Предварительная обработка

Раздел 1. Спектральное представление сигналов

ЛИТЕРАТУРА

1. Александрова Г.В. Занимательный русский язык. Нескучный учебник. – Санкт-Петербург: Тритон, 1998

2. Алексеев М.Е., Беликов В.И., Евграфова С.М., Журинский А.Н., Муравенко Е.В. Задачи по лингвистике, ч. 1. М., 1991.

3. Аристотель. Метафизика // Сочинения в 4-х томах. Т. 1. М.: Мысль, 1976. С.63-368.

4. Аристотель. О душе / Соч. Т.1. М.: Мысль, 1976.

5. Арно А., Лансло К. Грамматика общая и рациональная Пор-Рояля (1664). М.: Прогресс, 1990.

6. Арно А., Лансло К. Всеобщая рациональная грамматика (Грамматика Пор-Рояля (1676). Л.: Изд-во ЛГУ, 1991.

7. Арутюнова H.Д., Климов Г. А., Кубрякова Е. С. Американский структурализм. // Основные направления структурализма. M., 1964.

8. Барт Р. Избранные работы. Семиотика. Поэтика. М.: Прогресс, 1994.

9. Бахтин, М. М. Эстетика словесного творчества. - М., 1979.

10. Биркенбил В. Язык интонации, мимики, жестов. СПб.: Питер, 1997.

11. Блумфилд Л. Язык. M., 1968. С. 47.

12. Бороздина Г.В. Психология делового общения. М.: Деловая книга, 1998. Глава 7. Имидж делового человека.

13. Бунак В.В. Речь и интеллект, стадии их развития в антропогенезе, в сб.: Ископаемые гоминиды и происхождение человека. М., 1966.

14. Бэкон Ф. Великое восстановление наук (1623) // Соч.в 2-х т. Т. 1. М.: Мысль, 1977.

15. Валлон А. От действия к мысли, пер. с франц. М., 1956.

16. Вейсгербер, Й. Л. Язык и философия // Вопросы языкознания. - 1993. - № 2.

17. Вико Д. Основания новой науки об общей природе наций (1725). Л.: Худ. лит., 1940.

18. Выготский Л.С. Мышление и речь. Собр. соч., т. 2. М., 1982.

19. Выготский Л.С. Мышление и речь. М., 1996.

20. Выготский Л.С., Лурия А.Р. Этюды по истории поведения. Обезьяна. Примитив. Ребенок. М.: Педагогика-Пресс, 1993.

21. Горелов И.Н., Седов К.Ф. Основы психолингвистики. М.: Лабиринт, 1998. С. 113-170.

22. Горфункель А.Х. Философия эпохи возрождения. М.: Высшая школа, 1980.

23. Гуревич П. С. Философия для вузов. М.: Проект, 2003. – 352 с.

24. Гумбольдт В. О различии строения человеческих языков и его влиянии на духовное развитие человеческого рода, см. Звегинцев В.А., История языкознания XIX – XX веков в очерках и извлечениях, изд. 3, М., 1964, ч.1, стр.97.

25. Гуссерль 1970 Гуссерль Э. Феноменология (1939) // Логос. 1991. №1. С. 12-21.

26. Демьянков В. З. Специальные теории интерпретаций в вычислительной лингвистике. M. 1988.

27. Донских О.А. Происхождение языка как философская проблема. Новосибирск, 1984.

28. Ельмслев Л. Пролегомены к теории языка (русский перевод: Новое в лингвистике» т.1, 1960, стр. 306).

29. Дыбо В. А., Терентъев В. А. Ностратическая макросемья и проблема ее временной локализации. - В сб.: Лингвистическая реконструкция и древнейшая история Востока. Тезисы и доклады конференции. Ч. 5. М., 1984, с. 3-20.

30. Дыбо В.А., Пейрос И.И. Проблемы изучения отдаленного родства языков (Вестник Российской Академии Наук. - М., 1985. - № 2. - С. 55-66).

31. Жинкин, Н. И. Язык. Речь. Творчество. - М., 1998.

32. Журинский А.Н. Морфология языков банту в лингвистических задачах. — В кн.: Аксенова И.С., Ветошкина Т.Л., Журинский А.Н. Классы слов в языках Африки. М., 1984

33. Журинский А.Н. Слово, буква, число: Обсуждение самодостаточных лингвистических задач с разбором ста образцов жанра. М., 1993

34. Журинский А.Н. Лингвистика в задачах: Условия, решения, комментарии. Сост. Е.В. Муравенко. М., 1995.

35. Зайцева Г.Л. Дактилология. Жестовая речь. М.: Просвещение, 1991.

36. Залевская А.А. Значение слова и возможности его описания // Языковое сознание: формирование и функционирование / Отв. ред. Н.В.Уфимцева. М., 1998, с. 35–55.

37. Зализняк А.А. Лингвистические задачи. — В кн.: Исследования по структурной типологии. М., 1963

38. Зализняк А.А. 200 задач по языковедению и математике. М., 1972.

39. Звегинцев, В. А. История языкознания XIX и XX веков в очерках и извлечениях. - М., 1960. - Ч. 1.

40. Звегинцев В. А. Предложение и его отношение к языку и речи. M., 1976. С. 63.

41. Зверинцев А.Б. Коммуникационный менеджмент. СПб.: Изд-во Буковского, 1995.

42. Зверинцев А. Коммуникационный менеджмент. Рабочая книга менеджера PR. Глава 5. Пресс-секретарь. СПб.: Изд-во Буковского, 1995 (1997).

43. Зинченко В.П. Посох Мандельштама и трубка Мамардашвили: К началам органической психологии. М., 1997.

44. Иллич-Свитыч В. М. Опыт сравнения ностратических языков (семито-хамитский, картвельский, индоевропейский, уральский, дравидийский, алтайский). Введение. Сравнительный словарь (в - К). М., 1971, с. III-IV.

45. История лингвистических учений: Т.1. Древний мир. Л.: Наука, 1980; Т.2 Средневековый Восток. Л.: Наука, 1981; Т. 3. Средневековая Европа. Л.: Наука, 1985; Т.4. Позднее Средневековье. СПб.: Наука, 1991.

46. Иткин И.Б., Рубинштейн М.Л. Тридцать Олимпиад: Юбилейные заметки. М., 1999.

47. Кант И. Пролегомены ко всякой будущей метафизике, могущей возникнуть в смысле науки (1783). М.: Прогресс; VIA, 1993.

48. Карасик, В. И. Языковой круг: личность, концепты, дискурс. - Волгоград, 2002.

49. Караулов Ю. H. Эволюция, система и общерусский языковой тип // Русистика сегодня: Язык: Система и ее функционирование. М., 1988. С. 6.

50. Караулов Ю.Н. Типы коммуникативного поведения носителя языка в ситуации лингвистического эксперимента // Этнокультурная специфика языкового сознания. М., 1996, с. 67–97.

51. Кашкин В.Б. Анализ параллельных текстов как метод функциональной типологии // Лексика и лексикография. Выпуск 8. М.: Ин-т языкознания РАН, 1997. С. 34.

52. Кликс Ф. Пробуждающееся мышление: У истоков человеческого интеллекта. Глава 3. Роль коммуникации и познания в регуляции поведения животных. М.: Прогресс, 1983. С. 76 сл.

53. Клюев Е.В. Речевая коммуникация. М.: ПРИОР, 1998.

54. Козлов М.И. Пружинин Б.И. Язык и познание: опыт методологического рассмотрения перспектив лингвистической теории, М: 1984.

55. Кодухов В.И. Введение в языкознание: Учебник для студентов пед. ин-тов по спец. № 2101 «Рус. яз. и лит.». – М.: Просвещение, 1979. – 351 с.

56. Конецкая В.П. Социология коммуникации. М.: МУБУ, 1997. С.164 сл.

57. Кузанский Н. Об ученом незнании (1440). Книги простеца (1450) // Сочинения в 2-х томах. М.: Мысль, 1979. Т. 1. С. 47-184, 359-460.

58. Кузин Ф.А. Культура делового общения. Практическое пособие. М.: Ось-89, 1998.

59. Ладыженская Т.А., Зепалова Т.С. Развивайте дар слова. – М.: Просвещение, 1990

60. Леви-Брюль Л.. Первобытное мышление. «Атеист», М., 1930, стр. 98-99.

61. Леонтьев А.А. Возникновение и первоначальное развитие языка. М.: АН СССР, 1963.

62. Леонтьев А.А. Проблема глоттогенеза в современной науке, в сб.: Энгельс и языкознание. М., 1972.

63. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1975.

64. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики, 4 изд. М., 1981.

66. Лингвистический энциклопедический словарь. М.: Сов. энциклопедия, 1990.

67. Лихачев, Д. С. Очерки по философии художественного творчества. - СПб., 1996.

68. Лотман, Ю. М. Культура и взрыв. - М., 1992.

69. Лурия А.Р., Виноградова О.С. Объективное исследование динамики семантических систем // Семантическая структура слова. М., 1971, с. 27–62.

70. Маркс К. Замечания на книгу А. Вагнера "Учебник политической экономии". Соч., 2 изд., т. 19.

71. Маркс К., Энгельс Ф. Соченения, т.3.

72. Маркс К. и Энгельс Ф. Немецкая идеология. Соч., 2 изд., т. 3.

73. Марр Н.Я. Избранные работы. - Т. 1. - Л., 1933. - С. 217-220).

74. Маслов Ю.С. Введение в языкознание. М., 1975.

75. Маслов Ю.С. О “Грамматике Пор-Рояля” и ее месте в истории языкознания // Предисловие к кн.: Арно А. Лансло К. Всеобщая рациональная грамматика. Л.: Изд-во ЛГУ, 1991. С. 3-14.

Мечковская Н.Б. Социальная лингвистика. – М.:АО Аспект Пресс, 1994.

76. Микешина Л.А. Философия познания. Полемические главы. М.: 2002.

77. Милитарев А. Ю., Старостин С. А. Общая афразийско-северокавказская культурная лексика. - В сб.: Лингвистическая реконструкция и древнейшая история Востока. Ч. 3. М., 1984, с. 34-43.

78. Налимов В.В. Вероятностная модель языка. М.: Наука, 1979.

79. Налимов В.В. В поисках иных смыслов. М.: Прогресс, 1993.

80. Николаев С. Л., Старостин С. А. Парадигматические классы индоевропейского глагола. - В кн.: Балто-славянские исследования. 1981. М., 1982.

81. Николаев С. Л., Старостин С. А. Северокавказские языки и их место среди других языковых семей Передней Азии. - В сб.: Лингвистическая реконструкция и древнейшая история Востока. Ч. 3. М., 1984, с. 26-33.

82. Норман Б.Ю. Проблема происхождения человеческого языка // Основы языкознания. Минск: Бел. Фонд Сороса, 1996. С. 70-86.

83. Пейрос И. И. О языковых сближениях между сино-тибетскими и дравидийскими языками. - В сб.: Лингвистическая реконструкция и древнейшая история Востока. Ч. 1. М., 1984, с. 80-82.

84. Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка. СПб., 1997.

85. Потебня А.А. Мысль и язык // Эстетика и поэтика. М., 1976.

86. Потебня А.А. Мысль и язык. Киев: СИНТО, 1993 (Харьков: Тип. “Мирный труд”, 1913).

87. Почепцов Г.Г. Теория и практика коммуникации. М.: Центр, 1998.

88. Пронников В.А., Ладанов И.Д. Язык мимики и жестов. М., 1998.

89. Психолингвистика / Ред. А.М. Шахнарович. М., 1984.

Раков В.И. Филологические кроссворды и задачи. – М.: Илекса, 2006.

90. Реформатский А.А. Введение в языковедение. М., 1967.

91. Рождественский Ю.В. Общая филология. М., 1996.

92. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб., 1998.

93. Сепир Э. Язык. Соцэкгиз, М., 1934, стр. 72.

94. Сепир Э. Коммуникация // Избранные труды по языкознанию и культурологии. М.: Прогресс, 1993. С. 210-215.

95. Сепир, Э. Язык, раса, культура // Избранные труды по языкознанию и культурологии. - М, 1993.

96. Серебренников, Б. А. О материалистическом подходе к явлениям языка. - М., 1983.

97. Синельченко В.Н., Петров М.Б. «В мире мифов и легенд».

98. Соколов В.В. Средневековая философия. М.: Высшая школа, 1979.

99. Старостин С. А. Праенисейская реконструкция и внешние связи енисейских языков. - В сб.: Кетский сборник. Л., 1982, с. 144-237; Он же. Гипотеза о генетических связях сино-тибетских языков с енисейскими и северокавказскими. - В сб.: Лингвистическая реконструкция и древнейшая история Востока. Ч. 4. М., 1984, с. 19-38.

100. Степанов Ю.С. Биосемиотика // Семиотика. М.: Наука, 1971. С. 27 сл.

101. Степанов Ю. С. Методы и принципы современной лингвистики. M., 1975. С. 14.

102. Степанов Ю. С. В трехмерном пространстве языка: Семиотические проблемы лингвистики, философии, искусства. М., 1985.

103. Стернин И.А. Понятие коммуникативного поведения и методы его исследования // Русское и финское коммуникативное поведение. Вып. 1. Воронеж: Изд-во ВГТУ, 2000. С. 4-20.

104. Тер-Минасова, С. Г. Языки и межкультурная коммуникация // Учебное пособие. - М., Слово, 2000. - 262 с.

105. Толстой, Н. И. Язык и культура // Язык и народная культура. Очерки по славянской мифологии и этнолингвистике. - М., 1995.

106. Тронский И.М. Античные теории языка и стиля. М.–Л., 1936.

107. Уорф, Б. Л. Отношение норм поведения и мышления к языку // Новое в зарубежной лингвистике. - М., 1960. - Вып. 1.

108. Уфимцева Н.В. Этнический характер, образ себя и языковое сознание русских // Языковое сознание: формирование и функционирование. М., 1998, с. 135–170.

109. Ушакова Т.Н. Функциональные структуры 2-й сигнальной системы. Психофизиологические механизмы речи. М., 1979.

110. Ф. де Соссюр. Куос общей лингвистики, русский перевод А.М. Сухотана, 1933.

111. Фишель В. Думают ли животные? М.: Мир, 1973.

112. Фортунатов Ф.Ф.. Сравнительное языковедение. Избранные Труды., т.1, М., 1956, стр.111, 117, 124.

113. Шахматов А.А. Очерки современного русского литературного языка, изд.4, М., 1941, стр59.

114. Эко У. Семиология визуальных сообщений. Семиология архитектуры // Отсутствующая структура. СПб.: Петрополис, 1998. С.203-258.

115. Энгельс Ф. Диалектика природы. Соч., 2 изд., т. 20.

116. Энгельс Ф. Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека.

117. Этнокультурная специфика языкового сознания. М., 1996.

118. Язык и национальное сознание. Вопросы теории и методологии. Воронеж, 2002.

119. Якушин Б.В. Гипотезы о происхождении языка. М., 1984.

120. Якушин Б.В. Гипотезы о происхождении языка. М.: Наука, 1985.

121. Bloomfield L. Why a linguistic society? // Language. 1925. V. 1. № 1.

122. Bloomfield L. Language or ideas? // Language. 1936. V. 12. № 2.

123. Dimbleby R., Burton G. More Than Words. An Introduction to Communication. L.; N.Y.: 1998.

124. Peyros I. I., Starostin S. A. Sino-Tibetian and Austro-Thai. - Computional Analysis of Asian and African Languages, 1984, N 22.

Оглавление

·. ОТ АВТОРА

·. ВВЕДЕНИЕ

· ЧАСТЬ I

· ВВЕДЕНИЕ В ЯЗЫКОЗНАНИЕ.. КУРС ЛЕКЦИЙ

· ЯЗЫКОЗНАНИЕ ИЛИ ЛИНГВИСТИКА КАК НАУКА О ЯЗЫКЕ

· ЛЕКЦИЯ №1. МЕСТО ЯЗЫКА В СИСТЕМЕ КУЛЬТУРНО-ЗНАЧИМЫХ СРЕДСТВ КОММУНИКАЦИИ

· 1 ПРЕДМЕТ ЯЗЫКОЗНАНИЯ.. ЯЗЫКОЗНАНИЕ ИЛИ ЛИНГВИСТИКА КАК НАУКА О ЯЗЫКЕ

· 1.1 О СВЯЗИ ЯЗЫКОЗНАНИЯ С ДРУГИМИ НАУКАМИ

· 1.2 О СВЯЗИ ЛИНГВИСТИКИ С ЕСТЕСТВЕННЫМИ НАУКАМИ

· 1.3 АСПЕКТЫ ЯЗЫКОЗНАНИЯ

· 1.4 КРУГ ЗАДАЧ, РЕШАЕМЫХ ЯЗЫКОЗНАНИЕМ

· 2 ЯЗЫК – ВАЖНЕЙШЕЕ СРЕДСТВО КОММУНИКАЦИИ.. 2.1 ТИПОЛОГИЯ КОММУНИКАЦИИ.. ЕДИНИЦЫ АНАЛИЗА КОММУНИКАЦИИ

· 2.2 ФОРМЫ КОММУНИКАЦИИ

· 2.3 ВИДЫ КОММУНИКАЦИИ

· 2.4 КОММУНИКАТИВНАЯ СРЕДА И СФЕРЫ КОММУНИКАЦИИ

· 3 ПОЧЕМУ ЯЗЫК НЕ ОТНОСИТСЯ К ЯВЛЕНИЯМ ПРИРОДЫ?

· ЛЕКЦИЯ №2. ПОДХОДЫ К СХОДСТВАМ И РАЗЛИЧИЯМ ЯЗЫКОВ В ИСТОРИИ ЯЗЫКОЗНАНИЯ

· 1 РАЗЛИЧНЫЕ ВЗГЛЯДЫ НА ЯЗЫК. ПОДХОДЫ

· 1.1 ДВА ЭДЕЙТИЧЕСКИХ ПОДХОДА К СХОДСТВАМ И РАЗЛИЧИЯМ ЯЗЫКОВ. МОНОЛИНГВИЗМ И ПОЛИЛИНГВИЗМ

· 1.2 АНТИЧНЫЕ И СРЕДНЕВЕКОВЫЕ ВЗГЛЯДЫ НА СХОДСТВА И РАЗЛИЧИЯ ЯЗЫКОВ

· 1.3 ИНТЕРЕС К ВЕРНАКУЛЯРНЫМ ЯЗЫКАМ В ЭПОХУ ВОЗРОЖДЕНИЯ. ПЕРЕВОД

· 1.4 ДВЕ СТОРОНЫ ЕДИНСТВА В ПОНИМАНИИ НИКОЛАЯ КУЗАНСКОГО

· 1.5 HARMONIA LINGUARUM

· 1.6 PORT ROYAL И УНИВЕРСАЛЬНАЯ ГРАММАТИКА

· 1.7 КОНЦЕПЦИЯ КОНТИНУУМА В ГЕРМЕСЕ ХЭРРИСА

· 1.8 КОНЦЕПЦИЯ УНИВЕРСАЛЬНОГО ЯЗЫКА ЛЕЙБНИЦА И УНИВЕРСАЛЬНЫЕ ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНЫЕ КАТЕГОРИИ У КАНТА

· 2 ВЗГЛЯД НА ЯЗЫК В ИСТОРИИ КУЛЬТУРЫ. ИСТОРИЯ И ФИЛОЛОГИЯ: ПРОБЛЕМЫ НАУЧНОЙ И ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ИНТЕГРАЦИИ НА РУБЕЖЕ ТЫСЯЧЕЛЕТИЙ

· 3 ТЕОРИЯ ПОЗНАНИЯ. ТЕОРИЯ ПОЗНАНИЯ И ЯЗЫК

· 3.1 ТЕОРИЯ ПОЗНАНИЯ

· 3.2 ТЕОРИЯ ПОЗНАНИЯ И ЯЗЫК

· 3.3 ЯЗЫК И ПОЗНАНИЕ: ОПЫТ МЕТОДОЛОГИЧЕСКОГО РАССМОТРЕНИЯ ПЕРСПЕКТИВ ЛИНГВИСТИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ

· ЛЕЦИЯ №3. ПРОИСХОЖДЕНИЕ ЯЗЫКА: ОБЗОР РАЗЛИЧНЫХ ТЕОРИЙ

· 1 ЯЗЫК — ОДНА ИЗ ВЕЛИЧАЙШИХ ЗАГАДОК ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО БЫТИЯ

· 2 ПРЕПЯТСТВИЯ ДЛЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ЯЗЫКА. ЭВОЛЮЦИОННЫМ ПУТЕМ

· 3 ТЕОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ЯЗЫКА ИЗ ЗВУКОВ, ИЗДАВАЕМЫХ ЖИВОТНЫМИ

· 4 ТЕОРИЯ СОЗДАНИЯ ЯЗЫКА СИЛОЙ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО РАЗУМА

· 5 ТЕОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ЯЗЫКА В РЕЗУЛЬТАТЕ ЗВУКОПОДРАЖАНИЯ

· 6 ТЕОРИЯ ВНЕЗАПНОГО ВОЗНИКНОВЕНИЯ ЯЗЫКА

· 7 ТЕОРИЯ ЖЕСТОВ

· 8 ТЕОРИЯ СОТВОРЕНИЯ ЯЗЫКА

· 9 РЕЛИГИОЗНЫЕ ТЕОРИИ. БИБЛЕЙСКАЯ ТЕОРИЯ. ПРОИСХОЖДЕНИЯ ЯЗЫКОВ. МИФ О ВАВИЛОНСКОЙ БАШНЕ

· 9.1 РЕЛИГИОЗНЫЕ ТЕОРИИ

· 9.2 «БИБЛЕЙСКАЯ ТЕОРИЯ ПРОИСХОЖДЕНИЯ ЯЗЫКОВ»

· 9.3 МИФ О ВАВИЛОНСКОЙ БАШНЕ

· 9.4 ВЕТХИЙ ЗАВЕТ: КНИГА Бытия (гл. 11)

· 10 ПЕРВЫЕ ОПЫТЫ И НАУЧНЫЕ ГИПОТЕЗЫ

· 10.1 АНТИЧНЫЕ ГИПОТЕЗЫ

· 10.2 СТОИКИ

· 10.3 ГИПОТЕЗЫ НОВОГО ВРЕМЕНИ.. ГИПОТЕЗЫ В ДУХЕ АНТИЧНОЙ ТЕОРИИ «ФЮСЕЙ». ОНОМАТОПОЭТИЧЕСКАЯ (греч. «СОЗДАЮЩАЯ») ИЛИ ЗВУКОПОДРАЖАТЕЛЬНАЯ ГИПОТЕЗА

· 11 ЯЗЫК ЖИВОТНЫХ

· 12 ПРОИСХОЖДЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА И ЯЗЫК

· 13 ЯЗЫК – ВТОРАЯ СИГНАЛЬНАЯ СИСТЕМА

· ЛЕЦИЯ №4. ИСТОРИЯ ОБЩЕСТВА И ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ЯЗЫКА

· 1 ЯЗЫК КАК ОБЩЕСТВЕННОЕ ЯВЛЕНИЕ

· 1.1 ЯЗЫК: ЯЗЫК И РЕЧЬ

· 1.2 РАЗНИЦА МЕЖДУ ЯЗЫКОМ И РЕЧЬЮ

· 2 ФУНКЦИИ ЯЗЫКА. РЕЧЬ. ФУНКЦИИ РЕЧИ

· 2.1 ФУНКЦИИ ЯЗЫКА

· 2.2 ФУНКЦИИ РЕЧИ

· 3 СТРУКТУРА ЯЗЫКА. ЯЗЫК КАК СИСТЕМА

· 3.1 ТЕОРИЯ ЗНАКА

· 3.2 ЯЗЫКОВОЙ ЗНАК

· ЛЕЦИЯ № 5. ЯЗЫК И МЫСЛЬ

· 1 ЯЗЫК И ФОРМИРОВАНИЕ СОЗНАНИЯ

· 2 ЯЗЫК: ЯЗЫК И МЫШЛЕНИЕ

· 3 РЕЧЬ И МОЗГ

· 4 ЛОГИКА И ЯЗЫК

· 5 ГИПОТЕЗА ЛИНГВИСТИЧЕСКОЙ ОТНОСИТЕЛЬНОСТИ

· 5.1 ОСОБЕННОСТИ МНОГОЯЗЫЧИЯ

· 5.2 ПОЛИГЛОТЫ

· 6 СВЯЗЬ ЯЗЫКА И МЫШЛЕНИЯ

· ЛЕКЦИЯ № 6. ЯЗЫК И ЯЗЫКОВОЕ СОЗНАНИЕ

· 1 ЯЗЫКОВОЕ СОЗНАНИЕ

· 2 ЯЗЫКОВОЕ СОЗНАНИЕ И ПРИНЦИПЫ ЕГО ИССЛЕДОВАНИЯ

· 3 КОММУНИКАТИВНОЕ СОЗНАНИЕ

· ЛЕКЦИЯ № 7. ПРОИСХОЖДЕНИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. МЕЖЛИЧНОСТНАЯ КОММУНИКАЦИЯ

· 1 ЧТО ТАКОЕ КОММУНИКАЦИЯ? ДВА ПОДХОДА К КОММУНИКАЦИИ

· 2 КОММУНИКАЦИЯ У ЖИВОТНЫХ

· 3 ГИПОТЕЗЫ О ПРОИСХОЖДЕНИИ ЯЗЫКА

· 4 ОСОБЕННОСТИ ВЕРБАЛЬНОЙ КОММУНИКАЦИИ

· 5 СТРУКТУРА РЕЧЕВОЙ КОММУНИКАЦИИ

· 6 УСПЕШНОСТЬ КОММУНИКАЦИИ И КОММУНИКАТИВНЫЕ НАВЫКИ

· 7 МОДЕЛИ КОММУНИКАТИВНОЙ ЛИЧНОСТИ

· ЛЕКЦИЯ №8. ОТДАЛЕННОЕ РОДСТВО ЯЗЫКОВ

· 1 РОДСТВО ЯЗЫКОВ

· 2 ПОИСКИ ПРАЯЗЫКА. ПРАЯЗЫК

· 3 ПРОБЛЕМЫ ИЗУЧЕНИЯ ОТДАЛЕННОГО РОДСТВА ЯЗЫКОВ

· 4 СИНХРОНИЯ И ДИАХРОНИЯ

· ЛЕКЦИЯ № 9. ЯЗЫК. КОДЫ КУЛЬТУРЫ

· 1 ПРОБЛЕМА СООТНОШЕНИЯ ЯЗЫКА И КУЛЬТУРЫ

· 2 НЕКОТОРЫЕ ТОЧКИ ЗРЕНИЯ УЧЕНЫХ ПО ДАННОМУ ВОПРОСУ

· 3 ВОПРОС ОБ ОБРАТНОМ ВОЗДЕЙСТВИИ ЯЗЫКА НА КУЛЬТУРУ

· 4 ЯЗЫК КУЛЬТУРЫ. ЧТО МЫ ПОНИМАЕМ ПОД ЯЗЫКОМ КУЛЬТУРЫ?

· 5 КАКИМИ НАУКАМИ ИЗУЧАЕТСЯ ЯЗЫК КУЛЬТУРЫ?

· 6 ЛИНГВО-ФИЛОСОФСКИЙ АСПЕКТ ПРОБЛЕМЫ КРОССКУЛЬТУРНОЙ КОММУНИКАЦИИ

· ЧАСТЬ II

· ВВЕДЕНИЕ В ЯЗЫКОЗНАНИЕ.. ПРОБЛЕМЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ

· СЕМИНАР №1. МЕСТО ЯЗЫКА В СИСТЕМЕ КУЛЬТУРНО ЗНАЧИМЫХ СРЕДСТВ КОММУНИКАЦИИ

· 1 Проблема языка в теории познания.

· СЕМИНАР №2. РАЗЛИЧНЫЕ ВЗГЛЯДЫ НА ЯЗЫК

· I. Подходы к сходствам и различиям языков в истории языкознания.

· III. Теория познания. Теория познания и язык.. СЕМИНАР №3. ПРОИСХОЖДЕНИЕ ЯЗЫКА: ОБЗОР РАЗЛИЧНЫХ ТЕОРИЙ

· СЕМИНАР №4. ИСТОРИЯ ОБЩЕСТВА И ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ЯЗЫКА

· СЕМИНАР №5. ЯЗЫК И МЫСЛЬ

· СЕМИНАР №6. ЯЗЫК И ЯЗЫКОВОЕ СОЗНАНИЕ

· СЕМИНАР №7. ПРОИСХОЖДЕНИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. Межличностная коммуникация.

· СЕМИНАР №8. ОТДАЛЕННОЕ РОДСТВО ЯЗЫКОВ

· СЕМИНАР №9. ЯЗЫК. КОДЫ КУЛЬТУРЫ

· ЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ

· 1. ПРОБЛЕМНЫЕ ЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ

· БИЛИНГВЫ

· СПИСОК РЕФЕРАТОВ, РЕКОМЕНДУЕМЫХ. ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

· ЛИТЕРАТУРА

Тема 1. Понятие информации, сообщения, сигнала. Этапы преобразования и обработки биомедицинских сигналов. Информативные параметры сигналов. Детерминированные и случайные сигнала. Разновидности математических моделей сигналов. Спектральное представление сигналов. Базисные функции. Вычисление спектральных коэффициентов.

Целью обработки биомедицинских сигналов (БМС) является получение информации о функциональном состоянии систем организма и представление ее в виде, удобном для восприятия, анализа и принятия решения потребителем (врачом-диагностом, лечащим врачом).

В общем случае под информацией понимают совокупность сведений, определяющих меру наших знаний о тех или иных событиях, явлениях, фактах. Информация является одним из аспектов существования материи наряду с энергией и веществом. Информация неразрывно связана с движением материи в пространстве и времени и представляет собой одну из сторон отражения состояния и причинно-следственных связей реального мира.

Всякая информация добывается только в результате того или иного опыта! В нашем случае, чтобы получить информацию о состоянии пациента, врач выполняет определенные действия (прослушивает пациента, проводит соответствующие анализы, снимает электрокардиограмму и т. п.).

Материальная форма воплощения информации называется сообщением. Сообщения могут быть представлены в виде текста, таблиц, графиков, показаний приборов и т. п.

В настоящее время для анализа информации в биомедицинской практике очень широко применяются ЭВМ. Как же доставить информацию от объекта исследования, в нашем случае от пациента, к ЭВМ?

В качестве переносчиков информации выступают сигналы. В общем случае сигналы могут иметь различную природу: электромагнитные (радиоволны), звуковые, ультразвуковые, световые, электрические.

Многие биомедицинские сигналы имеют электрическую природу. Это биопотенциалы сердца, мозга, мышц. Биомедицинские сигналы, имеющие другую природу, могут быть преобразованы в электрические. Таким образом, переносчиком информации от биообъекта к устройству обработки и анализа этой информации (ЭВМ) являются электрические сигналы.

Этапы преобразования БМС

Биомедицинские сигналы, как правило, изменяются во времени и по амплитуде непрерывно, т. е. являются так называемыми аналоговыми сигналами. ЭВМ же работает с цифровыми сигналами, т. е. с сигналами, которые имеют всего два значения (0 и 1), причем смена этих значений происходит только в определенные (дискретные) моменты времени. Чтобы из аналоговых сигналов получить цифровые сигналы, необходимо осуществить ряд преобразований.

Основными из этих преобразований являются дискретизация сигналов по времени и квантование сигналов по уровню.

Дискретизация предполагает представление непрерывных сигналов в виде дискретных отсчетов, т. е. отсчетов сигнала, взятых через определенные отрезки времени. При этом непрерывные сигналы преобразуются в импульсные (или дискретные).

В результате квантования дискретные отсчеты сигнала представляются в виде двоичного кода, т. е. является цифровым. Поэтому операцию квантования называют еще аналого-цифровым преобразованием.

Для обеспечения требуемого качества получаемой информации сигналы-переносчики могут подвергаться ряду дополнительных преобразований.

Например, если для преобразования нескольких сигналов используется общий аналого-цифровой преобразователь (АЦП), то эти сигналы надо представить в каком-то единообразном виде, т. е. нормализовать. Нормализация сигналов – это ряд операций по представлению информации от разных датчиков в виде единых по уровню электрических сигналов, отвечающих заданным требованиям. Наиболее типовые требования: определенный диапазон изменения амплитуды сигнала и определенное отношение сигнала к шуму (С/Ш). Нормализация сигналов осуществляется с помощью операций усиления и фильтрации.

В ряде случаев источник информации и ЭВМ могут быть разделены значительными расстояниями. При этом целесообразно АЦП поставить возле источника информации, а по протяженной линии связи к ЭВМ передавать цифровой сигнал. В этом случае для исключения искажения цифрового сигнала помехами его преобразуют из простого двоичного кода в помехозащищенный код.

Итак, мы ввели информацию о биообъекте в ЭВМ. Здесь эта информация, представленная цифровыми сигналами, обрабатывается, анализируется. Но, в конце концов, получателем информации является человек (врач, исследователь), а человеку удобнее оперировать не с 0 и 1, а с таблицами, графиками, текстом, и т. п. Поэтому необходимо сигнал из цифрового вида преобразовать в непрерывный, чтобы, например, построить график.

Сначала цифровой сигнал с помощью цифро-аналогового преобразователя (ЦАП) преобразуется в дискретный (импульсный) сигнал, а затем из дискретного сигнала получают непрерывный сигнал.

Преобразование дискретного сигнала в непрерывный осуществляют с помощью операций интерполяции или фильтрации. Фильтрация, как отмечалось выше, используется еще при нормализации сигналов для повышения отношения С/Ш.

Этапы обработки БМС

В общем случае обработка информации заключается в систематическом выполнении операций над данными (сигналами), представляющими предназначенную для обработки информацию. Набор операций определяется видом обрабатываемых сигналов и требованиями задачи, в рамках которой выполняется данная обработка.

Таким образом, процесс обработки биомедицинских сигналов в соответствии с приведенным стандартным определением можно представить в виде ряда последовательно выполняющихся этапов: предварительная обработка, выделение информативных параметров, математическая обработка выделенных параметров. Все это направлено, как мы отмечали ранее, на получение информации о функциональном состоянии систем организма

Для верной оценки амплитудно-временных параметров биомедицинского сигнала необходимо наличие «чистого» сигнала, то есть освобожденного от наложенных на исходный сигнал помех. Поэтому устранение влияния помех, действующих на БМС, является одной из основных задач предварительной обработки. Как правило, при этом необходимо сохранить временную форму обрабатываемых сигналов, а это требует применения на этапе предварительной обработки только линейных операций преобразования сигналов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: