Основные компоненты технологии проектирования ИС

Информационная система создается для управления, поэтому этот процесс должен рассматриваться с двух точек зрения: точки зрения топ менеджеров компании и точки зрения IT-специалистов.

С точки зрения руководства компании информационная система может представлять собой ERP – систему, то есть систему управления ресурсами предприятия или CRM-систему – систему управления взаимоотношениями с клиентами.

С точки зрения IT-специалистов – это система, функционирующая на базе некоторой информационной технологии, в понятие которой входят все устройства, носители, методы хранения и принципы обмена информацией. Кроме того, ИС - это действующая информационная модель определенных процессов реального мира.

При этом мы будем учитывать, что информационная система с точки зрения существующих стандартов является открытой системой, то есть системой, реализующей достаточно открытые спецификации или стандарты для интерфейсов, служб и форматов и облегчающей прикладному программному средству:

- перенос его с минимальными изменениями в широком диапазоне систем, использующих продукты от разных производителей;

- взаимодействие с другими приложениями, расположенными на локальных или удаленных системах;

- взаимодействие с людьми в стиле, облегчающем переносимость пользователя (ISO/IES 14252:1995).

Проектирование любой информационной системы сопровождается созданием профиля ИС, под которым мы будем понимать совокупность гармонизированных базовых стандартов и нормативных документов разного уровня.

В реальных условиях проектирование - это поиск способа создания системы, который удовлетворяет требованиям функциональности системы средствами имеющихся технологий с учетом заданных ограничений.

Проектирование информационных систем всегда начинается с определения цели проекта. В общем виде цель проекта можно определить как решение ряда взаимосвязанных задач, включающих в себя обеспечение на момент запуска системы и в течение всего времени ее эксплуатации:

· требуемой функциональности системы и уровня ее адаптивности к изменяющимся условиям функционирования;

· требуемой пропускной способности системы;

· требуемого времени реакции системы на запрос;

· безотказной работы системы;

· необходимого уровня безопасности;

· простоты эксплуатации и поддержки системы.

Таким образом, цель проектирования – обеспечение эффективного функционирования ИС, а также взаимодействия пользователей и разработчиков ИС. Именно качественное проектирование обеспечивает создание такой системы, которая способна функционировать при постоянном совершенствовании ее технических, программных, информационных составляющих и расширять спектр реализуемых управленческих функций. В процессе проектирования совершенствуется как организация основной деятельности предприятия, так и организация управленческих процедур.

Основу проекта любой ИС составляют следующие компоненты:

· методология проектирования;

· технологии проектирования;

· стандарты и методики проектирования;

· инструментальные средства проектирования (CASE-средства).

При этом взаимосвязь этих компонентов следующая: методология реализуется через конкретные технологии, каждая технология поддерживается соответствующими стандартами и методиками, а инструментальные средства обеспечивают выполнение процессов проектирования, описанных в методиках и стандартах.

Прежде, чем начинать работу по созданию ИС необходимо выбрать методологию проектирования, средства проектирования, определиться с организацией проектирования и типом модели жизненного цикла будущей ИС.

Технология проектирования ИС – совокупность методологии и средств проектирования ИС, а также методов и средств организации проектирования.

В основе технологии проектирования лежит технологический процесс, который определяет: действия, их последовательность, состав исполнителей, средства и ресурсы, требуемые для выполнения этих действий.

Технологический процесс проектирования ИС делиться на совокупность параллельно – последовательных, связанных и соподчиненных цепочек действий, каждое из которых может иметь свой предмет. Действия, выполняемые при проектировании ИС, могут быть определены как неделимые технологические операции или как подпроцесы технологических операций.

Индустрия разработки автоматизированных информационных систем управления зародилась в 1950-х - 1960-х годах и к концу века приобрела вполне законченные формы.

На первом этапе основным подходом в проектировании ИС был метод "снизу-вверх", когда система создавалась как набор приложений, наиболее важных в данный момент для поддержки деятельности предприятия. Основной целью этих проектов было не создание тиражируемых продуктов, а обслуживание текущих потребностей конкретного учреждения. Такой подход отчасти сохраняется и сегодня. В рамках "лоскутной автоматизации" достаточно хорошо обеспечивается поддержка отдельных функций, но практически полностью отсутствует стратегия развития комплексной системы автоматизации, а объединение функциональных подсистем превращается в самостоятельную и достаточно сложную проблему.

Создавая свои отделы и управления автоматизации, предприятия пытались "обустроиться" своими силами. Однако периодические изменения технологий работы и должностных инструкций, сложности, связанные с разными представлениями пользователей об одних и тех же данных, приводили к непрерывным доработкам программных продуктов для удовлетворения все новых и новых пожеланий отдельных работников. Как следствие - и работа программистов, и создаваемые ИС вызывали недовольство руководителей и пользователей системы.

Следующий этап связан с осознанием того факта, что существует потребность в достаточно стандартных программных средствах автоматизации деятельности различных учреждений и предприятий. Из всего спектра проблем разработчики выделили наиболее заметные: автоматизацию ведения бухгалтерского аналитического учета и технологических процессов. Системы начали проектироваться "сверху-вниз", т.е. в предположении, что одна программа должна удовлетворять потребности многих пользователей.

Сама идея использования универсальной программы накладывает существенные ограничения на возможности разработчиков по формированию структуры базы данных, экранных форм, по выбору алгоритмов расчета. Заложенные "сверху" жесткие рамки не дают возможности гибко адаптировать систему к специфике деятельности конкретного предприятия: учесть необходимую глубину аналитического и производственно-технологического учета, включить необходимые процедуры обработки данных, обеспечить интерфейс каждого рабочего места с учетом функций и технологии работы конкретного пользователя. Решение этих задач требует серьезных доработок системы. Таким образом, материальные и временные затраты на внедрение системы и ее доводку под требования заказчика обычно значительно превышают запланированные показатели.

Согласно статистическим данным, собранным Standish Group (США), из 8380 проектов, обследованных в США в 1994 году, неудачными оказались более 30% проектов, общая стоимость которых превышала 80 миллиардов долларов. При этом оказались выполненными в срок лишь 16% от общего числа проектов, а перерасход средств составил 189% от запланированного бюджета.

В числе причин возможных неудач, по мнению разработчиков, фигурируют:

· нечеткая и неполная формулировка требований к ПО;

· недостаточное вовлечение пользователей в работу над проектом;

· отсутствие необходимых ресурсов;

· неудовлетворительное планирование и отсутствие грамотного управления проектом;

· частое изменение требований и спецификаций;

· новизна и несовершенство используемой технологии;

· недостаточная поддержка со стороны высшего руководства;

· недостаточно высокая квалификация разработчиков, отсутствие необходимого опыта.

Объективная потребность контролировать процесс разработки сложных систем ПО, прогнозировать и гарантировать стоимость разработки, сроки и качество результатов привела в конце 60-х годов прошлого века к необходимости перехода от кустарных к индустриальным способам создания ПО и появлению совокупности инженерных методов и средств создания ПО, объединенных общим названием "программная инженерия" (software engineering). В основе программной инженерии лежит одна фундаментальная идея: проектирование ПО является формальным процессом, который можно изучать и совершенствовать. Освоение и правильное применение методов и средств создания ПО позволяет повысить его качество, обеспечить управляемость процесса проектирования ПО и увеличить срок его жизни.

В то же время, попытки чрезмерной формализации процесса, а также прямого заимствования идей и методов из других областей инженерной деятельности (строительства, производства) привели к ряду серьезных проблем. После двух десятилетий напрасных ожиданий повышения продуктивности процессов создания ПО, возлагаемых на новые методы и технологии, специалисты в индустрии ПО пришли к пониманию, что фундаментальная проблема в этой области - неспособность эффективного управления проектами создания ПО. Невозможно достичь удовлетворительных результатов от применения даже самых совершенных технологий и инструментальных средств, если они применяются бессистемно, разработчики не обладают необходимой квалификацией для работы с ними, и сам проект выполняется и управляется хаотически, в режиме "тушения пожара". Если в таких условиях отдельные проекты завершаются успешно, то этот успех достигается за счет героических усилий фанатично настроенного коллектива разработчиков.

Это привело к пониманию того, что необходимо обратить внимание на методологические основы проектирования информационных систем.

Методология - это предписанная основа для проектирования и построения информационных систем. Она описывает серию шагов, моделей и подходов, которые, если им тщательно следовать, вероятнее всего приведут к хорошо работающим приложениям. Хотя методологии не гарантируют того, что программные средства будут замечательными, они, благодаря ясному общему представлению, помогают охватить все важные шаги или элементы, которые надлежащим образом учитываются.

Методологии о6еспечивают организационную структуру, позволяющую коллективам разработчиков функционировать скоординированным способом. Тщательно проработанные методологии обеспечивают лиц, работающих над проектом, общим словарем, общими методами и основой для контроля. Все это позволяет оценить продвижение вперед.

Более всего методологии обеспечивают предсказуемость результатов, контроль и согласованность действий. Пользуясь тем или иным методом разработки приложений, члены коллектива разработчиков обеспечены общим пониманием направленности работы. Разработчики, объединенные проектом в одном городе или другой стране, могут непосредственно сообщить, в какой стадии находится их проект, ссылаясь на конкретные шаги, определенные в данной методологии. Поэтому методология представляет собой:

1) тесно связанные, предписанные конкретные последовательности шагов;

2) перечень данных, подлежащих накоплению на каждой стадии;

3) критерии завершения работ в контрольных точках;

4) решения, принимаемые при выборе между альтернативными методами проектирования;


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow