Электропривод постоянного тока по схеме «тиристорный преобразователь – двигатель» (ТП-Д)
Цель: изучение характеристик и схемных решений приводов с ДПТ и полупроводниковыми преобразователями.
Приводы по схеме ТП-Д (рисунок 8.1) являются наиболее распространенными регулируемыми приводами постоянного тока.
Уравнения электромеханической (2.4) и механической (2.5) характеристик при питании якоря ДПТ от тиристорного преобразователя (ТП) приобретают вид
; (8.1)
, (8.2)
где RП – эквивалентное сопротивление тиристорного преобразователя.
В результате влияния сопротивления преобразователя, характеристики ЭД в разомкнутой схеме управления становятся менее жесткими, чем естественная характеристика (рисунок 8.2). Однако в современных ТП применяются различного рода обратные связи, стабилизирующие скорость при изменении нагрузки.
Принцип действия ТП основан на том, что в положительный полупериод питающего напряжения тиристор, подобно ключу, открывается и подает напряжение к двигателю только часть этого полупериода (рисунок 8.3). При этом среднее выпрямленное напряжение на нагрузке UСР определяется углом задержки отпирания вентиля α, называемым углом управления.
|
|
Пример схемы ТП (трехфазная нулевая реверсивная) приведен на рисунке 8.4. Для m – фазного управляемого выпрямителя при непрерывном токе
(8.3)
Таким образом, в (8.1), (8.2) , где Ud0 максимальное выпрямленное напряжение ТП определяется схемой выпрямления и величиной подводимого к схеме напряжения (вторичного фазного напряжения питающего трансформатора):
Ud0 = kСХU2Ф. (8.4)
Коэффициент схемы равен 2.34 для мостовой схемы и 1.17 – для нулевой схемы выпрямления.
Эквивалентное внутреннее сопротивление преобразователя
RП=RТ+п×RдТ+Rк. (8.5)
Для мостовых схем RТ вдвое больше (сопротивление двух фазных обмоток трансформатора). Значение коммутационного сопротивления
, (8.6)
где m - число фаз (для мостовых схем m=6).
Величина п указывает число последовательно соединенных тиристоров (для мостовых схем удвоенное).
При анализе статических свойств ТП его структурную схему удобно представить в виде двух последовательно включенных звеньев (рисунок 9): системы импульсно-фазового управления (СИФУ) и собственно тиристорного преобразователя (силового блока). Входным сигналом СИФУ является напряжение управления Uу, которое преобразуется в угол регулирования тиристоров α и определяет среднее значение выпрямленного напряжения Udна выходе силового блока.
Коэффициент передачи СИФУ представляет собой отношение приращения угла регулирования к приращению напряжения управления.
|
|
. (8.7)
Коэффициент передачи собственно тиристорного преобразователя есть отношение приращения среднего значения выпрямленного напряжения к приращению угла регулирования тиристоров
. (8.8)
Общий коэффициент усиления зависимого инвертора представляет собой отношение приращения среднего значения выпрямленного напряжения к приращению напряжения управления
(8.9)
и в соответствии со структурной схемой
. (8.10)
В преобразователях используются СИФУ с линейными или так называемыми арккосинусоидальными характеристиками (рисунок 8.6). Во втором случае получаем линейную в пределах рабочего диапазона зависимость Ed = f(Uy).