Студопедия


Авиадвигателестроения Административное право Административное право Беларусии Алгебра Архитектура Безопасность жизнедеятельности Введение в профессию «психолог» Введение в экономику культуры Высшая математика Геология Геоморфология Гидрология и гидрометрии Гидросистемы и гидромашины История Украины Культурология Культурология Логика Маркетинг Машиностроение Медицинская психология Менеджмент Металлы и сварка Методы и средства измерений электрических величин Мировая экономика Начертательная геометрия Основы экономической теории Охрана труда Пожарная тактика Процессы и структуры мышления Профессиональная психология Психология Психология менеджмента Современные фундаментальные и прикладные исследования в приборостроении Социальная психология Социально-философская проблематика Социология Статистика Теоретические основы информатики Теория автоматического регулирования Теория вероятности Транспортное право Туроператор Уголовное право Уголовный процесс Управление современным производством Физика Физические явления Философия Холодильные установки Экология Экономика История экономики Основы экономики Экономика предприятия Экономическая история Экономическая теория Экономический анализ Развитие экономики ЕС Чрезвычайные ситуации ВКонтакте Одноклассники Мой Мир Фейсбук LiveJournal Instagram

Синапс, понятие, виды




Рефлек, классификация, значение.

III. КОНТРОЛЬ ЗНАНИЙ СТУДЕНТОВ

II. МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

1. Знания, полученные на этом занятии, необходимы в вашей учебной и практической деятельности.

2. Опираясь на знания, полученные на этом занятии, вы сможете самостоятельно выстраивать рефлекторные дуги различных видов рефлексов, а также ориентироваться в топографии нервной системы.

А. Индивидуальные задания студентам для письменных ответов по карточкам:

№ 1

1. Мышцы таза (наружная группа).

2. Надгрушевидное и подгрушевидное отверстия.

№ 2

1. Мышцы таза (внутренняя группа).

2. Запирательный канал.

№ 3

1. Передняя группа мышц бедра (сгибатели бедра).

2. Бедренный треугольник.

№ 4

1. Медиальная группа мышц бедра (приводящие бедро).

2. Проводящий канал (бедренно-подколенный).

№ 5

1. Задняя группа мышц бедра (разгибатели бедра).

2. Нижний и верхний мышечно-малоберцовый канал.

№ 6

1. Передняя группа мышц голени.

2. Подколенная ямка.

№ 7

1. Задняя группа мышц голени.

2. Бедренный канал.

№ 8

1. Латеральная группа мышц голени.

2. Подошвенные мышцы стопы (мышцы большого пальца; мышцы мизинца; мышцы, лежащие в углублении подошвы).

№ 9

1. Тыльная мышца стопы.

2. Фасции нижней конечности.

IV. ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА

План:

1. Нервная система – общее понятие.

2. Рефлекс, классификация, значение.

3. Синапс, понятие, виды.

4. Виды нервной деятельности.

5. Значение, функции нервной системы.

1. Нервная система – общее понятие.

Нервная система регулирует деятельность всех органов и систем, обуславливая их функциональное единство, и обеспечивает связь организма как целого с внешней средой.

Структурной единицей нервной системы является нервная клетка с отростками – нейрон.

Вся нервная система – это совокупность нейронов, которые контактируют друг с другом при помощи специальных аппаратов – синапсов.

Различают 3 типа нейронов (по структуре и функции):

1. Рецепторные или чувствительные (афферентные).

2. Вставочные, замыкательные (кондукторные или ассоциативные).

3. Эффекторные, двигательные – от них импульс направляется к рабочим органам (эфферентные).

Афферентные нейроны воспринимают раздражение (или воздействие) из внешней и внутренней среды и генерируют их в нервный импульс.

Вставочные осуществляют связь между нервными клетками, а эффекторные передают импульсы клеткам рабочих органов.

Тела афферентных нейронов всегда лежат вне головного и спинного мозга, в узлах (ганглиях) периферической нервной системы. Один из отростков отходит от тела нервной клетки, затем идет на периферию и заканчивается чувствительным окончанием – рецептором. Другой отросток направляется в спинной и в головной мозг (этот отросток входит в состав задних корешков спино-мозговых или черепных нервов).




Ассоциативный нейрон передает возбуждение от афферентного нейрона на эфферентные, лежит в ЦНС. Тела эфферентных нейронов находятся в ЦНС или на периферии – в симпатических, парасимпатических узлах. Аксоны этих клеток идут в виде нервных волокон к рабочим органам (произвольным – скелетным и непроизвольным – гладким мышцам, железам).

Нервная система условно подразделяется на 2 отдела:

1. Соматическая (или анимальная).

2. Вегетативная (или автономная): симпатическая, парасимпатическая.

Соматическая нервная система осуществляет связь организма с внешней средой, обеспечивая чувствительность и движения (посредством рецепторов и эффекторов) – они свойственны только животным, поэтому эта часть нервной системы получила название анимальной (животной).

Вегетативная нервная система оказывает влияние на процессы так называемой растительной жизни, общие для животных и растений (обмен веществ, дыхание, выделение и др.), отчего и называется вегетативная – т.е. растительная. Обе системы тесно связаны между собой.

В нервной системе выделяют центральную часть – головной и спинной мозг – это центральная нервная система, и периферическую часть – нервы, отходящие от спинного и головного мозга – это периферическая нервная система.

На разрезе мозга видно, что он состоит из серого и белого вещества.

Серое вещество – образуется скоплениями нервных клеток (с начальными отделами отростков, отходящих от их тел). Отдельные ограниченные скопления серого вещества носят названия ядер.



Белое вещество – образуют нервные волокна, покрытые миелиновой оболочкой. Нервные волокна в головном и спинном мозге образуют проводящие пути или тракты.

И.П.Павлов показал, что ЦНС может оказывать 3 рода воздействий на органы:

1. Пусковое, вызывающее либо прекращающее функцию органа.

2. Сосудодвигательное – изменяющее ширину просвета сосудов (регулирует приток к органу крови).

3. Трофическое – повышающее или понижающее обмен веществ (т.е. питание органа).

Благодаря этому происходит следующее: когда к работающей скелетной мышце по двигательным волокнам направляются импульсы, вызывающие ее сокращение, то одновременно по вегетативным волокнам поступают импульсы, расширяющие сосуды и усиливающие обмен веществ, тем самым обеспечивается энергетическая возможность выполнения мышечной работы.

По определению И.М.Сеченова, деятельность нервной системы носит рефлекторный характер.

Рефлек – это ответная реакция организма на раздражение из внешней или внутренней среды, осуществляется при участии центральной нервной системы.

Рефлекторная дуга – это путь, по которому проходит нервный импульс от рецептора до эффектора.

В рефлекторной дуге различают 5 звеньев:

1. Рецептор

2. Чувствительное волокно, проводящее возбуждение к центрам.

3. Нервный центр (происходит переключение возбуждения с чувствительных клеток на двигательные).

4. Двигательное волокно, несущее нервные импульсы на периферию.

5. Действующий орган – мышца или железа.

Любое раздражение воспринимается рецептором, затем трансформируется или кодируется (преобразуется) рецептором в нервный импульс и в таком виде по чувствительным волокнам направляется в ЦНС. В ЦНС эта информация перерабатывается, отбирается и передается на двигательные нервные клетки, которые посылают нервные импульсы к рабочим органам – мышцам, железам и вызывают приспособительный акт – движение или секрецию.

Рефлекс – это приспособительная реакция организма к окружающей среде, а также контроль и регуляция функций внутри организма. В этом его биологическое значение. Рефлекс – является функциональной единицей нервной деятельности.

Вся нервная деятельность складывается из рефлексов различной степени сложности.

И.М. Сеченов писал: «… если выключить все рецепторы, то человек должен заснуть мертвым сном и никогда не проснуться».

В опытах В.С. Галкина собаки, у которых путем операции одновременно были включены зрительные, слуховые и обонятельные рецепторы, спали по 20-23 ч в сутки. Пробуждались они только под влиянием внутренних потребностей или энергичного воздействия на кожные рецепторы.

Рефлекторный принцип нервной деятельности был открыт великим французским философом, физиком и математиком Рене Декартом более 300 лет назад.

Развитие рефлекторная теория получила в трудах русских ученых И.М.Сеченова и И.П.Павлова.

Для осуществления любого рефлекса необходима целостность всех звеньев рефлекторной дуги. Нарушение хотя бы одного из них ведет к исчезновению рефлекса.

Время рефлекса – это время, прошедшее от момента нанесения раздражения до ответа на него.

Время рефлекса слагается:

1. Время, необходимое для возбуждения рецепторов.

2. Время проведения возбуждения по чувствительным волокнам.

3. Время проведения возбуждения по центральной нервной системе.

4. Время проведения возбуждения по двигательным волокнам.

5. Время латентного (скрытого) периода возбуждения рабочего органа.

Большая часть времени уходит на проведение возбуждения через нервные центры – это центральное время рефлекса.

Чем меньше нейронов входит в состав рефлекторной дуги, тем короче время рефлекса, поэтому сухожильные рефлексы более быстрые (19-23 мс.). Наибольшим является время вегетативных рефлексов.

Рецептивное поле рефлекса – это анатомическая область, при раздражении которой вызывается данный рефлекс (например, рефлекс сосания возникает при раздражении губ ребенка).

Нервный центр – это совокупность нервных клеток, расположенных в различных отделах ЦНС, необходимая для осуществления рефлекса и достаточная для его регуляции.

Классификация рефлексов:

1. По биологическому значению

- пищевые;

- оборонительные;

- ориентировочные;

- половые.

2. По роду возникновения:

- экстроцептивные;

- интероцептивные;

- проприоцептивные.

3. В зависимости от рабочего органа:

- двигательные;

- секреторные;

- сосудистые.

4. По месту нахождения главного нервного центра:

- спинальные – напр. мочеиспускание, дефекация;

- бульбарные – кашель, чихание, рвота;

- мезэнцефальные – выпрямление тела, ходьба;

- диэнцефальные – терморегуляторные;

- корковые – условные рефлексы;

5. В зависимости от продолжительности:

- фазные (короткие);

- тонические (длительные) – продолжаются часами, например, стояние.

6. По сложности:

- простые;

- сложные (например, процесс пищеварения – возникают цепные рефлексы).

7. По принципу эффекторной иннервации:

- скелетно-моторные (соматические) – это двигательные акты;

- вегетативные (функции внутренних органов).

8. Безусловные (врожденные) рефлексы; условные (приобретенные) рефлексы.

Нервные клетки, образующие рефлекторные дуги, соединяются между собой посредством контактов – синапсов. В синапсах происходит передача возбуждения от одного нейрона к другому.

Синапсы находятся на теле нервной клетки, на дендритах и у периферических окончаний аксона. На каждом нейроне имеются тысячи синапсов, диаметр каждого из них равен примерно 1 мкм.

Синапс состоит:

1. Синаптическая бляшка.

2. Синаптическая щель.

3. Постсинаптическая мембрана.





Дата добавления: 2014-02-09; просмотров: 1429; Опубликованный материал нарушает авторские права? | Защита персональных данных | ЗАКАЗАТЬ РАБОТУ


Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Увлечёшься девушкой-вырастут хвосты, займёшься учебой-вырастут рога 9688 - | 7618 - или читать все...

Читайте также:

  1. I. Понятие, значение, особенности
  2. Аккредитив — понятие, виды аккредитивов
  3. Акты применения норм права: понятие, признаки и виды. Соотношение нормативно-правовых и правоприменительных актов
  4. АКТЫ ПРИМЕНЕНИЯ ПРАВА: ПОНЯТИЕ, ВИДЫ, ТРЕБОВАНИЯ К ОФОРМЛЕНИЮ
  5. Альтернативное разрешение споров: понятие, история возникновения и развития
  6. Анализ платежеспособности на основе абсолютных показателей ликвидности. Понятие, виды платежеспособности, методы оценки платежеспособности на основе анализа бухгалтерского баланса
  7. Банковская гарантия: понятие, основание возникновения, обязанности гаранта, регрессные требования
  8. Безработица: понятие, виды, последствия
  9. Билет 2. Правовое гос-во: понятие, основные принципы
  10. Билет 57. Толкование права. Понятие, способы, виды, значение
  11. Билет 59. Правонарушение. Понятие, признаки, состав
  12. Билет 6. Соц.нормы: понятие, виды, признаки, хар-ки


 

35.175.191.168 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.


Генерация страницы за: 0.008 сек.