Нарушение правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного, воздушного или водного транспорта (ст. 295 УК)

Преступления, связанные с нарушением правил безопасности движения и эксплуатации транспортных средств.

Непосредственным объектом данного преступления являются общественные отношения по обеспечению безопасности движения и эксплуатации механических транспортных средств. Непосредственной дополнительный объект - жизнь и здоровье потерпевших либо сохранность имущества.

Объективная сторона рассматриваемого преступления характеризуется тремя обязательными признаками: а) деянием (действием либо бездействием), заключающимся в нарушении правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного, воздушного или морского транспорта; б) преступными последствиями, указанными в законе; в) причинной связью между указанным деянием (действием либо бездействием) и наступившими последствиями. Отсутствие хотя бы одного из них исключает возможность установления в действиях лица состава преступления.

Диспозиция статьи 295 УК РК является бланкетной и для уяснения признаков деяния следует обратиться к установленным на железнодорожном, воздушном или морском транспорте правилам безопасности их движения и эксплуатации. Такой подход законодателя продиктован тем, что постоянное совершенствование железнодорожного, водного, воздушного и автомототранспорта неизбежно вызывает изменения соответствующих правил безопасности движения и эксплуатации этих видов транспорта, своевременно не охватываемых регулятивным действием уголовного закона. Поэтому обеспечение эффективной уголовно-правовой охраны данной группы общественных отношений в условиях развития научно-технического прогресса обусловливает существование норм с бланкетными диспозициями.

Для квалификации преступления по статье 296 УК РК не влияют, кому принадлежит и в чьем ведении находится транспортное средство. При квалификации действий виновного необходимо выяснить, какие именно пункты правил безопасности движения или эксплуатации транспорта были им нарушены.

Нарушение правил безопасности движения может выразиться, например, в проезде на запрещающий сигнал семафора, превышении дозволенной скорости движения судна на подходах к портам, неподаче соответствующих звуковых сигналов, нарушении порядка расхождения судов, несоблюдении эшелонов высоты и коридоров полета и так далее.

Нарушением правил эксплуатации могут признаваться выпуск в рейс технически неисправного транспорта, перевозка запрещенных предметов, неправильное крепление груза и тому подобное. Нарушение правил эксплуатации, не связанных с движением транспорта (например, при погрузочно-разгрузочных или ремонтных работах), в случае наступления вредных последствий, указанных в анализируемой норме, влечет ответственность по соответствующим статьям о преступлениях против личности, а в ряде случаев по статье 152 УК РК («Нарушение правил охраны труда»).

Поскольку состав преступления сконструирован как материальный, преступление считается оконченным с момента наступления указанных в законе общественно опасных последствий. Необходимо установление причинной связи между этими нарушениями и наступившими общественно опасными последствиями. При этом причинная связь должна устанавливаться не просто с действием или бездействием лица, а именно с нарушением соответствующих правил безопасности, ставшим непосредственной причиной наступления вредных последствий.

Для определения степени тяжести телесных повреждений необходимо назначение судебно-медицинской экспертизы. Признаки тяжкого или средней тяжести вреда здоровью человека определяются на основании «Правил судебно-медицинской оценки тяжести вреда здоровью» от 4 мая 1998 года.

Субъективная сторона анализируемого преступления характеризуется неосторожной формой вины в виде преступной самонадеянности или преступной небрежности.

Субъектомпреступления, может быть физическое вменяемое лицо, достигшее 16-летнего возраста, которое в силу выполняемой работы или занимаемой должности обязано соблюдать правила безопасности движения и эксплуатации железнодорожного, воздушного или водного транспорта.

Не могут быть субъектами данного преступления частные лица и военнослужащие. В соответствующих случаях они несут ответственность по статьям 300, 392, 393 УК РК.

Часть 2 статьи 395 предусматривает ответственность за нарушение правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного, воздушного или водного транспорта, повлекшее по неосторожности смерть человека.

В части 3 статьи 295 УК РК установлена ответственность за деяние, предусмотренное частью 1 этой статьи, повлекшее по неосторожности смерть двух и более лиц.

Как и в основном составе, неосторожность по отношению к гибели людей может быть выражена в преступной самонадеянности или преступной небрежности.

Часть 4 статьи 295 предусматривает ответственность за, деяние, предусмотренное частью первой рассматриваемой статьи, если оно не повлекло, но заведомо создало угрозу наступления последствий, предусмотренных частями первой, второй или третьей настоящей статьи.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: