1. Понятие руководства в организационном аспекте.
2. Принципы структуризации.
3. Принципы процессуализации.
4. Организация как система принятия решений. Организационные решения.
Понятие руководства в организационном аспекте.
Руководство – это процесс обеспечения целенаправленного развития системы (эволюции). Эффект руководства системой достигается посредством внешнего воздействия на неё.
Задачи руководства:
Ø Целевое планирование
Ø Организация труда
Ø Стимулирование труда
Ø Анализ деятельности
Ø Развитие персонала.
Виды методов руководства[24]:
1. Организационного воздействия. Его основа – формальный авторитет, полномочия. Эффективность организационного воздействия определяется формализацией структуры.
2. Социально-психологического воздействия. Данные методы базируются на актуализации морально-этического контекста трудового процесса.
3. Стимулирования. Это предполагает воздействие поведение персонала на основе знания его материальных и духовных потребностей.
|
|
Рациональное руководство базируется на следующих принципах организации структур и процессов: структуризации (статической организации) и процессуализации (динамической организации).
Принципы структуризации.
1. Целеполагание. Структура должна соответствовать цели и стратегии организации. Глобальная цель как результат композиции или локальные цели – результат декомпозиции глобальной цели.
2. Приоритет функций над составом звеньев. Цели системы обуславливают её функции, а функции – структуру – элементы и взаимосвязи.
3. Приоритет объекта над субъектом. Структура должна соответствовать глобальной цели и обоснованным в свете стратегии её реализации, функциям, а не интересам конкретного руководителя или группы работников.
4. Адаптивность. Устойчивость к изменениям внешней среды за счет гибкости (мягкости) подсистем.
5. Полная координация функционирования всех элементов. Единство системы координации взаимодействия в рамках одной системы. Обратная связь.
6. Минимум сложности. Факторы сложности и поиск оптимальной структуры изложены в модели мотивов изменения структур управления с кибернетической точки зрения[25].
7. Полномасштабность. Интерпретируется как целостность.
8. Пределы автономности. Оптимизация целостности на микроуровне. Автономность и теснота взаимосвязей между компонентами организации.
9. Сочетание централизации и децентрализации. Полицентризм, основанный на – формировании центров второго уровня как континуум. Дивизиональные структуры как пример оптимального сочетания централизации и децентрализации.
|
|
10. Гармония вертикали и горизонтали. Обусловленность пространственной конфигурации организации её структурным контекстом.
11. Пределы компетентности. Четкость полномочий распорядительства и предотвращение конфликтов управляющих.
12. Оптимизация диапазона контроля. Осуществляется в рамках целевой функции – максимизация управляемости при ограничениях: цели, задачи, специфика внешней среды, внутренний потенциал, особенности структуры.
Принципы процессуализации
1. Направленность. Композиция возможных целевых ориентиров процесса. Уровни протекания процесса и декомпозиция ориентира.
2. Прямоточность. Лучший вариант протекания процесса – вариант с минимально возможной длительностью. Сокращение возвратных движений в межстадийный период.
3. Результативность. Реализация процесса должна обеспечить получение результата. Четкость и корректность характеристики результата.
4. Эффективность. Соотношение результата к затратам на его обеспечение должно соответствовать политике организации относительно «цены» процесса. Наряду с экономической целесообразностью существует, например, социальная, этическая, политическая.
5. Восприимчивость. Обеспечение эффективности организационного и иного воздействий. Возможность субъекта управления влиять на объект.
6. Информативность. Возможность получить знания о процессах в форме, доступной для анализа его протекания, выработки и принятия управленческого решения относительно его протекания. Неинформативные процессы – это латентные процессы.
7. Надёжность. Гарантии осуществления процесса в формах, установленных руководителем и с обозначенным им результатом и эффективностью. Пределы допустимых отклонений.
8. Оперативность. Процесс не должен выходить за рамки определенных временных границ. Оптимизация перерывов в межстадийный период.
9. Гибкость. Способность к своевременным изменениям в ходе реализации. Гибкость ориентации и гибкость реализации.
10. Параллельность. Одновременное осуществление отдельных частей процесса.
11. Ритмичность. Равномерное осуществление процесса. Соответствие между длительностями отдельных стадий.
12. Синхронность. Обеспечение соответствия времени протекания частей процесса – фазами, периодами, операциями, действиями.
Организация как система принятия решений. Организационные решения.
Каждая организация может интерпретироваться как система объектных, организационных и коммуникационных решений[26].
Объектные решения – все виды решений, которые могут приниматься руководителем относительно процесса производства (объемы, цены, запасы, технология, оборудование, свойства товара). Соответствует модели фирмы с одним субъектом управления (фирма, состоящая из одного человека).
Организационные решения – выбор мероприятий по управлению (реализация объектных решений в диапазоне компетенции соответствующего уровня иерархии). Соответствует иерархической модели фирмы (есть уровень, в компетенцию которого входит управление решениями, принимаемыми подчиненными).
Коммуникационные решения – решения о передаче информации (по горизонтали или по вертикали). Соответствует информационной модели фирмы.
Т.о. организационные решения обеспечивают «хорошие» объектные решения, как правило, опосредованно через коммуникативные решения. По-сути, выступают решениями об управлении поведением членов организации.
Отсюда проблемы организации: выбор стиля руководства; использование эксплицитных и имплицитных норм поведения для процесса принятии решении; сужение пространства решений подчиненных ЛПР (лица, принимающего решение) в рамках управления бизнес-процессами организации; формирование персонала и личная подчиненность нормам; вариативность интерпретации норм.
ЖЦО; Роль управления в организации –
учебник Мильнер Б.З. Теория организации. Учебник – М., ИНФРА-М, 2008