Экономическая мысль Древней Греции

Наибольшую роль в истории экономических учений Древней Греции сыграли произведения известных мыслителей Ксенофонта, Платона и Аристотеля.

«Поскольку греки делают иногда случайные экскурсы в эту область, они обнаруживают такую же гениальность и оригинальность, как и во всех других областях. Исторически их воззрения образуют поэтому теоретические исходные пункты современной науки» (К.Маркс).

Объектом их исследования были такие экономические явления, как обмен, деньги, цена, торговля, прибыль, ссудный процент. Все это отражало характерные черты социально-экономического устройства древнего мира.

Ксенофонт (430-355 г.г.г до н.э.) Работы «Домострой», «О доходах». «Домострой» подготовлена как руководство для ведения рабовладельческого хозяйства. Основные идеи:

- естественным происхождением является разделение труда на умственный и физический, а людей – на свободных и рабов;

- любой товар обладает полезными свойствами (потребительная стоимость) и способом обмениваться на другой товар (меновая стоимость);

- ценность вещи ставилась в зависимость от полезности, а цена непосредственно объяснялась движением спроса и предложения.

Платон (428-347 г.г. до н.э.) – крупный философ и общественный деятель, в то же время в его сочинениях рассматривались и экономические проблемы. Наиболее известна работа – «Политика или государство». Основные положения сводились к следующим:

- ключевая идея идеального общественного устройства – идея справедливости; каждый занимается тем, к чему более приспособлены;

- справедливость - цельная добродетель, объединяющая мудрость, мужество и просветленное (аффектное) состояние и представляющая их равноправие;

- характеристики идеального государства – уничтожение частной собственности, общность жен и детей, государственная регулируемость браков, общественное воспитание детей, которые не должны знать своих родителей.

В идеальном государстве Платона свободные люди делились на три сословия: 1) философов, призванных управлять государством; 2) воинов; 3)землевладельцев, ремесленников и мелких торговцев. Рабы не включились ни в одно из этих условий, они приравнивались как говорящие орудия производства. Философы и воины составляли высшую часть общества.

Платон разработал программу выхода из кризиса рабовладельческого строя и его стабилизации:

- требовал возврата к натуральному хозяйству;

- ликвидации полисной демократии;

- ограничения прав свободного населения.

Наибольший вклад в развитии экономической мысли Древней Греции внес Аристотель (384-322 г.г. до н.э.), он был учеником Платона, воспитателем А.Македонского.

Заслугой Аристотеля является его попытка проникнуть в сущность экономических явлений, положив начало экономическому анализу.

Центральное место в экономической концепции Аристотеля занимает проблема рабства, которое он рассматривал как явление естественное и оно всегда должно быть основой производства.

Основная работа – «Политика», ключевые положения которой следующие:

- обязательное наличие частной собственности;

- все виды деятельности разделены на две группы – экономию – изучение естественных явлений, связанных с производством потребительских стоимостей, в том числе и мелкая торговля, необходимая для удовлетворения потребностей людей; и хремастику – изучение противоестественных, с точки зрения Аристотеля, явлений, связанных с накоплением денег, крупная торговля. Им соответствует два вида богатства: как совокупность потребительных стоимостей и как накопление денег или как совокупность меновых стоимостей.

Первый вид богатства – естественной, так оно возникает в результате производственной деятельности, направлено на удовлетворение потребностей людей и его размеры ограничены этими потребностями.

Второй – противоестественный, так как возникает из обращения, не состоит из предметов непосредственного потребления и размеры его ничем не ограничиваются:

- деньги выступают в роли соизмерителя при обмене, и поэтому их нельзя ссужать (монета не может рождать монету). По Аристотелю, деньги стадии «всеобщим средством обмена» в результате соглашения;

- человек не может жить вне общества и государства, поэтому государство превыше семьи и личности. Граждане должны получать одинаковое воспитание, приучающее их к государственному порядку.

Отметим, что с течением времени термин хремастика не прижился, а под экономикой стали понимать науку о богатстве, обмене и деньгах.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: