Оценка последствий вступления России в ВТО для сельского хозяйства в целом и для производителей отдельных видов продукции

Поддержка потребителей отдельных видов продукции

Важнейшие цели аграрной политики – поддержка потребителей сельхозпродукции, снижение доли расходов на продовольствие в бюджетах семей. В современной России за счёт потребителей поддерживают производителей сельхозпродукции, а в ряде случаев – и бюджет. В ЕС нагрузка на потребителей существенно ниже, а в США потребители получают субсидии, но не за счёт производителей, а из бюджета. ОЭСР по каждому виду продукции рассчитывает коэффициент номинальной защиты потребителей – соотношение средней цены, уплаченной ими, к цене мирового рынка. В России наблюдался рост указанных коэффициентов по большинству продуктов, то есть снижение защищённости.

Россия официально присоединилась к ВТО 22 августа 2012 г., что требует серьёзной корректировки национальной аграрной политики. Сегодня она направлена на поддержку производителей. Правила ВТО предполагают создание равных условий для поставщиков из разных стран с целью удешевить продовольствие для населения. Выполнение этих правил приведёт к резкому снижению платежей потребителей в связи с возможностью приобретать более дешёвую импортную продукцию, а также поступлений в бюджет, связанных с поддержкой производителей (пошлины и др.).

Меры поддержки сельского хозяйства в ВТО делят на три корзины: зелёную (меры поддержки инфраструктуры), голубую (меры по сокращению производства и неспецифические, не связанные с конкретными видами продукции меры поддержки), жёлтую (янтарную), куда включают меры, искажающие рынок (ценовая поддержка и субсидии производителям). При вступлении в ВТО страна берёт на себя обязательства по ограничению и последующему сокращению расходов жёлтой корзины.

Чтобы сохранить сложившийся уровень поддержки сельхозпроизводителей в условиях сокращения мер жёлтой корзины с 9 млрд до 4,4 млрд долл., нужно изменить механизмы поддержки и увеличить бюджетное финансирование мер голубой и зелёной корзин примерно на 12 млрд долл. в год. В противном случае российские производители окажутся в неравных условиях с европейскими и потеряют конкурентоспособность на внутреннем и внешнем рынках. Потребуются значительные бюджетные вливания в животноводство даже для сохранения достигнутых объёмов производства. В то же время, меры ВТО будут стимулировать производство зерна и подсолнечника, что приведёт к росту их экспорта.

* * *

После вступления в ВТО российскую политику поддержки сельского хозяйства необходимо кардинально изменить. Главными её направлениями должны стать:

сокращение трансфертов от потребителей к производителям и в бюджет, значительное увеличение бюджетной поддержки;

совершенствование структуры поддержки: уменьшение доли расходов на непосредственную поддержку производителей и увеличение затрат на общие меры поддержки;

изменение механизмов поддержки: сокращение продуктово-специфических субсидий, выплачиваемых в зависимости от объёмов производства и искажающих рынок, и увеличение субсидий, относимых к зелёной корзине;

достижение по каждому из основных видов сельхозпродукции конкурентоспособности производителей на внутреннем и внешнем рынках, прежде всего за счёт модернизации и создания благоприятных условий для бизнеса.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: