РОЛЬ ПЛАНИРОВАНИЯ И КОНТРОЛЯ В УПРАВЛЕНЧЕСКОМ УЧЕТЕ.
В западных странах вместо терминов «план» и «планирование», как правило, используют термины «бюджет» и «бюджетирование». Указанные термины в последнее время широко используются в отечественной практике и в литературе по управленческому учету. При этом большая часть авторов рассматривают понятия «планирование» и «бюджетирование» как синонимы.
Планирование представляет собой процесс определения плановых показателей деятельности организации на будущий период. Наряду с учетом и контролем планирование является важнейшей функцией управления.
В определении плановых показателей деятельности организации и ее подразделений и служб должны принимать участие все руководители и специалисты (экономисты, финансисты, бухгалтера, юристы, технологи, механики и др.). При этом планирование должно осуществляться синхронно «сверху — вниз» и «снизу — вверх».
В процессе планирования осуществляется координация деятельности всех структурных подразделений организации и ее служб, стимулирование деятельности руководителей всех уровней по достижению намеченных целей, оценка эффективности их деятельности, обуславливаются необходимость обеспечения руководителей и специалистов по планированию необходимой информацией и осуществления контроля за выполнением составленных планов.
|
|
В настоящее время во многих организациях составляются различные планы. Их можно классифицировать по следующим основным признакам:
- длительность планового периода;
- степень обобщения информации;
- механизм использования.
В зависимости от длительности планового периода различают долгосрочные, среднесрочные и краткосрочные планы.
Долгосрочные (перспективные) планы составляются, как правило, на период более 5 лет (обычно на 10, 15 и 20 лет). В этих планах определяют долговременную стратегию организации, включая экономическое, научно-техническое и социальное развитие. В последующем долгосрочные планы детализируются в среднесрочных и краткосрочных планах.
Одним из этапов перспективного планирования является прогнозирование, под которым понимают процесс предвидения, построенный на вероятностном суждении о перспективах развития организации в будущем. При прогнозировании выявляют альтернативные варианты развития организации и обосновывают выбор наиболее приемлемого варианта, В отдельных социально-экономических процессах прогнозирование является самостоятельной функцией управления, например, составление прогнозов социально-экономического развития городов, регионов, страны в целом.
|
|
Среднесрочные планы составляются на период от 1 года до 5 лет,а краткосрочные или текущие — на период до 1 года (на год, полугодие, квартал, месяц, декаду, неделю, сутки). Среднесрочное планирование может совмещаться с текущим путем составления скользящего пятилетнего плана.
В краткосрочных планах осуществляется детальное планирование, а в среднесрочных должны сочетаться долгосрочные цели с текущей ситуацией.
По степени обобщения информации различают общий план (бюджет) и частные планы (бюджеты).
Общий бюджет охватывает всю основную деятельность организации и представляет собой план ее работы, скоординированный по всем подразделениям и функциям.
Общий бюджет состоит из операционного бюджета и финансового бюджета.
Частные бюджеты составляются структурными подразделениями организации или ее функциональными службами (бюджет продаж, бюджет производственной себестоимости, бюджет цеха и т. п.).
По механизму использования различают статический и гибкий бюджеты.
Статический бюджет составляется исходя из конкретного уровня деловой активности организации.
Гибкий бюджет составляется для определенного диапазона деловой активности организации. В нем предусматривается использование нескольких альтернативных вариантов деятельности организации или ее подразделения.
Особое место в системе планирования занимают бизнес-планы. Бизнес-план — это краткая характеристика предстоящего бизнеса. В нем дается обоснование предполагаемого бизнеса и предварительная оценка предполагаемых финансовых результатов. Обычно бизнес-план содержит следующие разделы:
- описание намеченных к производству видов продукции или оказываемых слуг;
- оценка рынков сбыта;
- оценка конкурентоспособности;
- стратегия маркетинга;
- план производства продукции или оказания услуг;
- финансовый план;
- организационная структура организации;
- оценка рисков и страхование;
- стратегия финансирования.