Маржа покрытия – разность между выручкой от реализации продукции, товаров и услуг и переменными затратами, приходящимися на реализованную продукцию – очень ценный показатель при анализе финансовых результатов.
С ее помощью можно правильнее ранжировать отдельные виды продукции и отдельные сегменты предприятия по уровню рентабельности. Она служит основой для определения безубыточного объема продаж по каждому виду продукции и в целом по предприятию, а также для обоснования оптимального варианта различного рода управленческих решений.
Маржа покрытия на единицу продукции показывает вклад каждой дополнительно произведенной единицы продукции в общую сумму маржинальной прибыли, которая является источником покрытия постоянных расходов и генерирования прибыли. Сравнение маржинальной прибыли с суммой постоянных расходов организации отражает финансовый результат от операционной деятельности.
Ее величина зависит от следующих факторов:
На единицу продукции (удельная маржинальная прибыль):
|
|
МП ед = рi – bi;
На весь объем продаж i-го вида продукции:
МП i = VРПi (рi – bi)
В целом по предприятию:
МП общ = ∑ VРПi (рi – bi) = ∑ VРПобщ х УДi (рi – bi),
Где МП – сумма маржинальной прибыли;
p- цена единицы продукции;
b-переменные затраты на единицу продукции (усеченная себестоимость);
VРП – физический объем реализованной продукции;
Удi –удельные веса отдельных видов продукции в общем объеме продаж.
Определение усеченной себестоимости по переменной части затрат и маржи покрытия по каждому виду продукции позволяет более правильно определить доходность каждого продукта и его вклад в генерирование общей маржи покрытия и прибыли предприятия по сравнению с традиционным методом калькулирования себестоимости продукции. Как правило допускается значительное искажение ее уровня, поскольку очень трудно правильно выбрать базу распределения накладных расходов, в результате чего себестоимость одних видов продукции явно завышается, а других занижается. Принятые на этой основе изменения в структурной политике могут оказаться ошибочными, т.е. могут быть сняты с производства изделия, вносящие на самом деле значительный вклад в общий доход предприятия.
Рассмотрим пример, приведенный в таблице 1.
Таблица 1
Сравнительный анализ доходности изделий, основанный на полной и усеченной их себестоимости
Показатель | Изделие | ||
А | В | С | |
1. Объем продаж, шт. | |||
2. Цена единицы продукции, руб. | |||
3. Полная себестоимость, руб. | |||
4. Усеченная себестоимость, руб. | 97,5 | ||
5. Прибыль на единицу продукции (п.2-п.3) | -10 | +30 | +45 |
6. Маржа покрытия на единицу продукции, руб. (п.2-п.4) | 52,5 | ||
7. Рентабельность продаж, % (п.5/п.2 х 100) | -10 | ||
8. Ранжирование изделий по уровню рентабельности | |||
9. Маржинальная рентабельность (п.6/п2)х100 | 37,5 | 35,0 | |
10. Ранжирование изделий по маржинальной рентабельности |
Как показывают данные таблицы наибольшую сумму маржинальной прибыли обеспечивает изделие А. Но поскольку постоянные затраты были распределены пропорционально прямой заработной плате, удельный вес которой в общей сумме затрат данного изделия высок, то его полная себестоимость оказалась выше цены, а производство убыточным. Учитываю, то сегодня нет идеальной методики распределения накладных расходов, более объективная оценка доходности отдельных видов изделий может быть получена на основе маржи покрытия.
|
|
Если изменить ассортимент продукции, ориентируясь на метод калькулирования полной себестоимости, сократив производство изделия А, то можно потерять значительную сумму прибыли.
Таблица 2
Финансовый результат при разных вариантах структуры продукции
Показатель | До исключения изделия А | После исключения изделия А |
Выручка от продаж, тыс. руб. | ||
Переменные затраты, тыс. руб. | ||
Маржа покрытия, тыс. руб. | ||
Постоянные затраты, тыс. руб. | ||
Прибыль от продаж, тыс. руб. | ||
Средний уровень рентабельности продаж, % | 15,1 | 3,0 |
Сократив изделие А, которое было убыточным по методу калькуляции полной себестоимости, но имело положительную маржу покрытия, предприятие теряет значительную сумму прибыли. Следовательно, такое решение было бы ошибочным. Исчисление усеченной себестоимости и маржи покрытия позволяет избежать этой ошибки.
Таким образом, показатель маржи покрытия в процентах к выручке является важным инструментом принятия решения. Если предприятие увеличит продажи продукции с более высокими значениями данного показателя, оно получит более высокую сумму покрытия, а соответственно и более высокую сумму прибыли.
Поэтому планирование производства и сбыта продукции должно ориентироваться именно на этот критерий с целью достижения оптимального финансового результата.