Коллегиальные

Единоличные

Факультативные

По внутренней структуре и способам реализации полномочий:

ДЛ могут признаваться органами – есть один очень важный признак, КС подтвердил именно такое толкование статуса главы. Они наделены собственными полномочиями по решению вопросов местного значения. И поэтому занимает самостоятельное место в структуре органов МСУ. Это должность организационно обособлена от вех иных ОМСУ. Определение КС от 26 сентября 1996г. «Ярославское дело». Вопрос ставился о том, можно ли распространять на главу администрации: понятие органы МСУ и ДЛ не являются взаимоисключающими. ДЛ МСУ в зависимости от круга его полномочий может выступать и в качестве органа МСУ.

По основному виду публично-властной деятельности:

1. –Представительные – представительство народное, осуществление нормотворческое (принятие нормативных актов по вопросам местного значения)

2. –Исполнительные – осуществление оперативно управленческих функций, исполнительских.

3. –Контрольные – чаще всего специализированный контроль (например финансовый контроль)

По юридическому статусу:

1. -Наделенные правами юридического лица – законом предполагается.

2. - Не наделенные правами юридического лица

Ст. 41:

Статья 41. Органы местного самоуправления как юридические лица

1. От имени муниципального образования приобретать и осуществлять имущественные и иные права и обязанности, выступать в суде без доверенности могут глава местной администрации, другие должностные лица местного самоуправления в соответствии с уставом муниципального образования.

2. Органы местного самоуправления, которые в соответствии с настоящим Федеральным законом и уставом муниципального образования наделяются правами юридического лица, являются муниципальными учреждениями, образуемыми для осуществления управленческих функций, и подлежат государственной регистрации в качестве юридических лиц в соответствии с федеральным законом.

Представительный орган муниципального образования и местная администрация как юридические лица действуют на основании общих для организаций данного вида положений настоящего Федерального закона в соответствии с Федеральным законом от 12 января 1996 года N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" применительно к учреждениям.

Основаниями для государственной регистрации органов местного самоуправления в качестве юридических лиц являются устав муниципального образования и решение о создании соответствующего органа местного самоуправления с правами юридического лица.

В случае отсутствия устава муниципального образования основаниями для государственной регистрации органов местного самоуправления в качестве юридических лиц являются:

для представительного органа муниципального образования - протокол заседания представительного органа муниципального образования, содержащий решение о наделении этого представительного органа правами юридического лица;

для иных органов местного самоуправления - решение представительного органа муниципального образования об учреждении соответствующего органа местного самоуправления с правами юридического лица.

3. Основаниями для государственной регистрации органов местной администрации в качестве юридических лиц являются решение представительного органа муниципального образования об учреждении соответствующего органа и утверждение положения о нем этим представительным органом муниципального образования.

с одной стороны есть случаи когда обязательно наделяются, с другой стоны в уставе МО можно определить такие ситуации. Если наделяются –то являются муниципальными учреждениями и подлежат гос регистрации в соответствии с ФЗ. Представительные органы – в 131 законе имеют статус ЮЛ, остальные органы – решаются в уставе МО.

По характеру полномочий:

1. -Органы общей и специальной компетенции

2. -Органы, осуществляющие внешне властные функции

3. -Органы, осуществляющие функции по материально-техническому, правовому, информационному и иному обеспечению

По территории действия:

1. -В рамках всей территории муниципального образования

2. -В частях территории муниципального образования

Принципы организации и деятельности органов МСУ (1)

I. Принципы, характеризующие органы МСУ с точки зрения взаимоотношений с населением, государством, иными публичными субъектами:

Принцип организационной обособленности МСУ от системы органов государственной власти (ст.12 К РФ) - не являются органами гос власти. Пределы влияния органов гос власти на органы МСУ. Статья 75: в чрезвычайной ситуации принимают на себя полномочия органов МСУ органы гос власти. Кроме того субъекты федерации, высшее ДЛ субъекта может участвовать в назначение на должность главы администрации и в освобождении от должности, + определяют максимальную оплату труда служащих, когда речь идет о дотационных субъектов. Это только некоторые примеры. При этом принцип организационной самостоятельности не должен нарушаться. Каждый раз надо в конкретной ситуации устанавливаться.

Принцип самостоятельного определения населением структуры органов местного самоуправления (ч.1 ст.131 К РФ) – конституционный принцип. Вопрос: что э предполагается под самостоятельным определением структуры, значит ли это что во всех случаях население должно самостоятельно определять структуру. Вопрос не однозначный. Тут не имеются ввиду только формы прямой демократии, хотя это не исключено (местный референдум, сход – такие случаи и порядок прямо предусмотрен в ст. 34 №131 -ФЗ). Более распространением – через представительный орган. Возможен и иной способ в исключительных случаях – определение структуры органов местного самоуправления. Это подтверждено и КС – самостоятельно населением, но в соответствии с ФЗ и законами субъектов РФ, где установлены общие принципы организации МСУ. В переходный период – установи ть численность, сроки созыва, полномочия порядок формирования первого созыва тоже должно быть определено законами, это касалось и глав муниципальных образований. Получалось что субъекты РФ могли своими законами определять все эти вопросы. Но есть оговорка – только в том случае если население не инициировало проведение референдума по структуре (ч.1 ст. 185 №131-ФЗ). Можно сделать вывод, что в переходный период предусматривалось две возможности установления структуры органов МСУ: 1) сход или референдум либо 2) закон субъекта. Практика реформы показала, что референдум по структуре практически не проводился. В ЛО так был принят закон об органам МСУ ЛО. Это было впредь до установления этой структуры в уставе самим населением (т.е. до принятие устава МО). Конфликт возникает. Вправе ли субъекты РФ устанавливать наименования органов МСУ?. КС разрешил этот вопрос. ФЗ 131 Наименования представительного органа муниципального образования, главы муниципального образования, местной администрации (исполнительно-распорядительного органа муниципального образования) устанавливаются законом субъекта Российской Федерации с учетом исторических и иных местных традиций (абз. 2 ч.3 ст.34 № 131-ФЗ). КС Определение от 4 июня 1998 г. – не посчитал что принцип самостоятельности установления структуры органов МСУ не затронут. Подобное полномочие субъектов никак не затрагивает материальные (сущностные) полномочия органов МСУ. Тем более что законодатель не свободен - общий принцип определен в законе федеральном (исторические традиции). В субъектах РФ приняты соответствующие законы. (Советы депутатов такого то МО, глава наименование МО, администрация).

Принцип участия населения в формировании и деятельности органов местного самоуправления – наличие выборного население представительного органа в структуре ОМСУ является обязательным. Должен быть сформирован населением непосредственно, путем прямых выборов (ст. 3 Хартии – это подчеркивается). Если не формируется – тогда его полномочия у сходы граждан – тогда это прямая демократия. Есть некоторые изъятия. До 131-ФЗ у нас такой формы не практиковалась. Ст. 35 ч.4

4. Представительный орган муниципального района:

1) может состоять из глав поселений, входящих в состав муниципального района, и из депутатов представительных органов указанных поселений, избираемых представительными органами поселений из своего состава в соответствии с равной независимо от численности населения поселения нормой представительства, определяемой в порядке, установленном настоящей статьей;

2) может избираться на муниципальных выборах на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. При этом число депутатов, избираемых от одного поселения, не может превышать две пятые от установленной численности представительного органа муниципального района.

Принцип гласности и открытости в работе органов местного самоуправления - …. (пропущено 7 минут).

Принцип подотчетности и ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления перед населением

Принцип подконтрольности и ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления перед государством -

Принцип взаимодействия и сотрудничества с органами государственной власти: сочетание государственных и местных интересов в деятельности органов и должностных лиц местного самоуправления -

II. Принципы внутренней организации структуры органов МСУ:

Принцип обязательного наличия в структуре органов МСУ представительного органа МО, ГМО и местной администрации -

Принцип приоритетного положения представительного органа МО в структуре органов МСУ - …. от имени населения может выступать и представительный орган, поскольку именно он представляет население. Выражается принцип приоритета представительного органа в том, что он воспроизведен из Хартии. Представительный орган в отношении других органов МСУ – издает общеобязательные правила в иерархии имеющие приоритетное положение, чем акты других органов. Все иные органы производны от населения или от представительного органа. Структура исполнительных органов (ст. 37) утверждается органом представительной власти. Иные органы подконтрольны и подотчетны представительному органу. Условия контракта и само назначение на должность главы представительным органом, он же инициирует смещение в суде. Вопрос: можно ли увидеть в ОМСУ принцип разделения властей – принцип приоритетного положения представительной власти является противовесом принципу организации гос власти – тут нет разделения властей. Тут нельзя так ставить вопрос. Это то качество, которое присуще гос власти, но не местному самоуправлению. МСУ – это деятельность (тут нет ни судебной власти ни законодательной) – деятельность в рамках законов по исполнению законов, это деятельность управленческая исполнительного характера. МСУ тяготеет к исполнительной власти в полном объеме.

Недопустимость совмещения должности председателя представительного органа и ГМА (п. 4 ч.2 ст.36 ФЗ № 131; исключение: ч.3 ст.36 ФЗ №131) – в случае делегированного (косвенные способ формирования представительного органа) его председатель является главой МО.

Выборность ГМО: непосредственно населением либо представительным органом МО из своего состава (п.1 ч.2 ст.36 ФЗ № 131) – глава МО является либо главой представительного органа либо главой администрации. Должность администрации может либо глава МО избранный непосредственным голосованием и не является он главой представительного органа, ибо он должен быть назначен по контракту. (либо главой МО (который не является председателем представительного органа) либо по контракту). Назначение на должность по контракту осуществляется по результатам конкурса.

Обязательное наделение полномочиями председателя представительного органа главы МО, избранного косвенным путем (п. 3 ч.2 ст.36 ФЗ № 131)

Обязательное наделение ГМО полномочиями председателя ПО муниципального района, если этот орган формируется путем делегирования (п.1 ч.4 ст.35, п.5 ч.2 ст.36 ФЗ № 131)

Допустимость замещения должности ГА либо главой МО, избранным непосредственно населением и не являющимся председателем ПО, либо лицом, назначаемым на данную должность представительным органом по контракту (ч.2, 6 ст.37 ФЗ № 131)

Организационные модели МСУ: варианты организации структуры органов МСУ

Организационные модели местного самоуправления различаются по следующим критериям:

• виды органов, составляющих структуру органов местного самоуправления;

• порядок формирования органов;

• компетенция каждого органа, входящего в систему;

• взаимоотношения внутри системы органов «по горизонтали» и «по вертикали»

• И представительный орган, и ГМО избираются непосредственно населением;

• ГМО возглавляет местную администрацию

• Работой представительного органа руководит избираемый самим этим органом из числа депутатов председатель ПО (ч.14 ст.35, ч.2 ст.36 ФЗ № 131)

Модель 2: совет – управляющий; «сити-менеджер_1»


• И ПО, и ГМО избираются непосредственно населением

• ГМО входит с правом решающего голоса в ПО и исполняет полномочия его председателя

• Местную администрацию возглавляет лицо, назначенное на эту должность по контракту

Модель 3: совет – управляющий; «сити-менеджер_2»


• ГМО избирается представительным органом из своего состава и является председателем представительного органа

• Местную администрацию возглавляет лицо, назначенное на эту должность по контракту


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: