Понятие руководства в организационном аспекте. Принципы структуризации

1. Понятие руководства в организационном аспекте.

2. Принципы структуризации.

3. Принципы процессуализации.

4. Организация как система принятия решений. Организационные решения.

Понятие руководства в организационном аспекте.

Руководство – это процесс обеспечения целенаправленного развития системы (эволюции). Эффект руководства системой достигается посредством внешнего воздействия на неё.

Задачи руководства:

Ø Целевое планирование

Ø Организация труда

Ø Стимулирование труда

Ø Анализ деятельности

Ø Развитие персонала.

Виды методов руководства[24]:

1. Организационного воздействия. Его основа – формальный авторитет, полномочия. Эффективность организационного воздействия определяется формализацией структуры.

2. Социально-психологического воздействия. Данные методы базируются на актуализации морально-этического контекста трудового процесса.

3. Стимулирования. Это предполагает воздействие поведение персонала на основе знания его материальных и духовных потребностей.

Рациональное руководство базируется на следующих принципах организации структур и процессов: структуризации (статической организации) и процессуализации (динамической организации).

Принципы структуризации.

1. Целеполагание. Структура должна соответствовать цели и стратегии организации. Глобальная цель как результат композиции или локальные цели – результат декомпозиции глобальной цели.

2. Приоритет функций над составом звеньев. Цели системы обуславливают её функции, а функции – структуру – элементы и взаимосвязи.

3. Приоритет объекта над субъектом. Структура должна соответствовать глобальной цели и обоснованным в свете стратегии её реализации, функциям, а не интересам конкретного руководителя или группы работников.

4. Адаптивность. Устойчивость к изменениям внешней среды за счет гибкости (мягкости) подсистем.

5. Полная координация функционирования всех элементов. Единство системы координации взаимодействия в рамках одной системы. Обратная связь.

6. Минимум сложности. Факторы сложности и поиск оптимальной структуры изложены в модели мотивов изменения структур управления с кибернетической точки зрения[25].

7. Полномасштабность. Интерпретируется как целостность.

8. Пределы автономности. Оптимизация целостности на микроуровне. Автономность и теснота взаимосвязей между компонентами организации.

9. Сочетание централизации и децентрализации. Полицентризм, основанный на – формировании центров второго уровня как континуум. Дивизиональные структуры как пример оптимального сочетания централизации и децентрализации.

10. Гармония вертикали и горизонтали. Обусловленность пространственной конфигурации организации её структурным контекстом.

11. Пределы компетентности. Четкость полномочий распорядительства и предотвращение конфликтов управляющих.

12. Оптимизация диапазона контроля. Осуществляется в рамках целевой функции – максимизация управляемости при ограничениях: цели, задачи, специфика внешней среды, внутренний потенциал, особенности структуры.

Принципы процессуализации

1. Направленность. Композиция возможных целевых ориентиров процесса. Уровни протекания процесса и декомпозиция ориентира.

2. Прямоточность. Лучший вариант протекания процесса – вариант с минимально возможной длительностью. Сокращение возвратных движений в межстадийный период.

3. Результативность. Реализация процесса должна обеспечить получение результата. Четкость и корректность характеристики результата.

4. Эффективность. Соотношение результата к затратам на его обеспечение должно соответствовать политике организации относительно «цены» процесса. Наряду с экономической целесообразностью существует, например, социальная, этическая, политическая.

5. Восприимчивость. Обеспечение эффективности организационного и иного воздействий. Возможность субъекта управления влиять на объект.

6. Информативность. Возможность получить знания о процессах в форме, доступной для анализа его протекания, выработки и принятия управленческого решения относительно его протекания. Неинформативные процессы – это латентные процессы.

7. Надёжность. Гарантии осуществления процесса в формах, установленных руководителем и с обозначенным им результатом и эффективностью. Пределы допустимых отклонений.

8. Оперативность. Процесс не должен выходить за рамки определенных временных границ. Оптимизация перерывов в межстадийный период.

9. Гибкость. Способность к своевременным изменениям в ходе реализации. Гибкость ориентации и гибкость реализации.

10. Параллельность. Одновременное осуществление отдельных частей процесса.

11. Ритмичность. Равномерное осуществление процесса. Соответствие между длительностями отдельных стадий.

12. Синхронность. Обеспечение соответствия времени протекания частей процесса – фазами, периодами, операциями, действиями.

Организация как система принятия решений. Организационные решения.

Каждая организация может интерпретироваться как система объектных, организационных и коммуникационных решений[26].

Объектные решения – все виды решений, которые могут приниматься руководителем относительно процесса производства (объемы, цены, запасы, технология, оборудование, свойства товара). Соответствует модели фирмы с одним субъектом управления (фирма, состоящая из одного человека).

Организационные решения – выбор мероприятий по управлению (реализация объектных решений в диапазоне компетенции соответствующего уровня иерархии). Соответствует иерархической модели фирмы (есть уровень, в компетенцию которого входит управление решениями, принимаемыми подчиненными).

Коммуникационные решения – решения о передаче информации (по горизонтали или по вертикали). Соответствует информационной модели фирмы.

Т.о. организационные решения обеспечивают «хорошие» объектные решения, как правило, опосредованно через коммуникативные решения. По-сути, выступают решениями об управлении поведением членов организации.

Отсюда проблемы организации: выбор стиля руководства; использование эксплицитных и имплицитных норм поведения для процесса принятии решении; сужение пространства решений подчиненных ЛПР (лица, принимающего решение) в рамках управления бизнес-процессами организации; формирование персонала и личная подчиненность нормам; вариативность интерпретации норм.

ЖЦО; Роль управления в организации

учебник Мильнер Б.З. Теория организации. Учебник – М., ИНФРА-М, 2008


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: