Финансирование за счет привлечения долгосрочных кредитов

«Компания, которая хочет получить экономические результаты, должна представлять ценность для потребителя и рынка».

Питер Ф. Драккер

Заемное финансирование регулируется определенными правилами, ограничениями по конвертируемости акций и выплате дивидендов, требованиями к структуре капитала предприятия. Инвестиции могут также частично финансироваться выпуском облигаций и долговых обязательств, но рынок таких ценных бумаг имеет тенденцию быть довольно ограниченным в отношении новых проектов. Облигации и долговые обязательства чаще выпускаются для финансирования расширения существующих предприятий.

Выбор формы договора определяется на основе особенностей конкретного предприятия и типе риска, который усматривает для себя заимодавец. Условия договора могут:

· ограничивать менеджеров проектов в возможности привлекать кредиты в иной форме;

· указывать величину некоторых финансовых коэффициентов;

· ограничивать размер дивидендов, выплачиваемый акционерам;

· оговаривать залог части активов предприятия под обеспечение кредита.

Чем больший риск видят для себя кредиторы, тем значительнее вероятные ограничения.

Специфическая стоимость долгосрочных обязательств выражается в указываемой в отчетности годовой ставке процента по применяемым финансовым инструментам.

Облигация – это один из видов ценных бумаг, представляющий собой долговой долгосрочный финансовый инструмент, который предоставляет право ее держателю на получение дохода в виде процентов от ее номинальной стоимости и нарицательную стоимость облигации по завершению срока ее обращения.

Одним из первых успешных для новой России примеров кредитования через облигации, было привлечение средства для перевооружения ОАО ГАЗ. В 1993 г. ГАЗ выпустил облигаций на 200 млрд. недоминированных рублей, которые разместили среди физических (11,5 тыс. чел.) и юридических лиц. Средства были напрвлены на освоение выпуска модели среднетоннажного автомобиля «Газель». В 1997 г. завод полностью расплатился в кредиторами.

В 1995 году был произведен выпуск конвертируемых облигаций НК "Лукойл" на сумму 2,3 трлн рублей. Условия займа предусматривали обязательную конвертацию в акции компании, означая фактически их форвардную продажу (в качестве одного из механизмов приватизации). После кризиса 1998 года все программы по размещению облигационных займов были свернуты.

С июня по декабрь 1999 года на ММВБ успешно прошло размещение облигаций "Лукойла", "Газпрома", РАО "ЕЭС России" и Тюменской нефтяной компании. Доходность к погашению составила в среднем 11,5-12,5% годовых.

Начиная с 2000 года многие эмитенты формируют комплексные программы выпуска облигаций (ММК, ТНК и др.). Причем облигационными займами занялись не только крупнейшие компании с высоколиквидными акциями ("голубые фишки"), но и так называемые компании второго эшелона.

Растущая экономика увеличила суммарную потребность компаний в долгосрочных инвестициях, в том числе для проведения модернизации производства и наращивания мощностей. Российские банки, как правило, не заинтересованы в предоставлении долгосрочных кредитов.

Для промышленных предприятий возникла реальная необходимость появления надежного инструмента, обеспечивающего им привлечение финансовых ресурсов на длительный срок для финансирования инвестиционных программ и пополнения оборотных средств. Компании стали пытаться привлекать инвестиционные ресурсы с открытого рынка. Стабилизация макроэкономической ситуации в стране и благоприятные внешние факторы определили бурный рост интереса инвесторов к рублевым инструментам на фондовом рынке. Приток в страну валютных поступлений, снижение банковских ставок и уменьшение государственных заимствований особенно простимулировали рост интереса к корпоративным облигациям со стороны институциональных инвесторов. Дополнительным стимулом инвестирования стала низкая доходность государственных ценных бумаг, которая с учетом инфляции оказалась близкой к нулю. Этот факт заставил инвесторов искать более привлекательные инвестиционные инструменты. И эти инструменты в виде корпоративных облигаций в настоящее время нашлись и становятся привлекательными для потенциальных инвесторов.

Основные параметры облигации: номинальная цена, или номинал (face value), выкупная цена (redemption value) или правило ее определения, если она отличается от номинала, дата погашения (date of maturity), норма доходности, или купонная процентная ставка (coupon rate), даты выплат процентов и дата погашения. В современной практике заимствования денежных средств с помощью эмиссии облигаций выкуп последних по номиналу является преобладающим. Выплаты процентов обычно производятся ежегодно, по полугодиям или поквартально.

Номинальная стоимость представляет собой сумму денег, которую получит инвестор, когда облигация будет погашена. Это означает, что субъект, продавший долговое обязательство, вернет первоначальную сумму займа, которая называется основной суммой займа.

Дата погашения – это день, когда эмитент должен вернуть заимодавцу основную сумму долга. После того, как заемщик выплатит основную сумму долга, он больше не обязан производить процентные выплаты. Иногда компания решает "отозвать" свои долговые обязательства, что означает, что она возвращает своим заимодавцам их деньги прежде даты погашения облигации. Условиями эмиссии корпоративных облигациях должна оговариваться возможность досрочного отзыва, и как рано может произойти этот досрочный отзыв.

Облигации являются важным объектом долгосрочных инвестиций. С момента их эмиссии и до погашения они продаются и покупаются на кредитно-денежном рынке по рыночным ценам. Рыночная цена в момент выпуска может быть равна номиналу (at par), ниже номинала, или с дисконтом (discount bond), и выше номинала, или с премией (premium bond). Премия выражает переплату за будущие высокие доходы, а дисконт - скидку, связанную с низкой доходностью облигации.

Различают два вида рыночных цен. Облигации реализуются по так называемой полной цене (full, gross price), которая включает не только собственно цену облигации, но и сумму накопленных процентных платежей за период после последней их выплаты и до момента продажи (accrued interest). Рыночная цена за вычетом суммы начисленных процентов называется чистой (clean, flat price).

Определенное значение имеет наличие оговорки о запрете досрочного выкупа облигации эмитентом (call protection). Наличие права досрочного выкупа снижает качество облигации, поскольку такое право повышает степень неопределенности для инвестора. Более того, в случаях, когда облигация куплена с премией, досрочный ее выкуп заметно сокращает доходность инвестиции.

Облигации выпускаются нескольких видов:

· облигации без выплаты процентов (доход инвестора - разность между ценой погашения облигации (обычно это ее номинал) и ценой приобретения;

· облигация с выплатой процентов в конце срока (курс данного вида облигации может отклоняться в любую сторону от номинала);

· облигация без обязательного погашения с периодической выплатой процентов (так называемая “вечная облигация”);

· облигация, погашаемая в конце срока, с периодической выплатой процентов (обычно один или два раза в год) - наиболее распространенный вид облигационного займа.

Определение стоимости процентов по облигации

Рассмотрим, например, облигацию, по которой выплачивается купонный доход в размере 11,8 % в год. Ее стоимость обойдется предприятию после уплаты налога на прибыль (при условии, что предприятие воспользуется льготами по налогообложению процентных платежей):

11,8×(1 - 0,24) =8,97 %,

где 0,24 – налоговая ставка на прибыль предприятия (24 %).

Годовая ставка процента по облигации рассчитывается на основе номинала, то есть за 100 % принимается основная сумма задолженности, причитающая к выплате на определенный день в будущем, вне зависимости от фактических доходов предприятия, выпустившего данную облигацию.

При определении стоимости процентов по облигации необходимо учесть все издержки, которые предприятие несет при выпуске и размещении на фондовом рынке своих облигаций. К таким издержкам относятся:

§ затраты на регистрацию и юридическое оформление эмиссии;

§ затраты на комиссионные специальным уполномоченным лицам на рынке (андеррайтерам), которым предприятие доверяет продать свои облигации по наиболее выгодной цене.

Учтя вышеназванные затраты, допустим, что предприятие вместо полной номинальной суммы по облигационному займу фактически получила после их размещения только 95 % планируемой суммы денежных средств. Тогда фактические издержки по привлечению займа при выпуске рассмотренной облигации составят:

11,8×(1-0,24)/0,95 = 9,44 % в год.

