double arrow

Внимание! 1 страница

Список литературы

Глава 6. Особенности маркетинговых коммуникаций в секторе связи

Глава 5. Ценообразование и тарифная политика телекоммуникационной компании

Глава 4. Товарная и сбытовая политика телекоммуникационной компании.

Глава 3. Маркетинговые исследования рынка телекоммуникационных услуг

Глава 2. Стратегическое планирование деятельности телекоммуникационной компании

Россия

Мир

Глава 1. Особенности маркетинга телекоммуникационных услуг. История формирования и особенности отрасли в мире и в России

Телекоммуникационных технологий

Маркетинг и продажи

Федеральное агентство связи

Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудиторный фонд, компьютерный класс, видео-залы, фонды Научной библиотеки, методические ресурсы кафедры истории, литературы и русского языка СПбГУП.

Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО с учетом рекомендаций ПрООП ВПО по направлению «Социальная работа».

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Поволжский государственныйуниверситет

телекоммуникаций и информатики»

_______________________________________________________

Кафедра электронной коммерции

КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ

ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ

по направлению:

210700.68 «Инфокоммуникационные технологии и системы связи»

Составитель:

к.э.н. Кузьмин Е.В.

Самара


Содержание

Глава 1. Особенности маркетинга телекоммуникационных услуг. История формирования и особенности отрасли в мире и в России............................ 3

Глава 2. Стратегическое планирование деятельности телекоммуникационной компании........................................................................................................ 14

Глава 3. Маркетинговые исследования рынка телекоммуникационных услуг 27

Глава 4. Товарная и сбытовая политика телекоммуникационной компании. 43

Глава 5. Ценообразование и тарифная политика телекоммуникационной компании........................................................................................................................ 56

Глава 6. Особенности маркетинговых коммуникаций в секторе связи 79


1.1 Значение отрасли телекоммуникаций

Развитие телекоммуникаций в мире

Развитие телекоммуникаций в мире характе­ризуется следующими данными:

- объем услуг стационарной телефонной связи ежегодно увеличивается на 5-7% и в денежном выражении составляет 60% рынка;

- объем услуг мобильной связи в последние годы в ряде стран увеличился на 80-90%; до 2015 г. средние темпы роста составят 11-12%. На рынке телекоммуникационных услуг мо­бильная связь занимает около 20%;

- доля услуг сети Интернет составляет около 10% рынка. По прогнозам к 2015 г. средние темпы роста числа пользователей сети составят 30-33%, что свидетельствует о большом спросе на этот вид услуг в период формирования информационной индустрии.

С точки зрения условий формирования и развития связь является естественной монополией. Ее отличают огромные первоначальные затраты капитала, высокая капиталоемкость производства, а также лимитированные производственные мощности, быстрое расширение которых сопряжено с трудностями как технического, так и экономического характера. Учитывая это, государство исто­рически жестко регулировало развитие отрасли связи.

Анализируя степень государственного вмешательства в функционирование рынка услуг связи, можно укрупнено выделить не­сколько этапов.

На первом этапе развитие телефонной связи, услуги которой были ориентированы главным образом на состоятельных клиентов, не регламентировалось со стороны государства. Затем его роль на­чинает усиливаться. Основным принципом государственного регу­лирования телекоммуникаций становится ориентация на создание универсальной, общедоступной взаимоувязанной национальной се­ти связи. Связь становится важнейшим объектом интереса различ­ных отраслей экономики, и прежде всего военно-промышленногокомплекса. Усиление государственного контроля за связью во мно­гих странах привело к национализации отрасли.

В результате быстрорастущего спроса на новые услуги и продукцию информационных технологий со стороны частного сектора в конце 50-х - начале 60-х годов рынок телекоммуникационных услуг начинает претерпевать существенные изменения. Абсолютная монополия национальных операторов в различных странах стано­вится препятствием на пути продвижения на рынок новых гибких технологий, способных удовлетворить спрос небольшого в те годы сектора потребителей, обладавшего большим покупательным по­тенциалом. Поэтому в экономически развитых странах начался процесс постепенной реорганизации отрасли.

Следующий этап эволюции телекоммуникаций начался в 80-х годах XX века. Стремительный научно-технический прогресс в области связи изменил условия производства. Новому поколению телекоммуникационного оборудования для своего развития уже не нужны такие гигантские инвестиции, как на сооружение телефонно-телеграфной сети. Телекоммуникации на современном этапе становятся высокорентабельным бизнесом. Появились реальные возможности расширения рамок «естественной монополии» путем привлечения разнообразных форм частного капитала и, следовательно, развития конкуренции. В течение 80-90х годов отрасль связи была подвержена радикальной реструктуризации. Основными составляющими этого процесса явились ослабление государственного вмешательства в деятельность отрасли, приватизация и демонополизация национальных операторов телефонной связи.

Либерализация отрасли связи является следствием высокого технологического и экономического развития национальных телекоммуникаций западных стран. Длительный процесс адаптации достижений научно-технического прогресса к потребностям массового производства, требующий больших капитальных вложений, протекал на базе естественной монополии в области связи, которая обеспечивала благоприятный для этих целей набор социально-экономических условий. Именно благодаря экономической и законодательной поддержке государств развитых стран национальным операторам связи удалось к середине 90-х годов завершить в основном переход на цифровые технологии, а вследствие этого существенно повысить степень взаимной интеграции в глобальных масштабах.

Таким образом, к началу XXI века телекоммуникации стали одним из источников подъема экономики, движущим фактором современного научно-технического и экономического прогресса. По­являются и успешно развиваются новые отрасли информационной индустрии, «существенно возросла «информационная» составляю­щая экономической активности субъектов рынка и влияние инфор­мационных технологий на научно-технический, интеллектуальный потенциал и здоровье нации». Внедрение цифровых технологий позволяет существенно расширить возможности высокоскоростно­го обмена деловой, образовательной, научной, рекламной и развлекательной информацией в международных масштабах; обеспечить глобализацию хозяйственной деятельности и интегрирование эко­номики отдельно взятых государств в единую систему междуна­родного масштаба.

Вследствие того, что информация превратилась в доминирующий фактор производства, у производственного и непроизводственного секторов экономики появилась необходимость своевре­менной передачи и получения информации, увеличения скоростей ее обработки с целью увеличения скорости принятия решений в ус­ловиях конкуренции.

Технологической основой совершенствования современных систем связи являются достижения, появившиеся на стыке двух разделов науки - теории связи и теории информатики, к которым относится изучение законов, методов и способов приема (накапливания), обработки и передачи информации, причем в первом случае - с помощью средств связи, во втором - с помощью компьютерных технологий. Развитие микроэлектроники, компьютерной техники, цифровых способов передачи информации, оптических линий связи позволило создать интегрированные цифровые сети, спутниковые системы передачи и ввести комплекс новых телекоммуникационных и информацион­ных услуг.

Внедрение новейших информационных технологий для пере­дачи, обработки и коммутации сообщений, невозможность функ­ционирования информационно-вычислительных сетей только на основе сетей связи обусловили неизбежность конвергенции связи и информатики.

Конвергенция связи и информатики – возникновение сход­ства в структуре сетей связи и информатики, в используемых ими аппаратно-программных средствах и в совокупности услуг, предос­тавляемых абонентам.

1.2 Основные тенденции развития телекоммуникаций (статистика)

Развитие телекоммуникационного сектора в мире происходит одновременно по нескольким направлениям (таблица 1.1).

Таблица 1.1. Тенденции развития телекоммуникаций

Системное направление Глобализация Персонализация Мобильность Интеллектуальность Конвергенции связи и информатики Электронный бизнес
Технологическое направление Широкополостность Мультимедийность Динамизм телефонного трафика Интеграция терминалов
Структурное направление Демонополизация рынка Альянсы Слияние и поглощение операторов Структуризация и перестройка
Экономическое направление Рост количества абонентов и новых услуг Гибкая тарификация и финансовая политика Снижение себестоимости оборудования и услуг

Глобализация заключается в создании единой Всемирной сети связи, обеспечивающей абонентский доступ к связи в любой точке Земли. Транспортной средой Всемирной сети связи станет Глобальное цифровое кольцо, состоящее из цифровых каналов, созданных на основе межконтинентальных спутниковых и волоконно-оптических линий связи. На основе Всемирной сети абонент будет обеспечен любой услугой в любом месте земного шара по его персональному номеру (персонализация). Одним из условий реализации концепции глобализации и персонализации связи является построение глобальной мобильной сети связи.

Мобильная связь (прежде всего сотовая радиотелефонная связь) в настоящее время является одним из наиболее динамично развивающихся сегментов рынка телекоммуникационных услуг.

Однако, несмотря на многообразие и высокое качество предоставляемых услуг, существующие сети подвижной связи второго поколения не способны удовлетворять требованиям, предъявляемым к сетям подвижной связи XXI века. В первую очередь речь идет о глобальности, повышении качества передачи речи, увеличении емкости сетей и достижении высокой скорости передачи данных. Поэтому в настоящее время актуальной стала проблема разработки и внедрения систем подвижной связи третьего поколения. Для решения этой задачи еще в 1990 г. в МСЭ (ITU) и в региональных организациях стандартизации начались работы по созданию единого общемирового стандарта на оборудование систем подвижной связи третьего поколения IMT-2000 (InternationalMobileTelecommunication), которые позволяли бы обеспечивать пользователя полным набором широкополосных услуг мультимедиа, обеспечиваемых глобальной информационной инфраструктурой, независимо от соединения с телефонной сетью общего пользования (ТФОП) по проводным или радиоканалам. Дополнительные услуги, предоставляемые сетями подвижной связи третьего поколения, будут обуслов­лены потребностями развивающегося мирового сообщества.

Стремительный рост числа вычислительных сетей разного уровня, появление новых приложений выдвигают в качестве одного из главных требований возможность передачи гетерогенного муль­тимедийного трафика. Мультимедийность и интеграция термина­лов - это передача нескольких видов информации (голос, текст, данные, изображения) при помощи одного терминала. Широкополосность– непрерывное повышение скорости передачи информации (в настоящее время реализуются скорости свыше 1000 Мбит/спри передаче информации по BOJIC).

Тенденции развития сферы коммуникаций

Для европейской экономики большое значение имеет объединение телекоммуникаций, информатики и аудиовизуальных средств в рамках единой Европейской информационной инфраструктуры. Усовершенствованные коммуникации необходимы Европе для поддержа­ния конкуренции и достижения социальных целей. Однако развитие связи характеризуется разрывом между потенциалом технологий и его реальным использованием, в связи с чем в регионе предпринимаются определенные усилия по сокращению этого разрыва на основе анализа процессов развития телекоммуникационной сферы.

Глобализация инфраструктуры связи и услуг. Процессы производства, маркетинга и исследований ведущих телекоммуникационных компаний сегодня стали глобальными.Возникают международные телекоммуникационные консорциумы как результат слия­ния, поглощения или объединения национальных операторов или путем создания совер­шенно новых систем, включая спутниковые системы подвижной связи.

Этот процесс создает массу новых проблем и ставит новые требования перед произво­дителями оборудования и операторами, прежде всего касающиеся развития стандартов: технических, производственных, предоставления услуг. При этом, если в 80-х г. значитель­ное внимание уделялось именно технической стандартизации, то в 90-х г. к этому добави­лись и усложняются требования к наличию надежной и достаточной информации, касаю­щейся возможностей инфраструктуры связи, условий конкуренции, лицензирования и об­щей политики развития, поскольку сами телекоммуникации сталиинструментом корпора­тивной интеграции во всем мире, нуждающемся в глобальном регулировании.

Реструктурирование телекоммуникационного сектора. В секторе продолжаются процессы организационных преобразований и либерализации. Это происходит путем отде­ления производственных процессов от прямого руководства со стороны государственных органов, разрешения и введения конкуренции как в области производства и продажи оборудования, так и предоставления услуг связи. В большинстве стран роль министерств или комиссий по связи все больше сводится к функции регулирования.

Международныестандарты. Международные организации, занимающиеся разработкой стандартов, ищут пути, чтобы активно реагировать на изменения конъюнктуры рынка и находить компромисс между разнообразием и унификацией. Дело в том, что модель, в ко­торой операторы-монополисты могли навязывать всем участникам национального рынка свои правила и спецификации, сегодня устарела. Проблема заключается в том, чтобы процесс принятия стандартов не был слишком долгим, стоимость разработки программногообеспечения не была бы высокой.

Введение новых услуг и возможности повышения использования существующих сетей. Внедрение ряда новых технологий позволяет легко комбинировать услуги. В то же время законодательство многих стран ограничивает предоставление некоторых услуг, которое возможно с помощью существующих сетей или технологий. Во многих странах основным (национальным) телефонным операторам вообще запрещается заниматься комбинированными услугами. Ограничения на предоставляемые услугивосновном носят социально-экономический характер. Это выражается в том, что по всей Европе тарифы на одинаковые услуги связи сильно отличаются. При этом слишком высокие цены часто мешают развитию новых услуг и единого рынка. Такая политика, подавляющая возможности операторов использовать свой потенциал, вряд ли может быть признана правильной.

Услуги для широких слоев населения. Перед операторами сетей общего пользования стоят две противоречивые цели: достижение прибыльности и выполнение социальных обя­зательств. Поэтому в некоторых странах считают, что вместо наложения обязательств на операторов предприятий связи лучше выделять специальные пособия определенным поль­зователям. Опыт Великобритании показывает, что использование приемлемых финансовыхмеханизмов может привести к выравниванию тарифов на основе себестоимости и появле­нию новых операторов связи, хотя нет полной уверенности в том, что эти действия позволят решить экономические проблемы операторов.

Конкуренция в области взаимозаменяемых услуг. Страны ЕС активно включились в процесс демонополизации связи и телекоммуникаций, а с начала 1998 г. этот процесс полу­чил законодательную поддержку, что создало к началу 2001 г. условия полной конкуренции в области телекоммуникационного оборудования и услуг. Сегодня в Европе, так же как в США и Японии, существуют сотни организаций, предоставляющих услуги с использовани­ем комбинированных видов связи, что позволяет ответить на вызов со стороны рынка. В то же время технологическое слияние разных видов связи приводит не только к созданию новых комбинированных услуг, которые могут стать основным источником доходов для тех, кто их предоставляет, но и к появлению конкуренции между данными секторами.

Тенденции рыночных изменений

Расширение использования трансевропейских телекоммуникаций в новых рам­ках. Особое внимание уделяется развитию трансевропейских «взаимоувязанных систем». Дело в том, что компании должны быстро реагировать на рыночные изменения, а также на­ходить гибкие пути взаимодействия с другими компаниями, в частности, путем перехода от взаиморасчетов к интегрированной обработке сообщений.

Расширение применения сетей связи в деловой сфере и малом бизнесе. Программы операторов по введению продвинутых услуг связи в основном нацелены на корпоративные сети, а не на сети общего пользования. Хотя весьма перспективным остается рынок «последней мили». При этом увеличение числа стандартов уменьшает способность взаимодействия операторов. Все это тормозит процесс развития новых услуг, потребность в которых есть не только со стороны корпоративных, но и со стороны домашних пользователей.

Наряду с крупными компаниями миллионы предприятий малого бизнеса широко поль­зуются услугами связи операторов сетей общего пользования. Спрос одного потребителя ничего не значит, а именно, комбинированный спрос большого числа потребителей являет­ся движущей силой для развития и усовершенствования услуг.

Для предприятий малого бизнеса необходимы минимальный набор услуг, приемлемые тарифы, гибкость и надежность в предоставлении услуг, защита информации, возможность пользования услугами во всех географических точках.

Для решения этих вопросов и преодоления организационных, социальных и других барь­еров предлагается введение свободной конкуренции в данном потребительском сегменте.

Тарифы. Требуется не только разработать новую структуру тарифов и принципы их об­разования, но и провести экспериментальное наблюдение их действия в реальных условиях для оценки их эффективности, подключив для такого исследования группы потребителей.

Технологии. Считается, что основные технологии уже существуют, а большее внима­ния уделяется вопросам снижения издержек и повышения надежности. То, что необходимо сегодня - это стимулирование рынка. Результатами дальнейшего совершенствования тех­нологий должны стать улучшение качества услуг связи, снижение цен, повышение надеж­ности сетей связи.

Одновременно с ускорением процесса стандартизации отдельных основных состав­ляющих систем связи и терминалов внедрение технологий базируют на согласованных спе­цификациях. Это позволяет улучшать экономическое положение операторов, увеличивать рынки, повышать надежность, а также способствует инновационным процессам в телеком­муникациях.

Многофункциональные терминалы и цифровое видео. Сегодня уже существуют технологии для интеграции данных, средств передачи изображения и голоса в одном тер­минале, что также ставит задачи снижения его стоимости и удовлетворения другим требо­ваниям (например, высокое разрешение, цвет, плоский экран и др.).

Создание услуги, управление и контроль со стороны пользователя. Здесь продол­жаются и совершенствуются процессы спецификации, официального утверждения и созда­ния услуги, в основном, на базе стандартов ISO. Для контроля со стороны пользователя требуются улучшенные «системы управления услугами связи» и обработка информации. Способность пользоваться в особенности новыми услугами, зависит от уровня образования, а еще более - от возраста. Молодые быстрее осваивают новые технологии. И, если в разви­вающихся странах удельный вес тех, кому больше 65 лет, составляет 5-10 %, то в Европе он уже 15-18 %. В то же время уровень цифровизации сетей в развивающихся странах 60- 100 %, а в Европе 40-70 %.

Интеграция сети и управление. Повсеместную интеграцию сетей и услуг можно обес­печить наилучшим образом с помощью стандартизации интерфейсов, которые контролируют надежность, доступ, интеграцию данных и проверку. Ведутся работы по завершению создания международных стандартов сетей по управлению связью - TMN.

В области передачи информации и основных услуг достигнута большая степень совместимости сетей общего пользования. Это значительно труднее сделать на уровне корпоративных сетей и продвинутых услуг.

Высокоскоростные сети и взаимосвязь локальных сетей. Экономической эффективности сетей можно достигнуть при использовании высокоскоростных способов коммутации ATM и взаимодействии локальных сетей с применением ATM в качестве общего механизма передачи сообщений.

Мобильность для неподвижных сетей. Мобильную услугу связи в неподвижных сетях можно обеспечить при реализации перенаправления сигнала (звонка) и при переадресации систем управления сетью. Эти действия ограничиваются определенными технологиями и ставят проблемы надежности и сложности образования тарифов. При наличии большой до­ли рынка существуют некоторые технические решения, связанные с вопросами надежности информации, которые могли бы быть приемлемыми.

Приоритетными областями для исследований, разработок и стандартизации являются вопросы интеграции систем доступа и сигнализации, высокие возможности обработки дан­ных и сопряжения оборудования пользователя и сети, разработка протоколов, определение требований по надежности.

Беспроводная связь. Полагают, что универсальная беспроводная связь не должна су­ществовать отдельно, а должна быть объединена с неподвижными универсальными сетями. Необходимо, чтобы обеспечивалось их взаимодействие, в частности и сетей ISDN-UMTS. Спутниковые системы открывают возможности организации беспроводной связи в отда­ленных и редконаселенных районах.

Основные сопутствующие технологии. Уже сейчас наметились некоторые сопутст­вующие ключевые технологии XXI века, которые окажут определенное влияние на разви­тие телекоммуникаций: виртуальная реальность; живые изображения и синтез; интермедиа, мультимедиа и их базы данных; новые поколения средств видеоизображений, голографиче-ские дисплеи с трехмерным автостереоскопическим изображением; видеопроекторы LCD высокого разрешения, управление голосом и др.

Усовершенствование услуг связи позволяет снизить издержки, улучшить производи­тельность и повысить конкурентоспособность, что уже почувствовали некоторые крупные компании США, Японии и Европы. Но конкурентоспособность многих европейских компа­ний могла бы быть выше, если бы европейские операторы связи смогли предоставлять та­кой же набор высококачественных услуг, имеющих более низкую себестоимость, как в США, лучше изучать потребности рынка и закреплять на нем свои позиции, вводя гибкое управление производственными мощностями и коммерчески привлекательные тарифы.

В Европе, даже в развитых странах, все еще не созданы условия для полного удовлетво­рения спроса, в то время как в США и Японии такие условия являются достаточными. Достаточность условий заключается в необходимости создать общую инфраструктуру, обеспечить равные возможности доступа к сети и снизить цены (как тарифы на услуги, так и взаиморасчетные) путем отказа от политики взаимного субсидирования и основываясь на концепции полностью распределенных расходов, т.е. расходов, связанных именно с данной услугой или данным видом деятельности, а также разработать общую спе­цификацию как для оборудования, так и услуг.

Отрасль связи и информатизации преодолела трудности переходного периода, а также финансовый кризис 1998 г. быстрее других отраслей народного хозяйства. Тому есть не­сколько причин. Во-первых, сами процессы переходного периода вызвали рост потребленияинформационно-телекоммуникационных услуг, который компенсировал падение спроса из- за высоких цен на услуги связи (и другие продукты). В результате доля расходов на теле­коммуникационные услуги в среднедушевом доходе россиян возросла в период 1990—1999 г. с 1,6 до 3,3% для традиционных операторов и до 4% для всех операторов, включая альтернативных. Такая значительная доля связана с падением за этот же период душе­вых доходов на 48 %. Сопоставление показателей показывает, что доля расходов на телекоммуникационные услуги составляет около 2%, что соответствует среднегодовому уров­ню расходов на телекоммуникационные услуги домашних хозяйств в США в конце 90-х го­дов XX века. Второй причиной можно считать существенные инвестиции в 1993-1999 гг. как прямые, так и портфельные, в том числе - иностранного капитала на фоне прогрессив­ных структурных преобразований отрасли. Развитие телекоммуникаций в настоящее время сдерживается из-за низких доходов населения. При этом расчеты Венского института срав­нительных экономических исследований свидетельствуют о том, что разрыв в уровнях ду­шевого ВВП России и 15-ти стран ЕС возрос с 1,8 в 1989 г. до 2,5 раз в конце 90-х, т.е., если взять среднее значение душевого ВВП по ЕС за 100 %, то уровень его в России в 1990 г. со­ставлял 59 %, а в 2000 г. - 30 % при том, что за этот период среднее значение душевого ВВП по ЕС увеличилось почти на 20 % (19,3 %). И тем не менее, в России, находящейся в состоянии системной трансформации, на фоне создаваемых механизмов рыночной эконо­мики, пока еще сравнительно неустойчивых, в период с 1992 г по 2000 г. были предприняты усилия, отражающие основные пути формирования Национальной телекоммуникационно-информационной инфраструктуры (НТИИ) [26,27], в основу которой положены определен­ные принципы, изложенные ниже.

В основе технологического единства всех сетей и средств электросвязи и информатиза­ции лежит государственное регулирование основных направлений развития НТИИ, обеспе­чиваемое системой лицензирования услуг связи и информационных услуг и обязательной сертификацией оборудования связи на соответствие условиям применения во Взаимоувя­занной сети связи (ВСС) России.

1.4 Сущность и задачи маркетинга в телекоме, направления маркетинговой деятельности

Особенности маркетинга в телекоммуникациях

В условиях конкуренции и возрастания требований пользователей к качеству услуг значительно усложнился процесс привлечения и сохранения клиентуры. Перед компаниями-операторами встали проблемы изучения рыночных возможностей, связанных с появлением новых технологий, и разработки услуг, в большей степени отвечающих требованиям потребителей, нежели услуги конкурентов; сегментации рынка и ориентации производственной и маркетинговой деятельности на различные рыночные сегменты; повышения гибкости тарифной политики; расширения номенклату­ры дополнительных услуг и повышения качества обслуживания; применения разнообразных способов продвижения услуг и стимулирования продаж.

Особенности маркетинга в телекоммуникацияхопределяются прежде всего инфраструктурным характером отрасли, обслу­живающей население и общественное производство, возрастанием роли средств связи и информатизации в современной жизни, высо­кой социальной значимостью телекоммуникационных услуг. Мар­кетинг в телекоммуникациях должен увязать и оптимизировать разнонаправленные интересы отрасли, нацеленные на получение предприятиями прибыли, достаточной для развития материально-технической базы и социальных мероприятий; потребителей, заин­тересованных в наиболее полном удовлетворении потребностей в услугах, сохранении доступности основных услуг, а также общества в целом, так как без развитых телекоммуникаций невозможно эффективное функционирование экономики, государственное уп­равление, повышение качества жизни граждан. Исходя из этого подхода формируется маркетинговая политика большинства опера­торов на мировом телекоммуникационном рынке.

Данная концепция лимитирует в известном смысле предпринимательскую инициативу и производственную деятельность операторов, ставит ее в зависимость от ориентиров общественного раз­вития и первоочередных государственных задач. Таким образом, помимо основополагающего принципа марке­тинга – ориентации при разработке и внедрении услуг на требова­ния потенциальных клиентов – важнейшим принципом маркетинга в области телекоммуникаций является его «общественно-социаль­ная» ориентированность. Принципымаркетинга в телекоммуни­кациях:

- ориентация компании на клиента;


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: