимента не предполагает создание условии для явления; при наблюдении ограничиваются целенаправленным восприятием.
Если собаке влить в рот 0,5%-й раствор соляной.кислоты,тоначинается активное слюноотделение. Это явление вызвано необходимостью обмыть рот, в который попало нечто раздражающее.) 3) Составленные тексты не содержат элементов разговорного стиля. Сравнение их с фрагментами лекций И. П. Павлова убеждает нас в том, насколько последние ярче, живее, интереснее для слушателей, потому что активизируют их, приглашают участвовать в процессе мышления, помогают лучше воспринять научную информацию.
3. В выдержке из книги О. Б. Сиротининой обращается внимание на невозможность построения ораторской речи в чисто разговорном стиле. Существуют такие особенности разговорного стиля, которые неприемлемы для публичного выступления, например нечеткость и упрощенность произношения, когда проглатываются концы слов, выпадают целые слоги и т. д.
4. Рассуждение.
5. В первом абзаце фрагмента использовано сравнительное описание внешности и образа жизни французского короля Людвига (Людовика) XI и герцога Бургундского. В описании подчеркивается “невиданная простота” короля.
Второй абзац представляет собой рассуждение. Тезис: “Это был король среднего сословия с его ненавистью к феодализму”. Тезис доказывается с помощью повествования с элементами юмора об одном из характерных эпизодов жизни Людвига XI. Далее следует вывод: “Вообще таких преданий о Людвиге ходит, очень много, но самый характер их показывает, какие черты короля врезались в память народа”.
Основной тип речи во фрагменте — рассуждение, но без описания и повествования он был бы сухим и не врезался бы в память слушателей, не разбудил бы их воображение и чувства.
6. 1) Основная часть фрагмента—повествование. Оратор подробно, обстоятельно, стремясь к фактической точности, рассказывает о действиях отца и сына, приведших их на скамью подсудимых. В конце фрагмента — рассуждение, в котором опровергаются ложные показания одного из подсудимых. Без повествования об обстоятельствах дела рассуждение не было бы столь? убедительным. 2) В речи активно используются элементы разговорного стиля: разговорная лексика (немножко), частицы (вот, ведь), личные местоимения (вы, я) и глагольные формы, сочетающиеся с ними (знаете, считаю, напомню), короткие динамичные предложения
(Что же такое в посылке? Затем они вышли) и т. д. Элементы разговорного стиля, придающие повествованию и рассуждению живость, делающие судей и присяжных заседателей как бы непосредственными участниками повествования, помогают им запомнить излагаемые факты, активно включиться в размышление по поводу виновности или невиновности обвиняемых.
7. Инструкция.
1) Избегайте длинных предложений.
2) Не включайте в свою речь причастных и деепричастных оборотов. Тренируйтесь в их замене придаточными предложениями.
3) Стройте словосочетания из двух компонентов. Не увлекайтесь многокомпонентными словосочетаниями.
8. 1) Статья Р. А. Будагова написана в научном стиле. В ней широко используется научная лексика (стилистические исследования, стиль художественного произведения, речевые стили, стили речи, разговорный, письменный, научный, публицистический стили, исторические понятия, фактор, литературное направление, дифференциальные и интегральные признаки, эстетическая функция языка, коммуникативная функция языка), особые речевые обороты, свойственные этому стилю (берется под сомнение, стоять в одном ряду, оказаться в другом ряду, ссылаться на..., сравнительно с..., в известной мере и др.). Для синтаксиса фрагмента характерны сложные предложения, в основном сложноподчиненные с несколькими придаточными, насыщенные однородными членами, обособлениями, вводными словами. Используются обороты такой, как, например..., не только, но и, наряду с... Текст представляет собой рассуждение, носящее полемический характер. В первом абзаце излагается точка зрения лингвистов, берущих под сомнение существование понятия “стиль художественной литературы”. Во втором абзаце высказывается мнение Р. А. Будагова, который оправдывает введение этого понятия.
2) Вот, например, один из возможных вариантов. Надеемся, что у вас получилось лучше!
Какие речевые стили нам известны? Это разговорный и книжные (или письменные): научный,. официально-деловой, публицистический и художественный (точнее, стиль художественной литературы). Возникает вопрос: правомерно ли среди Других книжных стилей выделять стиль художественной литературы? Некоторые лингвисты считают, что нет. Почему? Да потому, что в художественном произведении очень часто встречаются все остальные стили.
Является ли эта точка зрения единственной? Нет, Есть ученые, не согласные с ней. Они считают, что от понятия “стиль художественной литературы” не стоит отказываться, потому что оно является историческим.
Кроме того, элементы других стилей в художественном произведении играют особую роль. Приведем пример. В “Мертвых душах” Н. В. Гоголя широко используется разговорный стиль. Послушаем речь трех героев: “Вы извините,. если у нас нет такого обеда, какой на паркетах и в столицах, у нас просто, по русскому обычаю, щи, но от чистого сердца. Покорнейше прошу”; “Толкуют: просвещенье, просвещенье, а это просвещенье — фук! Сказал бы и другое слово, да вот только что за столом неприлично. У меня не так. У меня когда свинина — всю свинью давай на стол, баранина — всего барана тащи, гусь — всего гуся! Лучше я съем двух блюд, да съем в меру, как душа требует”; “Ведь вот не сыщешь, а у меня был славный ликерчик, если только не выпили! народ такие воры! А вот разве не это ли он? Еще покойница делала... мошенница ключница совсем было его забросила, даже не закупорила, каналья! Козявки и всякая дрянь было напичкались туда, но я весь сор-то повынул, и теперь вот чистенькая; я вам налью рюмочку”.
Кому принадлежат эти реплики? Верно: Манилову, Собакевичу, Плюшкину. Элементы разговорного стиля используются в “Мертвых душах” (и в других литературных произведениях для создания неповторимых художественных образов. В повседневной же жизни разговорный стиль служит для общения людей в непринужденной обстановке.
Какую же роль выполняют в художественной литературе элементы различных стилей? Они служат для создания художественных образов. Именно поэтому мы можем говорить об особом книжном стиле — стиле художественной литературы, который несет эстетическую функцию.
9. Приводим возможный вариант. Постарайтесь составить интересный текст!
За сколько часов можно добраться поездом из Санкт-Петербурга в Москву? За восемь? Нет, дорога может занять чуть больше четырех часов! Вы никогда не слышали об этом? Не удивительно, ведь сверхскоростной экспресс ЭР-200, который был построен свыше десятка лет назад, совершил всего тысячу рейсов. Почему же так редко ходит чудо-поезд? Ведь в других странах — Франции, Японии — такие поезда — каждодневная реальность. Оказывается, поездка ЭР-200 дорого стоит: после нее приходится долго подвинчивать гайки на путях. Ведь мчится ЭР-200 по грузовой колее — на специальную в свое время не хватило денег.
Чудо-поезд ходит очень редко. Вот почему о его существовании практически никто не знает.
14. 4. В публичных выступлениях используются различи! типы речи (рассуждение, описание, повествование), причем как правило, каждая речь образуется соединением двух-трех типов речи.