Поддержка потребителей сельскохозяйственной продукции
Общие меры поддержки сельского хозяйства
Такие меры финансируются из бюджета. Деньги выделяют не сельхозпроизводителям, а научным и образовательным учреждениям, фитосанитарным и ветеринарным службам, организациям по сельскому развитию, консультационному обслуживанию, службам и организациям по продвижению продукции фермеров к внутренним и внешним потребителям, организациям по хранению и использованию запасов продукции и т. д. Роль общих мер в совокупной поддержке сельского хозяйства высока в США (52,3%) и значительно ниже в ЕС и России (11–15%). Различается и структура затрат на общие меры. В США в 2010 г. 86% таких затрат пришлось на маркетинг и продвижение, включая расходы на продовольственные талоны для бедных. В ЕС – 30% затрат на общие меры поддержки, в России – 0,7%.
Источники:
1) Трансферты потребителям от производителей; могут осуществляться в обратном направлении, с обратным знаком, как правило, при введении пошлин на импортируемую продукцию, которые получает бюджет. При этом повышается внутренняя цена, потребители покупают более дорогую продукцию, а сельхозпроизводители и участники переработки и реализации получают дополнительные доходы.
|
|
2) Трансферты от других организаций (кроме производителей, переработчики, продавцы).
3) Трансферты потребителям из бюджета за счёт специфических субсидий по отдельным видам продовольствия (поддержание низких цен на молоко школьникам и другие социально значимые продукты, интервенционных цен на зерно и т. д.).
Поддержка потребителей в 2010 г. была только в США за счёт средств бюджета плюс расходы на продовольственные талоны. В России потребителей не поддерживают. Наоборот, за их счёт поддерживают производителей и пополняют бюджет (397,1 млрд руб. в 2010 г.). В ЕС в последнее десятилетие трансферты от потребителей сократились, однако уровень поддержки оставался отрицательным.
Современные производители, как правило, специализируются на одном-двух продуктах, поэтому важно проанализировать показатели поддержки по основным видам продукции. Доля трансфертов на конкретные виды продукции в общей поддержке производителей в ЕС и США сократилась до 28%. В России эта доля также снижалась, а затем вновь возросла до 68%. При этом производители одних продуктов получают поддержку, а других – нет, что ставит их в неравные условия с зарубежными конкурентами. По кукурузе, подсолнечнику, пшенице, другим зерновым наши производители недополучают 10–30% цены по сравнению с производителями из ЕС и США, коэффициент поддержки – ниже единицы. В России в основном поддерживают производителей животноводческой продукции и сахарной свёклы.
В США и ЕС коэффициенты номинальной защиты практически по всем видам продукции равны единице или чуть выше.