Кроме процентных платежей, обусловленных стоимостью кредита, долгосрочная задолженность предполагает выплату основной суммы долга.

Под долгосрочными долгами понимаются долговые обязательства сроком более пяти лет. Может показаться, что мы рассматриваем довольно короткий будущий период, в то время как под большинством ссылок на долгосрочные долги обычно подразумевается период, превышающий 10 лет. Однако в последние годы сроки планирования стали короче, а инвесторы и эксперты по инвестициям все чаще рассматривают более короткие периоды. Это опасная тенденция, так как она способствует концентрации внимания администрации на краткосрочных, а не на долгосрочных результатах деятельности. Другой особенностью современных финансовых рынков является то, что все формы обязательств все больше и больше становятся объектом торговли, и поэтому действительный период жизни многих долгосрочных займов для компании, первоначально их получившей, гораздо короче, чем установленный срок погашения.

Долгосрочные обязательства играют важную роль в обеспечении стабильности структуры капитала компании. Финансовый риск долгосрочных обязательств ниже, чем для всех других форм заемных средств. При привлечении долгосрочных кредитов финансовые менеджеры должны исходить из принципа соответствия сроков погашения, при котором долгосрочные активы, такие как земля и здания, основные средства производства и оборудование, часть постоянного оборотного капитала финансировались за счет долгосрочных займов. Иногда это называют финансированием инфраструктуры компании, которое должно осуществляться сочетанием акционерного капитала и долгосрочных заемных финансовых средств.

Обеспеченные облигации – это обязательства предприятия, обеспеченные залогом какого-либо движимого или недвижимого имущества предприятия.

Финансирование с использованием облигаций, обеспеченных закладными под недвижимость, было широко распространено в начале 20 века. Тому было свое объяснение - в тот период происходило интенсивное наращивание основных производственных фондов, и компании использовали имеющиеся фонды в качестве обеспечения. Это было особенно характерно для железных дорог (в том числе, и в России) и металлургической промышленности. Однако в дальнейшем выяснилось, что заклад недвижимости вовсе не страхует инвесторов от потери существенной части своих средств в случае банкротства, поскольку реализация заложенной недвижимости была достаточно сложным процессом. В результате, большинство корпораций в дальнейшем отказалось от выпуска облигаций под обеспечение недвижимостью в пользу необеспеченной задолженности.

Облигации, обеспеченные оборудованием, выпускаются с целью покупки оборудования, в основном применяются транспортными компаниями (авиационными и железнодорожными). При этом титул собственности по приобретаемому имуществу возлагается на доверенное лицо, эмитент не становится собственником до момента погашения облигаций. Если эмитент прекращает платежи по облигациям, то доверенное лицо продает обеспечение и ликвидирует задолженность, не прибегая к процедуре банкротства в отношении эмитента. Данный тип облигаций обычно предусматривает серийное погашение, то есть часть эмиссии погашается каждый год после выпуска. При этом размер погашаемого займа превышает величину амортизации по обеспечению, таким образом, чем дольше обращаются облигации, тем надежнее они становятся.

Для облигаций, обеспеченных ценными бумагами, их стоимость должна превышать объем задолженности примерно на 30 %. Данные облигации выпускаются достаточно редко, объектом залога обычно выступают ценные бумаги дочерних компаний.

Облигации, обеспеченные пулом ипотечных кредито, выпускаются под обеспечение уже выданных ипотечных кредитов. Происходит это следующим образом - финансовая организация выдает кредиты под недвижимость, а затем выпускает облигации, обеспечением которых служат платежи по этим кредитам. Фактически, это вариант секьюритизации задолженности.

Облигации, обеспеченные активами, являются типичным примером секьюритизации задолженности. Обеспечением по таким облигациям служат ожидаемые потоки денежных платежей, чаще всего, платежей по выданным кредитам. Типичный пример таких облигаций следующий. Банк или финансовая компания выдает кредиты. Затем данные кредиты объединяются в пул, и помещаются в специально создаваемый трастовый фонд. Этот фонд выпускает облигации, обеспечением которых служат предстоящие платежи в фонд по выданным кредитам. Наиболее принятым обеспечением обычно служат кредиты, выданные под автомобили, предстоящие платежи по кредитным картам и др. Кроме того, обеспечением могут служить и предстоящие платежи по экспортным контрактам. Такой принцип применяется, в частности, в латиноамериканских странах предприятиями нефтегазовой отрасли, экспортерами цветных металлов и продуктов питания.

Термин " обеспеченная облигация" используется для долгосрочных обеспеченных займов. Выпуск обеспеченных долговых обязательств для открытой продажи имеет следующие особенности:

§ описательное название (например 2000000 евро., 10% облигации 2003-2008, «Глубахов и сыновья», обеспеченные. Это обозначает:

- облигации выпущены компанией «Глубахов и сыновья» на общую сумму 2,0 млн. евро;

- фиксированная процентная ставка дохода по облигации составляет 10% в год;

- дата выкупа между 2003 и 2008 годом (использование слова "обеспеченная облигация" означает, что облигации имеют обеспечение).

§ фиксированная или плавающая ставка зависит от:

- общего уровня процентных ставок;

- кредитоспособности компании, выпускающей облигации;

- уровня обеспечения, с которым они связаны.

§ выплата начисленных процентов производится каждые полгода или один раз в год.

§ неопределенная дата выкупа в установленных временных границах.

§ обеспечивается фиксированными и/или плавающими обязательствами по активам компании. Фиксированными обязательствами называются те, которые обеспечивают займы под определенный актив, а плавающие обязательства обеспечивают кредиты под все активы компании или группу активов, таких как запасы или дебиторская задолженность. В случае невыполнения обязательств заемщиком права кредитора будут обеспечиваться за счет активов соответствующего класса, которыми в то время будет владеть компания. Фиксированные обязательства имеют приоритет над плавающими по отношению к определенным активам, под которые они даются.

§ обеспечение закладывается доверенным лицам от имени владельцев облигаций, и доверенные лица наблюдают за результатами деятельности компании, чтобы обеспечить выполнение условий, установленных облигациями. Если потребуются какие-то действия, то они будут предприниматься доверенными лицами.

Преимущества обеспеченных облигаций:

§ имеют срок погашения, превышающий 10 лет, и вследствие своей потенциальной реализуемости даже более длительные сроки погашения;

§ Все облигации фактически являются займами с разовой выплатой или в худшем случае с отсрочкой выплаты, и поэтому в период их действия или в большинстве случаев выплачиваются только процентные платежи, если нет строго установленных дат погашения обязательства. Это дает преимущество крупных потоков денежных средств и значительно сокращает элемент финансового риска данного вида обязательств.

§ Если выпуск долговых обязательств был хорошо подготовлен и принесет приемлемые доходы их владельцам, то они, в основном, могут быть погашены за счет нового выпуска, что не повлияет на поток денежных средств компании.

§ При хорошем обеспечении облигаций процентная ставка в основном ниже, чем при других формах долгосрочных обязательств.

§ Проценты вычитаются для целей налогообложения.

Недостатки обеспеченных облигаций:

§ Связывание обеспечения с открытой продажей долговых обязательств вызывает большие ограничения на залоговые средства, которые могли быть предоставлены другим кредиторам. Это оставляет скромные возможности для разработки крупных проектов, которые потребуют обеспеченных займов для их финансирования. В то же время возможно получение разрешения от доверенных лиц на использование залоговых средств для этих целей.

§ Поскольку эмиссия облигаций производится для открытой продажи, то наблюдение и контроль над результатами работы предприятия будут более тщательными, чем при получении срочного банковского кредита.

§ Соответственно, все неудачи в работе предприятия становятся известны широкой общественности, и это может оказать негативное влияние на его репутацию.

Необеспеченные облигации - э то такие же долговые обязательства, как и обеспеченные облигации, за исключением того, что они не имеют обеспечения. Очевидно, что выпуск необеспеченных облигаций могут позволить себе только крупные компании со стабильной прибылью, такие как крупнейшие корпорации IBM, AT&T, General Motors и др., платежеспособность которых в принципе не вызывает сомнений. Кроме того, в ряде отраслей (например, банковском бизнесе) практически не существует активов, которые могли бы обеспечивать погашение облигаций, соответственно, предприятия данных отраслей также практикуют выпуск необеспеченных облигаций.

Преимущества необеспеченных облигаций:

§ Все преимущества обеспеченных облигаций, описанные выше.

§ Имеют меньше ограничений, чем обеспеченные облигации.

Недостатки необеспеченных облигаций:

§ Хотя они и не требуют конкретных залоговых средств, но обычно накладывают ограничения на возможности компании по реализации своих активов или по залогу активов для обеспечения дополнительных займов, по крайней мере, без разрешения владельцев необеспеченных облигаций.

§ Они будут более дорогими, чем обеспеченные облигации.

§ Могут иметь требования к результатам деятельности относительно основных коэффициентов, которые будут более высокими, чем в случае с обеспеченными облигациями.

Конвертируемыми обычно называются необеспеченные облигации, которые обращаются в обыкновенные акции в определенные сроки и при определенных обстоятельствах. Идея выпуска конвертируемых облигаций - привлечь инвесторов, которые заинтересованы не только в получении фиксированного дохода, но и росте своих капиталовложений в случае роста акций фирмы. Таким образом, конвертируемые облигации являются для инвесторов "гибридной" ценной бумагой, обладающей свойствами и акций, и облигаций. Они даже ближе к акционерному капиталу, чем другие формы долгосрочных обязательств, и поэтому имеют гораздо меньший финансовый риск. Следовательно, они представляют большую ценность для усиления структуры капитала компании.

Конвертируемые облигации позволяют эмитенту снизить процентные выплаты, потому что инвестор, приобретающий конвертируемые облигации, согласен примириться с более низким купонным процентом, поскольку имеет дополнительную возможность выигрыша при конвертации.

Конвертируемые облигации, помимо других характеристик, типичных для всех других видов облигаций, обладают также рядом дополнительных характеристик. При этом важно подчеркнуть, что в разных странах конвертируемые облигации могут иметь существенные отличия, которые необходимо принимать во внимание.

Дата конверсии - дата, в которую можно произвести конвертацию облигации. Обычно оговаривается не конкретная дата, а срок, начиная с которого можно производить обмен. Однако в ряде стран, в частности, в Испании, при выпуске облигации фиксируется ряд дат (обычно 2 или 3), в которые может быть проведен обмен.

Конверсионное отношение - количество других ценных бумаг (акций), в которое может быть конвертирована одна облигация. С конверсионным отношением связано понятие цена конверсии, определяемая как цена акции, получаемая при конвертации.

Таким образом, конвертируемые облигации обладают следующими особенностями:

§ Не обеспечиваются залоговыми средствами, хотя в определенных редких обстоятельствах могут иметь некоторое обеспечение.

§ По этим облигациям процентные платежи обычно производятся каждые шесть месяцев. Доходность таких обязательств обычно ниже, чем у других форм долгосрочных обязательств, поскольку они обладают правом обращения в обыкновенные акции.

§ Не имеют определенных дат погашения и конвертации внутри временного периода, установленного условиями эмиссии этих облигаций.

§ Условия конвертации будут определяться ценой или определенным количеством акций на одну облигацию. При зависимости от цены они будут установлены на уровне, который выше, чем текущая цена на акцию, но имеют значительную привлекательность в контексте ожидаемого роста цен на акции, чтобы побудить инвесторов к приобретению конвертируемых облигаций в настоящее время. При зависимости от количества акций стоимость акции, по которой на нее обмениваются облигации, будет меньше, чем текущая стоимость конвертируемых облигаций. Это связано с тем, что стоимость акций будет расти с течением времени.

Разница между выпускной стоимостью облигации и конверсионной стоимостью называется конверсионной премией.

Пример 12.14. Предположим, что компания выпускает конвертируемые облигации, номинальная цена которых равна 1000 руб. за облигацию. Цена акции, по которой на нее обмениваются облигация, составляет 200 руб., в то время как рыночная цена акции равна 160 руб. Это также может быть выражено через коэффициент конвертации, который составляет 1000/200 = 5 акций за каждую облигацию. Следовательно, эквивалентная стоимость в акциях одной облигации стоимостью 1000 руб. на день выпуска будет равна:

Текущая эквивалентная стоимость акций = 160×5 = 800 руб.

Конверсионная премия будет равна: 1000 - 800 = 200 руб.

Часто это выражается через конверсионную стоимость на дату выпуска в процентах, которая в данном случае будет равна:

Конверсионная премия в % = (200 / 800)×100 = 25 %.

Компания будет стремиться выпустить конвертируемые облигации с максимально возможной конверсионной премией, чтобы количество простых акций, которое в последующем необходимо будет выпустить, было минимально. В то же время при максимизации конверсионной премии очень важно не сделать ее слишком высокой в контексте будущей возможной цены акции, так как тогда она не станет привлекательной для конвертации облигаций в акции. Это может иметь два неблагоприятных последствия:

а) При наступлении срока их погашения облигации должны быть выкуплены компанией, что вызовет осложнения с потоком денежных средств

б) если они сохраняются в качестве конвертируемых облигаций, то становятся менее привлекательными в отношении своего стабилизирующего вклада в структуру капитала, поскольку сейчас они будут рассматриваться как заемный капитал, а не как собственный. Они также могут превратиться в так называемый "избыточный выпуск", который затрудняет дальнейшее финансирование подобным образом.

По этим причинам конверсионная премия редко бывает выше, чем 20%.

При принятии решения о выпуске конвертируемых облигаций и установлении величины конверсионной премии учитываются следующие факторы:

a) текущая рыночная цена акций, ожидаемая ее рыночная цена и прогнозируемая деятельность компании;

б) тенденции в изменении величины процентных ставок;

в) потребности и ожидания имеющихся акционеров компании.

Обычно требуется, чтобы имеющиеся акционеры получали право на приобретение конвертируемых облигаций до того, как они будут предложены на рынке.

Преимущества конвертируемых облигаций:

§ Наименьший возможный финансовый риск среди всех других форм заемного капитала.

§ Вследствие стимулирующего влияния связи с акционерным капиталом конвертируемые облигации предоставляют фирме средства под более низкий процент, чем получаемые на рынке обычные эквивалентные заемные средства.

§ Процентные выплаты вычитается из прибыли для снижения налогового бремени компании.

§ Не допускают размывания доходов у акционеров, поскольку они могут оставаться владельцами примерно той же доли собственного капитала.

Недостатки конвертируемых облигаций:

§ Требуется уделить особое внимание назначению правильной величины конверсионной премии, поскольку последствия неправильного решения могут оказаться для компании весьма тяжелыми.

§ Пакеты акций имеющихся акционеров в конечном счете окажутся размытыми в пропорциональном отношении.

Аренда

«Успех – это значит успеть».

Марина Цветаева

Аренда является формой арендной платы и, следовательно, способом финансирования использования актива, а не его покупки. Это ее основное отличие от других форм финансирования, большинство из которых заканчивается переходом актива в собственность компании. Аренда отличается от покупки в рассрочку главным образом тем, что оборудование, которое сдается в аренду и покупается лизинговой компанией, обычно выбирает сама компания, которая будет его использовать. Существует две формы аренды.

1. Финансируемая (или капитальная) аренда: иногда называется полностью выплачиваемая аренда, поскольку она является соглашением, по которому выплачиваемые за аренду суммы в течение оговоренного периода (называемого основным периодом) полностью покрывают затраты капитала на оборудование, сдаваемое в аренду и приносят соответствующую прибыль лизинговой компании. Если фирма-клиент пожелает продолжать использование арендуемого актива после этого времени, то обычно применяется вторичный арендный период, в течение которого будет взиматься только номинальная арендная плата.

2 Текущая (илиоперационная ) аренда: это соглашение, когда арендная плата за основной период не покрывает затраты капитала. В этом случае аренда либо возобновляется на дальнейший срок, либо оборудование возвращается и сдается опять в аренду другой фирме. Текущая аренда применяется только для определенных видов оборудования, таких как транспортные средства, для которых существует устоявшаяся система сдачи в аренду и рынок бывших в употреблении транспортных средств. Она также широко распространена в областях с быстрой сменой технологий, когда лицом, сдающим в аренду (арендодателем) часто является сам производитель, например, в производстве компьютерной техники. Текущая аренда, следовательно, имеет больше общего с прокатом.

В оставшейся части нашего обсуждения под арендой мы будем понимать только финансируемую аренду. Основные особенности финансируемой аренды:

· Оборудование выбирается лицом, берущим его в аренду (арендатором) и несущим ответственность за использование и состояние выбранного актива.

· Оборудование часто покупается самой фирмой путем посреднического соглашения с арендодателем.

· Все соглашение обычно заключается в принятии детальных стандартных документов, охватывающих все аспекты аренды.

· Арендодатель сохраняет право собственности на актив.

· Арендодатель получает все субсидии, которые предоставляются для актива. Он также несет ответственность за погашение субсидий в случае нарушения условий соглашения о субсидиях, даже если нарушение было совершено по вине арендатора.

· Арендатор производит регулярные согласованные выплаты арендодателю.

· Арендатор имеет исключительные права на использование актива в течение срока аренды.

· Арендатор несет ответственность за эксплуатацию, обслуживание, страхование и т.д. арендованного актива, хотя его юридическим владельцем является арендодатель.

· Расходы, связанные с устареванием актива, падают на арендатора.

· В конце основного периода обычно существует возможность продолжить аренду за номинальную арендную плату.

Преимущества аренды:

· Отсутствует потребность в начальных капитальных затратах и вкладах. Это принесет значительные выгоды, связанные с потоками денежных средств.

· Вы получаете возможность использовать капитал без передачи других активов в качестве обеспечения, и поэтому не наносится ущерб возможности получения дополнительной ссуды, по крайней мере, с точки зрения обеспечения.

· В зависимости от конкретных обстоятельств компании, особенно ее налоговых обязательств, аренда может быть самой дешевой из имеющихся форм финансирования.

· Она может быть самофинансируемой, так как активы могут использоваться для создания финансовых средств, необходимых для арендных платежей.

· Обеспечивает определенность в отношении доступности и в связи со строгой фиксированностью арендных выплат.

· Она не может быть аннулирована или сокращена во времена недостатка кредитов или изменения экономических условий.

· Она позволяет компаниям, которые не получают налоговых льгот по капитальным затратам, получить их через арендодателя, который при установлении размера арендной платы примет во внимание получаемые им выгоды от налоговых скидок.

· Она позволяет компаниям с низким предельными налоговыми ставками получить выгоду от налоговых льгот на капитальные затраты по более высоким налоговым ставкам, применяемым к арендодателю.

· При аренде, как правило, не применяются ограничения и регулирующие документы, которые связаны со срочной ссудой, и это дает больше свободы действий компании.

· Иногда аренда более доступна, чем обычные кредиты, если банк или лизинговая компания стремятся заполнить свою книгу учета аренды (особенно в конце финансового года).

· Аренда часто рассматривается как текущие, а не как капитальные затраты и в этом контексте облегчает принятие инвестиционного решения. Преимущество это или недостаток, зависит от точки зрения!

Недостатки аренды:

· Арендатор теряет часть или всю потенциальную выгоду от остаточной стоимости актива в конце арендного периода, которая в некоторых случаях может быть значительной.

· Арендатор может обнаружить некоторые ограничения своих возможностей по использованию актива вследствие наличия этих ограничений в соглашении на аренду. Вероятность того, что это произойдет, однако, очень небольшая.

· Если условия, оказывающие влияние на стоимость аренды, являются неблагоприятными, то процентные выплаты могут оказаться выше, чем выплачиваемые по другим формам финансирования.

· Арендатор не может включать арендованный актив в группу активов, используемых в качестве залога для получения других займов.

· Если актив устаревает до окончания аренды, то администрация может принять решение об использовании актива до окончания арендного периода, и, таким образом, возможно, поставить компанию в невыгодное положение по отношению к тем конкурентам, которые немедленно заменили устаревший актив. Если же будет принято решение преждевременно отказаться от аренды, чтобы иметь возможность заменить актив, то компании придется выплачивать неустойку.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: