Виды полномочий органов МСУ

Понятие и элементы компетенции муниципальных образований

Компетенция муниципальных образований

15.12.09

Вопросы местного значения – элемент конституционно-правового статуса муниципального образования; вопросы, задачи, сферы общественных отношений, связанные с непосредственным обеспечением жизнедеятельности населения, решаемые муниципальными образованиями самостоятельно. Категория введена К РВ в гл.8. В рамках этих вопросов МО самостоятельно.

Полномочия органов местного самоуправления – права и обязанности органов МСУ в конкретных сферах.

Виды ВМЗ:

Новелла №131-ФЗ.

По типам муниципальных образований:

- ВМЗ поселений (ст. 14);

- ВМЗ муниципальных районов 9ст. 15);

- ВМЗ городских округов (ст. 16);

- ВМЗ внутригородских территорий ГФЗ (ст. 79 отсылает к законам С РФ и ГФЗ)

По сферам жизнедеятельности:

- Финансово-экономическая сфера;

- Местная инфраструктура (жизнеобеспечение);

- Социальные услуги;

- Сфера земельных отношений, природопользования, охраны природы;

- Сфера охраны правопорядка и безопасности

Ст. 71, 72 К РС то в каждой из этих сфер те или иные предметы ведения. ВМЗ существуют в рамках уже существующих предметов ведения (предметы ведения более широкое, чем ВМЗ). Эти сферы всегда будут впсаны в какой-то предмет ведения.

Нельзя ставить знак равенства между вопросами местного значения и предметом ведения. Первые – более узкая категория. Ведение РФ, вопросы ведения субъектов. Эти сферы всегда будут вписаны в какой-то предмет ведения.

Полномочия универсальные и выделяются уже по другим критериям.

По степени обязательности:

- Обязательные (полномочия по решению ВМЗ, переданные гос. полномочия)

- Добровольные (н-р, доп. соц. услуг за счет собств. средств)

По содержанию (в рамках каких сфер реал-ся полномочия)

- Полномочия по решению вопросов местного значения (ст.17): собственные и переданные полномочия по решению ВМЗ других МО;

1. Отдельные государственные полномочия (ст.19)

2. Права по решению вопросов, не отнесенных к ВМЗ (специальные, дополнительные, добровольные) (ч.1 ст.14.1, 15.1, 16.1) (это права в том смысле, что они принимаются на себя добровольно и по желанию, а так это полномочия)

3. Полномочия по участию в решении государственных задач (добровольные) (ч.2 ст.14.1, 15.1, 16.1; ч.5 ст.20) (речь идет о полномочиях ОМСУ, которые им принадлежат изначально, это не выполнение отдельного полномочия за гос-во)

здесь речь о тех полномочия которые им принадлежат им первоначально. Они первоначально местные, это не выполнение за государство на полномочие это осуществление собственного права на выполнение участия (отличие от отдельных гос полномочий) и плюс они добровольные как правило (есть средства поучаствуем, нет средств – не будем участвовать).

4. «Остаточные» полномочия (ч.2 ст.14.1, 15.1, 16.1) (принцип субсидиарности: никому не принадлежащие полномочия, но не исключенные из их компетенции). Это фикция во многом: полномочия в отношении всех МО без ограничений по их видам, т.е. получается, что решать эти вопросы могут 2 различных уровня МО. Т.е. это нереализуемая норма, т.к. нельзя закрепить одинаковый круг остаточных полномочий и за районом, и за поселением.

никому не принадлежащие, но и не исключенные из их компетенции полномочия. Это фикция, так как они сформулированы в отношении всех МО, без разграничения по видам – т.е. какие то вопросы можно решать и районам и поселениям. Как можно распространять остаточный принцип на разные уровни МО – поэтому эта норма нереализуема практически.

Функциональный критерий ( в чем суть полномочия – по видам деятельности):

- Регулятивные (правотворческие) – для представительного органа.

- Исполнительные – для исполнительного органа.

- Контрольные – для контрольного органа и представительного органа, который в рамках своей компетенции осуществляет такой контроль

Присутствуют все три вида полномочий в каждом органе МСУ. В этом феномен разделения властей. Жесткой границы тут нет.

По характеру финансового обеспечения:

Одним из важнейших критериев на последнем этапе реформы стало финансовое обеспечение соотв. полномочий. Пронизывает все уровни публичной власти.

Собственные средства местного бюджета – все (см. БК), за искл. субвенций.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: