Расчеты приводов

ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ И КИНЕМАТИЧЕСКИЙ

Методические указания

по дисциплине ” Детали машин ”

для студентов машиностроительных специальностей

всех форм обучения

4-е издание, переработанное

Нижний Новгород

Составитель А.А. Ульянов

УДК 621.81 (075.5)

Энергетический и кинематический расчеты приводов: Метод. указания по дисциплине «Детали машин» для студентов машиностроительных спец. всех форм обучения, - 4-е изд., перераб./ НГТУ; Сост.: А.А. Ульянов. - Н. Новгород, 2000. – 27 с.

Научный редактор Ю.П.Кисляков

Редактор И.И. Морозова

Подп. к печ. 27.03.2000. Формат 60х841/16. Бумага газетная...

Печать офсетная Печ. л. 1,75.. Уч.- изд. л. 1,4. Тираж 500 экз. Заказ 222.

Нижегородский государственный технический университет.

Типография НГТУ,. 603600,.Н. Новгород, ул. Минина, 24.

© Нижегородский государственный

технический университет, 2000

1. КРАТКИЕ СВЕДЕНИЯ О ТРАНСПОРТЕРАХ

Транспортеры или конвейеры являются неотъемлемой частью современного технологического процесса, обеспечивая перемещение изделий между основным оборудованием цехов, со складов и на склады, между цехами; выполняя роль накопителей заготовок; осуществляя механизацию погрузочно-разгрузочных работ и т.д.

Различают конвейеры с тяговым органом (ленточные, цепные, канатные) и без тягового органа (винтовые, роликовые, дисковые, транспортирующие трубы и др.). Самыми распространенными являются ленточные и цепные конвейеры.

Если говорить упрощено, то ленточный конвейер (рис.1) состоит из приводного 1 и натяжного 2 барабанов, охватывающей их ленты 3 с грузом 4,

поддерживающих ленту от провисания роликов 5, привода 6 и натяжного устройства 7.

Рис.1. Схема ленточного конвейера Рис.2. Схема цепного конвейера

Цепной транспортер (рис.2) имеет: 1 - приводные звездочки (одну или две); 2 - натяжные звездочки (одну или две); 3 - тяговые цепи (одну или две) с грузонесущим приспособлением; 4 - груз; 5 - устройства, поддерживающие цепи с грузом; 6 - привод; 7 - натяжное устройство.

Все составные части конвейеров монтируются на рамах.

На рис.1 и 2 рабочие ветви конвейеров - верхние; нижние ветви - холос-тые, образующие замкнутые контуры транспортеров.

Конвейеры с гибким тяговым органом «тянут» груз по принципу «на себя». Например, у ленточного конвейера (рис.1) движение груза 4 задано спра

ва налево, поэтому приводной барабан 1 (рабочий орган), соединенный с приводом 6, расположен слева. На рис.2 движение цепей 3 задано слева напра-во, и привод 6 располагается справа.

В ленточных конвейерах нагрузка передается фрикционным способом за счет сил трения между приводным барабаном и лентой, в цепных - зацеплени-ем цепей и зубьев приводных звездочек.

Тяговое усилие F (вращающий момент Т или мощность Р) на рабочем органе определяется расчетом сопротивлений на участках конвейера методом обхода по контуру. Допускаемая скорость движения v ленточных конвейеров до 6...8 м/с, цепных - до 1...1,5 м/с.

Подробно с транспортерами различных конструкций можно ознакомиться, например, по [1].

Не путать приводные цепи, применяемые для передачи энергии на рабочий орган в составе привода, с тяговыми цепями конвейера!

2. МЕХАНИЧЕСКИЕ ПЕРЕДАЧИ ПРИВОДОВ

2.1. Общие сведения

Как правило, угловые скорости двигателя и рабочего органа машины не равны между собой. Согласование скоростей осуществляют с помощью передач.

Привод включает в себя двигатель и передачу (трансмиссию).

Механической передачей называют механизм, предназначенный для передачи энергии от двигателя к рабочему органу с преобразованием скорости и нагрузки.

Все механические передачи делят на две группы:

1) основанные на использовании трения (фрикционные и ременные);

2) основанные на использовании зацепления (зубчатые - цилиндрические

и конические, червячные, цепные, зубчатоременные, винт-гайка).

Самые распространенные - цилиндрические зубчатые передачи, к разно-видностям которых относятся планетарные, волновые и винтовые. Коническая передача с перекрещивающимися осями называется гипоидной.

По характеру установки в приводы зубчатые передачи бывают открытые (около 10%) и закрытые. Силовые червячные, планетарные, волновые, гипоидные передачи из-за конструктивных и эксплуатационных особенностей

выполняют закрытыми.

 

Направление вращения червячной передачи определяется по типу вращения пары винт - гайка: примеры показаны на рис.5.

Кинематические схемы приводов выполняют по ЕСКД ГОСТ 2.703-68 «Правила выполнения кинематических схем» и по ГОСТ 2.770-68 «Условное изображение элементов в схемах».

Если попытаться составить абстрактную схему привода, включающую все виды передач, то порядок размещения передач в схеме будет следующим (рис.6): двигатель - ременная передача - фрикционная передача (вариатор - на рис.6 отсутствует) - редуктор (коробка скоростей) - открытые цилиндрические передачи (1-я с наибольшим передаточным числом u, далее по порядку уменьшения u) - открытая коническая передача - цепная передача - винт-гайка.

Рис.6. Пример кинематической схемы привода:

1 - электродвигатель; 2 - клиноременная передача; 3 - редуктор цилиндрический, двухступенчатый, соосный (Ц2С); 4 - открытая зубчатая цилиндрическая передача (например, u = 5); 5 - открытая зубчатая цилиндрическая передача (например, u = 2,8); 6 - открытая зубчатая коническая передача; 7 - цепная передача; 8 - передача винт-гайка; 9 - рабочий орган машины

Передача, расположенная между двумя соседними валами, называется одной ступенью привода.

Конкретный состав передач в приводе зависит в основном от двух критериев:

1) от общего передаточного числа привода u 0;

2) от компоновки привода, т.е. от объема заданного пространства, в

котором должен размещаться привод.

2.2. Характеристика передач привода

Основные характеристики:

1). нагрузка на рабочем органе - сила F р.о (Н), или вращающий момент T р.о (Н.м), или мощность Р р.о (кВт) - и характер (циклограмма) ее изменения в течение цикла;

2) скорость рабочего органа - угловая wр.о-1), или частота вращения n р.о (мин-1), или линейная скорость v р.о (м/с);

3) долговечность - в частности, срок службы: h в годах или Lh в часах.

Эти три характеристики минимально необходимы и достаточны для проектировочного расчета любой передачи. Кроме основных, важное значение имеют следующие дополнительные характеристики:

1) общее передаточное число привода u 0 = wдв /wр.о = n дв / n р.о ,

где, wдв, n дв - угловая скорость и частота вращения вала двигателя:

2) общий КПД привода: h0 = h1h2... h i, где h i - КПД одной i -ой кинематической пары (см. табл.1).

Таблица 1. Значения КПД передач с учетом потерь в опорах на подшипниках качения

Тип передачи Закрытая в масляной ванне Открытая
Зубчатая передача: с цилиндрическими колесами   0,96...0.98   0.92...0.94
с коническими колесами 0,95...0.97 0,91...0,93
Червячная передача при: однозаходном червяке (u > 30)   0,7...0, 8   ---
двухзаходном червяке (u = 14...30) 0,75...0,85 ---
четырехзаходном червяке (u = 7,1...14) 0,8...0,9  
Планетарная передача: схема 2К-Н, однорядная   0,98   ---
схема 2К-Н, с двухрядными сателлитами 0,96 ---
схема 3К 0,85...0,95 ---
Волновая передача 0,8...0,9 ---
Ременная передача --- 0,94...0,96
Цепная передача 0,94...0,96 0,92...0,95
Муфта соединительная 0,98 ---
Подшипники качения (одна пара) 0,99 ---

3) потребная (расчетная) мощность двигателя Р ¢дв.

При заданной циклограмме нагружения (режим технологического процесса фиксирован) считают [2,c.384], что двигатель работает в кратковременном режиме с продолжительностью работы под нагрузкой 10 мин £ t £ 60 мин,

при которой не происходит перегрева двигателя. При этом продолжительность остановок между блоками нагружения способствует охлаждению двигателя.

Потребная мощность определяется по формуле

Р ¢дв = ТEn р.о / 9550h0, (1)

где ТЕ - постоянный эквивалентный вращающий момент: ТЕ = КЕТ nom,

где Т nom - номинальный момент - наибольший из длительно действующих (число циклов N > 104...105) по циклограмме нагружения (без учета пускового момента); Т nom = Т р.о;

КЕ - коэффициент приведения заданного переменного режима нагружения к эквивалентному постоянному:

КЕ = Ö å (Тi / T nom)2 (Lhi / Lh), (2)

где Тi, Lhi - момент и время работы i -го блока постоянной нагрузки с цикло-

граммы нагружения:

Lh = å Lhi - полный срок службы передачи:

n - число блоков нагрузки по циклограмме нагружения.

Например, для заданной на рис.7 циклограммы нагружения Т nom = Т, число блоков n = 4,

коэффициент приведения

КЕ = Ö 12×0,3 + 0,82×0,4 + 0,62×0,2 + 0,42×0,1 =

= 0,8.

При длительной непрерывной работе двигателя, если циклограмма нагружения отсутствует, КЕ = 1.

Момент Т р.о может быть найден по одной из формул:

Рис.7. Пример

циклограммы нагружения Т р.о = F р.о d р.о / 2000 или

Т р.о = 9550 Р р.о / n р.о, (3)

где d р.о - диаметр рабочего органа, мм.

3. ВЫБОР ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЯ

Для привода общего назначения в основном применяют трехфазные

асинхронные электродвигатели переменного тока.

На рис.8 показана типовая характеристика такого электродвигателя;

обозначено: Т - вращающий момент, развиваемый двигателем;

n - частота вращения ротора (определяется числом пар полюсов обмотки статора и нагрузкой ротора;

n c - синхронная частота вращения электромагнитного поля статора:

n дв - номинальная частота вращения ротора при номинальной нагрузке Т nom, которую может отдавать двигатель длительно, не нагреваясь свыше допустимой температуры;

Т пуск - пусковой момент электродвигателя;

Т max - максимальный момент, развиваемый двигателем.

В курсовом проекте следует ори-ентироваться на обдуваемые короткозам-кнутые электродвигатели серии АИР, кото-рые имеют «жесткую» механическую харак-теристику, т.е. значительные изменения наг-рузки вызывают несущественные изменения частоты вращения ротора. Практически при-нимают n дв = const. Структура обозначения двигателя: АИ Х. Х. ХХХ. Х. Х. Х. Х. ХХ 1 2 3 4 5 6 7 8, А - асинхронный: И - унифицированная серия (ИНТЕРЭЛЕКТРО). Рис.8. График зависимости частоты вращения ротора асинхронного электродвигателя от нагрузки

Цифры условно обозначают:

1 - привязка мощностей к установочным размерам (Р - по российскому стандарту ГОСТ 28330-89):

2 - буквы: Р - с повышенным пусковым моментом:

С - с повышенным скольжением:

3 - габарит (высота h до оси вращения: h = 50...355 мм):

4 - установочный размер по длине станины (S, M, L):

5 - длина сердечника статора (А, В; отсутствие буквы обозначает только

первую длину);

6 - число полюсов (2, 4, 6, 8, 10 и 12);

7 - дополнительные буквы для модификации двигателя:

Б - со встроенной температурной защитой;

П - с повышенной точностью по установочным размерам;

Х2 - химически стойкие;

С - сельскохозяйственные;

8 - климатическое исполнение (У, Т, ХЛ) и категория размещения

(1...5); например, У3 - умеренный климат, t 0 = 250 С, относительная влажность до 98%, т.е. для работы в помещении.

Пример обозначения:

«Двигатель АИР 90 LB 8 У3 ТУ 16-525.564-84»

Двигатели выпускают с мощностями от 0,06 до 100 кВт, с n с = 3000,

1500, 1000, 750, 600 и 500 мин-1.

По конструкции корпуса различают двигатели трех исполнений:

1) IM 1001 - IM 1081 - на лапах;

2) IM 2001 - IM 2081 - универсальное (фланцевое и на лапах вместе);

3) IM 3001 - IM 3081 - фланцевое.

В табл. П1 (приложение) приведены технические данные двигателей

серии АИР в диапазоне мощностей от 0,25 до 22 кВт. В табл. П2 даны отношения пускового и максимального моментов двигателей к номинальному. На рис.П1 (приложение) и в табл. П3 представлены [4,c.414] габаритные, установочные и присоединительные размеры двигателей.

Подбор двигателя из каталога производят по его номинальной мощности

Р дв ³ Р¢ дв, где Р¢ дв - по формуле (1). При этом заданное по циклограмме нагружения отношение Т пуск./ T не должно превышать той же характеристики двигателя: Т пуск / T £ [ Т пуск / T ]дв.

4. ОБЩЕЕ ПЕРЕДАТОЧНОЕ ЧИСЛО И РАЗБИВКА ЕГО ПО СТУПЕНЯМ

Общее передаточное число привода u 0 = u 1 u 2... ui, где ui - передаточное число одной i -ой ступени передач.

Для удобства запишем:

u ¢0 = n дв / n р.о = u ред u п, (4)

где u ред - передаточное число редуктора;

u п - передаточное число всех прочих (кроме редуктора) передач привода.

Для конвейеров n р.о (мин-1) при заданных скорости v р.о (м/c) ленты (цепи) и диаметре барабана (звездочки) d (мм) определяется по формуле:

n р.о = 6×104 v / (p d) (5)

Если задан шаг цепи Р (мм) и число зубьев звездочки z, то диаметр дели-тельной окружности звездочки d можно определить как

d = P / sin(1800/ z). (6)

Задаваясь по рекомендациям практики (табл. 2) передаточными числами отдельных ступеней передач (u п = u п1× u п2...), находят передаточное число ре-

дуктора u ¢ред = u ¢0/ u п.

Таблица 2. Передаточные числа u одной ступени

Тип Твердость Передаточные числа u
передачи зубьев Наиболее употребительные максимальные
1. Зубчатая цилиндрическая закрытая: тихоходная ступень (во всех редукторах), u т:   £ 350 НВ (40...50) НRCэ   2,5...5 2,5...5   6,3 6.3
  (56...63) HRCэ 2...4 5,6
 
 
  Окончание табл.2
Тип Твердость Передаточные числа u
передачи зубьев Наиболее употребительные максимальные
быстроходная ступень, u Б: в редукторах по развернутой схеме   £ 350 НВ (40...56) HRCэ   3,15...5 3,15...5   7,1
  (56...63) HRCэ 2,5...4 6,3
в соосном редукторе £ 350 НВ (40...56) HRCэ 4...6,3 4...6,3 7,1
  (56...63) HRCэ 3,15...5 6,3
2. Зубчатая открытая £ 350 НВ 4...6,3  
3. Коробка скоростей любая 1...2,5 3,15
4. Коническая закрытая £ 350 НВ 1...4 6,3
  ³ 40 HRCЭ 1...5  
5. Коническая открытая £ 350 НВ 2...4 6,3
6. Планетарная 2К-Н --- --- 3,15...12,5
--- --- 15...1000
7. Волновая --- --- 80...315
8. Червячная закрытая --- 16...50  
9. Цепная --- 1,5...3  
10. Ременная --- 2...3  

С другой стороны, для двухступенчатого редуктора u ред = u Б u Т, где

u Б - передаточное число быстроходной ступени: u Б = z / z ; u T - передаточное число тихоходной ступени: u T = z 2T / z 1T.

Способ разбивки общего передаточного числа по ступеням зависит от конструкции многоступенчатого редуктора. Передаточное число каждой ступени не должно превышать максимального значения, указанного в табл. 2, а u ред. - указанного в табл.3.

В зубчатых редукторах за критерий оптимальности разбивки u ред принято получение наименьшей массы редуктора. Это приводит к тому, что u Б ³ u Т. Для редукторов с червячной ступенью главным критерием является КПД.

В табл.3 даны рекомендации по разбивке u ред для двухступенчатых редукторов.

При расчете различных вариантов схем привода на ЭВМ формулы в ана-

литическом виде для разбивки u ред по ступеням рекомендуется брать в [4,c.57]

Передаточное число редуктора и передаточные числа его ступеней должны соответствовать рядам предпочтительных чисел R 20 по ГОСТ 8032-84:

1; 1,12; 1,25; 1,4; 1,6; 1,8; 2; 2,24; 2,5;2,8; 3,15; 3,55; 4; 4,5; 5; 5,6; 6,3; 7,1; 8; 9; 10; 11,2; 12,5; 14; 16; 18; 20, 22,4; 25; 28; 31,5; 35,5; 40; 45; 50; 56; 63; 71; 80; 100 и т.д. К этому следует стремиться и для других передач.


Таблица 3. Двухступенчатые редукторы: разбивка u ред по ступеням

Тип Схема u ред. u Б u Т
редуктора редуктора рекомендуемые предельные    
Двухступенчатый цилиндрический: а) рядный, разверну- тая схема; б) с раздвоенной быстроходной ступенью

12,5...25 в) с раздвоен -ной тихоход - ной ступенью 7,1...50   u ред / u Т   0,88 Ö u ред
Двухступенчатый цилиндрический соосный: а) с внешним зацеплением; б) с внутренним зацеплением тихоходной ступени

  12,5...31,5 12,5...25   7,1...50 7,1...40   u ред / u Т 2 Ö u ред   0,9 Ö u ред u ред / u Б
Двухступенчатый цилиндрический многопоточный     Аналогично двухступенчатому цилиндрическому соосному редуктору

Окончание табл.3

Тип Схема u ред u Б u Т
редуктора редуктора рекомендуемые предельные    
Двухступенчатый коническо - цилиндрический

12,5...20 6,3...40 u ред / u Т 0,63 Ö u ред2; 2 Ö u ред - 1 - пользоваться той формулой, по кото-рой получается u Б ³ u Т
Двухступенчатый червячный   250...2500 63...4000 u Б = u Т должно соответ-ствовать ГОСТ 2144-93 Ö u ред должно соответст-вовать ГОСТ 2144-93
Двухступенчатый цилиндро - червячный 31,5...125 16...200 1,6...3,15 u ред / u Б 8 £ u Т £ 63 должно соответство-вать ГОСТ 2144-93
Двухступенчатый червячно - цилиндрический --- 25...400 u ред £ 50 u Б = 8 u ред > 50 u Б = u ред / u Т - должно соответствовать ГОСТ 2144-93 u ред / u Б; u Т = 4...6,3
Двухступенчатый планетарный, 2К - Н --- 10...125 Если u ред £ 25, то u Б = 4, u Т = u ред./ 4. Если u ред = 25...63, то u Б = u ред / 6,3; u Т = 6,3; Если u ред > 63, то u Б = 10, u Т = u ред / 10.


Допускаемое отклонение общего передаточного числа:

D u 0 = (u ¢0 - u 0)×100% / u ¢0 £ [±4%], (7)

где u ¢0 - общее передаточное число, требуемое по заданным частотам вращения; u 0 - окончательное общее передаточное число после разбивки по ступеням и округлений.

5. ЧАСТОТЫ ВРАЩЕНИЯ И МОМЕНТЫ НА ВАЛАХ

Частота вращения i -го вала (i = 1, 2. 3... n; i = 1 - вал двигателя; i = n -вал рабочего органа):

ni = n 1 / u 1- i, (8)

где u 1- i - передаточное число между первым и i -м валами.

Вращающий момент i -го вала:

Тi = T р.о / (un-i h n-i), (9)

где un-i, h n-i - соответственно передаточное число и КПД между n -м (рабочего органа) и i -м валами;

Т р.о = F р.о d / 2000 - номинальный момент рабочего органа.

6. ПРИМЕРЫ РАСЧЕТА

6.1. Общая часть для всех примеров

6.1.1. Условиязадания: выполнить кинематический и энергетический

расчеты привода транспортера по следующим исходным данным:

1)

окружное усилие рабочего органа F, Н.

В примерах 1,3 рабочий орган - тяговые

цепи; в примере 2 - лента;

2) скорость рабочего органа v, м/c;

3) число зубьев тяговой звездочки z, шаг тяговой цепи Р, мм, (примеры 1,3) или диаметр приводного барабана d (пример 2);

4) циклограмма (график) нагружения - на рис.9.

:Рис.9. График нагружения

6.1.2. Электродвигатели серии АИР имеют следующие синхронные часто

ты вращения:

n c = 3000; 1500; 1000; 750 мин-1.

6.1.3. Реализовать общее передаточное число u ¢0 и условия компоновки можно в различных вариантах схем привода. Это зависит от конкретного набора передач (каждая ограничена по u). В приведенных ниже примерах рассмотрен только один из возможных вариантов кинематической схемы для данного привода.

Стрелками на схемах указано направление вращения валов.

6.1.4. Коэффициент приведения заданного графиком нагружения (рис.9)

переменного режима к эквивалентному постоянному определяется по формуле (2):

КЕ = Ö 12×0,6 + 0,62×0,3 + 0,22×0,1 = 0,844.

6.1.5. Описание определяемых параметров дано в примере 1. Цифры,

указывающие в решении на порядок действия, - одни и те же во всех примерах.

6.2. Пример 1

Привод к цепному транспортеру.

Дано: F = 8 кН; v = 0,35 м/с; z = 11; P = 125 мм.

Решение

1. Диаметр делительной окружности звездочек по формуле (6)

d = P / sin(1800/ z) = 125 / sin(1800/11) = 443,7 мм.

2. Частота вращения тяговых звездочек по формуле (5)

зв = 6×104 v / (p d ) = 6×104×0,35 / (p×443,7) = 15,07 мин-1.

3. Ожидаемые (теоретические) общие передаточные числа привода:

u ¢0 = n c / n ¢зв = 199,07; 99,54; 66,36; 49,77,

где n c - см. п.6.1.2..

4. Кинематическая схема

Обозначено: 1 - электродвигатель; 2 - муфта; 3 - редуктор цилиндрический двух- ступенчатый соосный (Ц2С): 4 - быстроходная ступень редуктора 5 - тихоходная ступень редуктора; 6 - приводная цепная передача; 7 - тяговые звездочки транспортера; 8 - тяговые цепи.  

Рис. 10. Кинематическая схема

5. КПД привода

h0 = h1h22h3h4 = 0,98×0,972×0,93×0,99 = 0,85,

где (табл.1) h1 = 0,98 - КПД муфты;

h2 = 0,97 - КПД цилиндрической ступени редуктора (в квадрате,

так как две ступени);

h3 = 0,93 - КПД цепной передачи;

h4 = 0,99 - КПД пары подшипников качения вала тяговых звездочек.

6. Эквивалентный вращающий момент тяговых звездочек

ТЕ = КЕ Т nom,

где Т nom = Fd / 2000 = 8000×443.7 / 2000 = 1775 Н.м -

номинальный длительный момент тяговых звездочек;

КЕ - коэффициент приведения (п.6.1.4),

ТЕ = 0,844×1775 = 1498 Н.м.

7. Потребная мощность двигателя по формуле (1)

Р ¢дв = TEn ¢зв / (9550h0) = 1498×15,07 / (9550×0,85) = 2,78 кВт.

8. Из табл. П1 и П2 (приложение) выбираем электродвигатели исполнения IM 1081 (на лапах) ближайшей большей мощности:

Марка двигателя Р дв , кВт n дв ,мин-1 Т пуск/ T T max/ T Масса, кг
АИР 90 L 2У3 3,0   2,0 2,2  
АИР 100 S 4У3 3,0   2,0 2,2  
АИР 112 МА 6У3 3,0   2,0 2,2  
АИР 112 МВ 8У3 3,0   1,8 2,2 48,5

Выбранные двигатели удовлетворяют условиям пуска: (Т пуск / Т) > 1,6

(рис.9). Согласно схеме (рис.10) валы двигателей должны иметь левое вращение.

9. Общие передаточные числа привода u ¢0 = n дв / n ¢зв и разбивка их по ступеням передач для 4-х вариантов двигателей представлены в табл.5.

Таблица 5

Ва ри ан Двига-тель u ¢0 u ¢п u ред u ¢Б u ¢T u Б u T u ред u п u 0 D u 0%
  90 L 2 189,12 3,78   7,86 6,36   6,3 50,4 3,75   0,06
  100 S 4 93,56 2,97 31,5 6,24 5,05 6,3   31,5   94,5 -1,0
  112 MA 6 63,04   31,5 6,24 5,05 6,3   31,5     0,06
  112 MB 8 46,45 1,47 31,5 6,24 5,05 6,3   31,5 1,5 47,2 -1,7
Примечания. 1. По табл.3 u ред Ц2С лежит в пределах от 7,1 до 50; по табл.2 u цепной передачи - 1,5....4 2. Для вариантов 2, 3 и 4 u ¢ред принято 31,5 и фиксировано, чтобы получить рекомендуемые u ц.п = 1,5...3, а также большую определенность при сравнительном анализе вариантов. 3. В редукторе: u ¢Т = 0,9 Ö u ред (табл.3); u Б и u Т округлены по ряду предпочтительных чисел R 20. 4. Погрешность D u 0 была определена по формуле (7) и составила менее допустимых ± 4%.  
                           

10.Частоты вращения n, мин-1, по формуле (8) и моменты на валах

Тi, Н.м, по формуле (9) (номера валов - см. рис.10) приведены в табл.6.

Таблица 6

Ва Вал звездо- Р е д у к т о р
ри чек (V вал) IV вал III вал
ан n 5 T 5 u 1-4 n 4 u 5-4 h5-4 T 4 u 1-3 n 3 u 5-3 h5-3 T 3
  15,08   50,4 56,55 3,75 0,92     356,3 23,63 0,89 84,4
  14,92   31,5 44,76   0,92   6,3 223,8   0,89  
  15,08   31,5 30,16   0,92   6,3 150,8   0,89  
  14,81   31,5 22,22 1,5 0,92   6,3 111,1 7,5 0,89  

Окончание табл.6

Ва Р е д у к т о р Вал двигателя
ри II вал (I вал)
ан u 1-2 n 2 u 5-2 h5-2 T 2 u 5-1 n 1 h5-1 T 1
1

      0,87 10,8     0,85  
      94,5 0,87 21,6 94,5   0,85 22,1
        0,87 32,4     0,85 33,1
      47,25 0,87 43,2 47,25   0,85 44,2

6.3. Пример 2

Привод к ленточному конвейеру

Дано: F = 2,5 кН; v = 0,63 м/c; d = 400 мм.

Решение

Порядок действий и описание параметров см. в примере 1 (п.6,1).

1. Диаметр приводного барабана задан: d = 400 мм.

2. n ¢б= 6×104×0,63 / (p×400) = 30,08 мин-1.

3. u ¢0= 99,73; 49,87; 33,24; 24,93.

4. Кинематическая схема

  Обозначено: 1 - электродвигатель; 2 - клиноременная передача; 3 - редуктор Ц2рБ (с раздвоенной быстроходной ступенью; 4 - быстроходная ступень; 5 - тихоходная ступень; 6- муфта; 7- приводной барабан; 8- лента конвейера.   Рис. 11. Кинематическая схема

5. h0 = h1h22h3h4 = 0,95×0,972×0,98×0,99 = 0,87,

где (табл.1) h1 = 0,95 - КПД ременной передачи;

h2 = 0,97 - КПД цилиндрической ступени редуктора (в квадрате,

так как две ступени). Раздвоение быстроходной ступени (введением еще h2, т.е. h23) учитывать не следует, поскольку при стендовых измерениях КПД испытывается полная, не раздвоенная передача шириной b = 2 b рБ, где b арб - ширина колес раздвоенной половины ступени;

h3 = 0,98 - КПД муфты;

h4 = 0,99 - КПД пары подшипников качения вала барабана.

6. T om = FD / 2000 = 2500×400 / 2000 = 500 Н.м; TE = 0,844×500 = 422Н.м

7. Р ¢дв = 422×30,08 / (9550×0,87) = 1,53 кВт.

8.

Марка двигателя Р дв, кВт n дв, мин-1 Т пуск/ T T max/ T Масса, кг
АИР 80 А 2У3 1,5   2,2 2,6 12,4
АИР 80 B 4У3 1,5   2,2 2,4 13,5
АИР 90 L 6У3 1,5   2,0 2,2  
АИР 100 L 8У3 1,5   1,6 2,0 23,5

Превышение Р ¢дв над Р дв составляет 2% < [5%], что допустимо.

Двигатели удовлетворяют условиям пуска, так как (Т пуск./ Т)дв.³ 1,6.

Вал двигателя должен иметь правое вращение.

9. Таблица 7.

Ва ри ан Двига-тель u ¢0 u ¢п u ред u ¢Б u ¢T u Б u T u ред u п u 0 D u 0 %
  80 А 2 94,75 3,01 31,5 6,38 4,94 6,3   31,5   94,5 0,3
  80 B 4 46,38 1,86   5,68 4,4 5,6 4,5 25,2 1,8 45,36 2,2
  90 L 6 30,75 1,54   5,08 3,94       1,5   2,4
  100 L 8 23,44 1,47   4,55 3,52 4,5 3,55 15,98 1,5 23,97 - 2.1
Примечания. 1. По табл.3 u ред Ц2рБ равно 7,1...50; по табл.2 u ременной передачи - 2...5 (рекомендуе-мое u = 2...3). 2. В редукторе: u ¢Т = 0,88 Ö u ред (табл.3).

10. Таблица 8

  Ва Вал барабана Р е д у к т о р
ри (V вал) IV вал III вал
ант n 5 T 5 u 1-4 n 4 u 5-4 h5-4 T 4 u 1-3 n 3 u 5-3 h5-3 T 3
  30,16   94,5 30,16   0,97   18,9 150,8   0,94  
  30,75   45,36 30,75   0,97   10,08 138,4 4,5 0,94  
  30,83     30,83   0,97   7,5 123,3   0,94  
  29,4   23,97 29,4   0,97   6,75 104,4 3,55 0,94  

Окончание табл.8

Ва Р е д у к т о р Вал двигателя
ри II вал (I вал)
ант u 1-2 n 2 u 5-2 h5-2 T 2 u 5-1 n 1 h5-1 T 1
      31,5 0,91 17,4 94,5   0,87 6,08
  1,8   25,2 0,91 21,8 45,36   0,87 12,7
  1,5 616,7   0,91 27,5     0,87 19,1
  1,5   15,98 0,91 34,4 23,97   0,87  

6.3. Пример 3

Привод цепного конвейера

Дано: F = 12 кН; v = 0,2 м/c; z = 8; P = 160 мм.

График нагружения не задан.

Решение

Порядок действий и описание параметров см. в примере 1 (п.6.1).

1. d = 160 / sin(1800/ 8) = 418,1 мм.

2. n ¢зв = 6×104×0,2 / (p×418,1) = 9,14 мин-1.

3. u ¢0 = 328,23; 164,11; 109,41; 82,06.

4. Направление вращения валов показано на рис.12 стрелками.

Обозначено: 1 - двигатель; 2- муфта: 3- редуктор ЦЧ; 4- быстроходная цилиндрическая ступень редуктора; 5- тихоходная червячная ступень редуктора; 6- приводная цепная передача; 7- тяговая звездочка; 8- тяговая цепь.  


Рис.12. Кинематическая схема

5. h0 = h1h2h3h4h5 = 0,98×0,97×0,75×0,93×0,99 = 0,66,

где (табл.1) h1 = 0,98 - КПД муфты;

h2 = 0,97 - КПД цилиндрической ступени редуктора;

h3 = 0,75 - КПД червячной ступени;

h4 = 0,93 - КПД цепной передачи;

h5 = 0,99 - КПД пары подшипников качения вала тяговой звездочки

6. Т nom = 12000×418,1 / 2000 = 2509 Н.м.

Так как график нагрузки не задан, то считаем режим работы - длительный постоянный: КЕ = 1,0 и ТЕ = Т nom.

7. P ¢дв = 2509×9,14 / (9550×0,66) = 3,64 кВт.

8.

Марка двигателя Р дв, кВт n дв, мин-1 Т пуск/ T T max/ T Масса, кг
АИР 100 S 2У3 4,0   2,0 2,4 29,6
АИР 100 L 4У3 4,0   2,1 2,4 32,5
АИР 112 MB 6У3 4,0   2,0 2,2  
АИР 132 S 8У3 4,0   1,8 2,2 56,5

Двигатели удовлетворяют условиям пуска: (Т пуск./ Т)дв > 1,6. Вал двигателя должен иметь правое вращение.

9. Таблица 9.

Ва ри ан Двига-тель u ¢0 u ¢п u ред u ¢Б u ¢T u Б u T u ред u п u 0 D u 0 %
  100 S 2 311,82 2,49   2,5   2,5     2,5 312,5 -0,2
  100 L 4 154,27 1,54   2,5   2,5     1,6   -3,7
  112 MB 6 103,94 1,65     31,5   31,5   1,6 100,8  
  132 S 8 78,77 1,58             1,6   -1,56
Примечания. 1. По табл.3 u ред ЦЧ равно 16...200 (рекомендуемое 31,5...125); по табл.2 u цепной передачи - 1,5...4 (рекомендуемое u до 3-х). 2. В редукторе: u Б = 1,6...3,15 (табл.3); u T £ 63 - должно соответствовать ГОСТ 2144-93.

10. Таблица 10

  Ва Вал звездочки Р е д у к т о р
ри (V вал) IV вал III вал
ант n 5 T 5 u 1-4 n 4 u 5-4 h5-4 T 4 u 1-3 n 3 u 5-3 h5-3 T 3
  9,12     22,8 2,5 0,92   2,5     0,69 29,1
  8,82     14,1 1,6 0,92   2,5     0,69 56,8
  9,43     15,08 1,6 0,92       50,4 0,69 72,1
  9,0     14,4 1,6 0,92         0,69 90,9

Окончание табл.10

Ва Р е д у к т о р Вал двигателя
ри II вал (I вал)
ант u 1-2 n 2 u 5-2 h5-2 T 2 u 5-1 n 1 h5-1 T 1
      312,5 0,67   312,5   0,66 12,2
        0,67 23,4     0,66 23,8
      100,8 0,67 37,2 100,8   0,66 37,7
  1`     0,67 46,8     0,66 47,5

Пример расчета привода, содержащего коническо-цилиндрический редуктор (КЦ) и клиноременную передачу см. в [6, c.7].

7. ПРИВОД С КОРОБКОЙ СКОРОСТЕЙ

В коробках скоростей различные частоты вращения выходного вала получаются в результате зацепления различных пар зубчатых колес. Ряд частот

вращения выходного вала обычно составляет геометрическую прогрессию со знаменателем j:

n 2 = n 1j; n 3 = n 2j = n 1j2 ... nj = nj -1j = n 1j j -1.

Стандартные значения j: 1,12; 1,25; 1,4; 1,6; 1,8; 2.

Разбивку u0 в приводах с коробкой скоростей следует производить для наименьшей частоты вращения выходного вала.

При этом u 1 = u max = n дв / n min.

Передаточные числа последовательно зацепляемых пар колес на остальных ступенях получают как u 2 = u 1 / j; u 3 = u 1 / j2... uj = u 1 / j j -1.

Предельные значения передаточного отношения передвижных колес коробки скоростей 0,5 £ uj £ 4. Чтобы выбрать более крупный модуль зубьев, а также получить диаметры шестерен, достаточно большие по отношению к диаметру вала, для передвижных колес следует принимать u £ 2,5.

Пример разбивки общего передаточного числа для привода с коробкой скоростей

Для привода (рис.13), состоящего из 3-скоростной коробки скоростей и конического редуктора, заданы:

мощность двигателя АИР112 М 4У3 Р дв = 5,5 кВт и частота вращения n дв = 1430 мин-1; минимальная частота вращения выходного вала редуктора

n р.min = 200 мин-1; знаменатель ряда скоростей j = 1,25.

  Обозначено; 1- электродвигатель; 2- муфта; 3- коробка скоростей 4- редуктор конический

Рис.13. Схема привода с коробкой скоростей

Решение

1. Наибольшее общее передаточное число привода

u 0max = n дв / n p.min = 1430 / 200 = 7,15.

2. Принимаем наибольшее передаточное число при включении ступени «а» (рис.13) коробки u 1 = 2,24 (по ряду чисел R a20).

Тогда передаточное число редуктора u ред = u 0max / u 1 = 7,15 / 2,24 = 3,19, что в пределах рекомендаций. По ГОСТ 12289-76 (для конической передачи) уточняем u ред = 3,15. Отсюда u 1 = 7,15 / 3,15 = 2,27.

3. Передаточное число зацепления «б»

u 2 = u 1 / j = 2,27 / 1,25 = 1,82;

передаточное число зацепления «в»

u 3 = u 1 / j2 = 2,27 / 1,252 = 1,45.

4. КПД на выходном валу III коробки скоростей

hIII = h1×h2 = 0,97×0,98 = 0,95,

где h1 = 0,97 - КПД цилиндрической ступени «а» с учетом потерь в

подшипниках;

h2 = 0,98 - КПД муфты.

КПД на выходном валу V редуктора

hV = hIIIh2hр = 0,95×0,98×0,96 = 0,89,

где hр = 0,96 - КПД конического редуктора.

5. Наибольший момент на выходном валу III коробки скоростей при зацеплении «а»

Т 3 = 9550 Р двhIII / n 3 = 9550 P дв u 1hIII / n дв =

9550×5,5×2,27×0,95 / 1430 = 79,2 Н.м;

наибольший момент на выходном валу V редуктора

Т 5 = Т 3 u редhV = 79,2×3,15×0,89 = 222 H.м.

Расчет на прочность коробки скоростей следует вести по моменту Т 3; редуктора - по моменту Т 5.

Расчет привода, включающего вариатор, см. в [6,c.25].

8. ЛИТЕРАТУРА

1.Спиваковский А.О., Дьячков В.К. Транспортирующие машины.- М.: Машиностроение, 1983.

2. Курсовое проектирование деталей машин / В.Н.Кудрявцев и др. - Л.: Машиностроение, Ленингр.отд-ние, 1983.

3. Двигатели переменного тока мощностью 0,06 до 100 кВт единых серий. Сводный отраслевой каталог / Информэлектро.- М.: Информэлектро, 1993.

4. Дунаев П.Ф., Леликов О.П. Конструирование узлов и деталей машин: 5-е изд. - М.: Высш. шк., 1998.

5. Проектирование механических передач / С.А.Чернавский и др.- М.: Машиностроение, 1984.

6. Энергетический и кинематический расчеты приводов: Метод. указания по курсу «Детали машин и основы конструирования».- 3-е изд. / ННПИ; Сост.А.А.Ульянов.- Н.Новгород, 1991.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: