Поддержка производителей основных видов сельскохозяйственной продукции

Поддержка потребителей сельскохозяйственной продукции

Общие меры поддержки сельского хозяйства

Такие меры финансируются из бюджета. Деньги выделяют не сельхозпроизводителям, а научным и образовательным учреждениям, фитосанитарным и ветеринарным службам, организациям по сельскому развитию, консультационному обслуживанию, службам и организациям по продвижению продукции фермеров к внутренним и внешним потребителям, организациям по хранению и использованию запасов продукции и т. д. Роль общих мер в совокупной поддержке сельского хозяйства высока в США (52,3%) и значительно ниже в ЕС и России (11–15%). Различается и структура затрат на общие меры. В США в 2010 г. 86% таких затрат пришлось на маркетинг и продвижение, включая расходы на продовольственные талоны для бедных. В ЕС – 30% затрат на общие меры поддержки, в России – 0,7%.

Источники:

1) Трансферты потребителям от производителей; могут осуществляться в обратном направлении, с обратным знаком, как правило, при введении пошлин на импортируемую продукцию, которые получает бюджет. При этом повышается внутренняя цена, потребители покупают более дорогую продукцию, а сельхозпроизводители и участники переработки и реализации получают дополнительные доходы.

2) Трансферты от других организаций (кроме производителей, переработчики, продавцы).

3) Трансферты потребителям из бюджета за счёт специфических субсидий по отдельным видам продовольствия (поддержание низких цен на молоко школьникам и другие социально значимые продукты, интервенционных цен на зерно и т. д.).

Поддержка потребителей в 2010 г. была только в США за счёт средств бюджета плюс расходы на продовольственные талоны. В России потребителей не поддерживают. Наоборот, за их счёт поддерживают производителей и пополняют бюджет (397,1 млрд руб. в 2010 г.). В ЕС в последнее десятилетие трансферты от потребителей сократились, однако уровень поддержки оставался отрицательным.

Современные производители, как правило, специализируются на одном-двух продуктах, поэтому важно проанализировать показатели поддержки по основным видам продукции. Доля трансфертов на конкретные виды продукции в общей поддержке производителей в ЕС и США сократилась до 28%. В России эта доля также снижалась, а затем вновь возросла до 68%. При этом производители одних продуктов получают поддержку, а других – нет, что ставит их в неравные условия с зарубежными конкурентами. По кукурузе, подсолнечнику, пшенице, другим зерновым наши производители недополучают 10–30% цены по сравнению с производителями из ЕС и США, коэффициент поддержки – ниже единицы. В России в основном поддерживают производителей животноводческой продукции и сахарной свёклы.

В США и ЕС коэффициенты номинальной защиты практически по всем видам продукции равны единице или чуть выше.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: