Компетентность аудиторов
Уверенность и доверие к процессу аудита зависят от компетентности лиц, проводящих аудит. Некоторые знания и умения являются общими для аудиторов систем менеджмента качества и экологического менеджмента, а некоторые – специфичны для аудиторов по отдельным дисциплинам.
Общими для аудиторов систем менеджмента качества и систем экологического менеджмента являются знание и умение:
- применять принципы, процедуры и методы аудита;
- результативно планировать и организовывать работу;
- проводить аудит в согласованные сроки;
- расставлять приоритеты и концентрироваться на важных вопросах;
- собирать информацию путем результативных опросов, наблюдений и анализа документов, включая записи и данные;
- проверять точность собранной информации;
- использовать рабочие документы для регистрации действий по аудиту;
- подготавливать отчёты по аудиту;
- обеспечивать конфиденциальность и безопасность информации.
![]() |
Концепция компетентности представлена на рис. 5.2.
Рисунок 5.2. Концепция компетентности
Таким образом, в соответствие со схемой рис.5.2. аудитор должен иметь:
законченное образование, достаточное для приобретения знания и умений;
обладать опытом работы, способствующим повышению знаний и умений, который получен на технической, руководящей или специальной должности, предусматривающей принятие решений;
решение проблем и контакты с другими сотрудниками, занимающие руководящие и специальные должности, сотрудниками, занимающими аналогичные должности, потребителями и/или другими заинтересованными сторонами;
пройти полную подготовку в качестве аудитора, которая способствует повышению знаний и умений;
иметь опыт проведения аудитов, который получен под управлением и руководством аудитора, обладающего компетентностью руководителя аудиторской группы по такой же дисциплине.
Аудиторам также необходимо развивать, поддерживать и улучшать свою компетентность посредством постоянного повышения квалификации и регулярного участия в аудитах.
Постоянное повышение квалификации связано с поддержанием и повышением знаний, умений и личных качеств. Этого можно достичь многими способами, такими как дополнительный опыт работы, обучение, самообразование, тренировки, присутствие на совещаниях, семинарах и конференциях или другие аналогичные действия. Аудиторы должны демонстрировать свое постоянное повышение квалификации.
При постоянном повышении квалификации следует учитывать изменения личных потребностей и потребностей организации, практику проведения аудита, стандарты и другие требования.
Аудит проводится аудиторской группой во главе с руководителем по инициативе заказчика и в соответствии с программой аудита.
Заказчиком аудита может быть:
· проверяемая организация, желающая проверить собственную систему менеджмента качества и/или систему экологического менеджмента на соответствие ряду стандартов;
· потребитель, желающий проверить систему качества поставщика с помощью своих собственных аудиторов или третьей стороной;
· независимое агентство, уполномоченное определить, обеспечивает ли система качества соответствующее управление продукцией или услугами;
· независимое агентство, назначенное для проведения проверки с целью внесения системы качества проверяемой организации в официальный реестр.
Программа аудита может включать один или несколько аудитов, в зависимости от размера, типа и сложности проверяемой организации. Эти аудиты могут преследовать разнообразные цели и могут также включать комплексные или совместные аудиты. Основанием для аудитов в большинстве случаев является:
соответствие требованиям по сертификации на стандарт систем менеджмента;
проверка соответствия контрактным требованиям;
достижение и поддержание доверия к возможностям поставщика;
содействие улучшению системы менеджмента.
Ответственность за руководство программой аудита должны нести одно или несколько лиц, имеющие общее представление о принципах аудита, компетентности аудиторов и применении методов аудита. Эти лица должны иметь опыт руководства, а также техническое и деловое понимание в части проверяемой деятельности.
Лица, назначенные ответственными за руководство программой аудита, должны:
а) определять цели и объём программы аудита;
б) определять процедуры и ответственность, и обеспечивать предоставление ресурсов;
в) обеспечивать реализацию программы аудита;
г) обеспечивать ведение соответствующих записей по программе аудита;
д) проводить мониторинг, анализировать и улучшать программу аудита.
План и схема проведения аудита
В общем случае аудит проводится по схеме, приведенной на рис.5.3. Степень применимости положений данной схемы зависит от объёма и сложности конкретного аудита и предполагаемого назначения заключений по результатам аудита.
Стадии проведения аудита системы менеджмента качества приведены на рисунке 5.3.

Рисунок 5.3. Стадии аудита системы менеджмента качества
В целях организации работ по проведению аудита на предприятии разрабатывается план проведение аудита в подразделениях предприятия. План проведение аудита составляется на год, и пример составления плана годового аудита приведён в табл. 5.1.
Таблица 5.1.Пример плана годового аудита
| Проверяемый элемент Раздел СМК | Отдел главного конструктора | Отдел главного технолога | Производст венный отдел | Отдел снабжения | Отдел качества | Отдел стандартиза ции |
| Ответственность руководства | январь | апрель | май | март | ||
| Система качества | февраль | |||||
| Документация системы качества | февраль | февраль | ||||
| Техническая документация | январь | апрель | ||||
| Закупки | март | |||||
| Производство | май |
При составлении плана необходимо учесть результаты предыдущих аудитов.
Общая схема проведения аудита приведена на рисунке 5.4
![]() |
Примечание. Пунктирная линия показывает, что любые последующие
аудиты обычно не рассматриваются как часть аудита.
Рисунок 5.4. Обзор основных действий при аудите








