Классификация логистического обслуживания в торговле
Классификация логистического сервиса в торговой логистике
Сущность и содержание услуг логистической инфраструктуры
Предпринимательская деятельность реально конкретизируется в двух основных формах—вещи и услуги. Производственные услуги играют важную роль в функционировании предприятия, а доля персонала, занятого производственными услугами, достигает в некоторых отраслях 50% персонала, занятого непосредственно на производстве. В то же время одной из глобальных тенденций в современной экономике явился феноменальный рост предоставляемых услуг и формирования маркетинговой концепции «сервизации».6
По данным государственных статистических органов развитых индустриальных стран доля услуг в валовом национальном продукте уже сейчас составляет от 2/3 до 3/4. В США количество работающих в сфере услуг достигло 77% от общего числа занятых, и эта сфера, согласно прогнозам, должна дать в ближайшие десять лет 90% всех новых рабочих мест. В сфере услуг возрастает роль финансового и делового обслуживания (лизинг, франчайзинг), а также новой
|
|
динамичной области, связанной с производством, хранением, продвижение продукции и распространением информации. Предоставление франшизы, предполагающее активное участие предпринимателя-оператора, является популярным способом финансирования расширения сервисной сети и обеспечивает последовательную реализацию выбранной концепции обслуживания. Важное значение приобретает сегодня лизинг. Лизинговые компании и компании по прокату часто представляют собой гибридные образования из предприятия-изготовителя и сервисного предприятия. Как свидетельствует отечественная практика и опыт Германии развитие лизинга существенно влияет на характер и эффективность инвестиционных процессов. Так, во всех инвестициях в оборудование доля оборудования, поставляемого по лизингу, возросла за последние пять лет с 16,6 до 18,2%. Статистика также свидетельствует, что продукция, передаваемая в лизинг ее непосредственными производителями, ежегодно увеличивается в среднем на 6%.
Рост объемов производственных услуг обусловлен превращением НИОКР, дизайна, рекламы, маркетинга, системы технологической подготовки продукции и ее распределения в основные производственные процессы; изменениями в навыках, технике и организации производства, связанными с инновационным процессом; необходимостью использовать специализированные службы для развития функций обработки данных, дизайна, НИОКР, оценки потенциала финансовых рынков, создания сети связей с партнерами и управления внешними связями, прогнозирования развития законодательства собственной и зарубежных стран и т. д.
|
|
В современных условиях любая фирма, стремящаяся приспособиться к меняющейся экономической ситуации, завоевать новые рынки, создавать новую продукцию, должна пользоваться услугами специалистов разного профиля. При этом она может создать собственные службы или обратиться к внешним организациям. В последние десятилетия наблюдается быстрый рост объема внешних производственных услуг. Так, в США в настоящее время на них приходится примерно 30% ВНП, в Европе — около 20% ВНП. Современная реальность поставила и другой вопрос, а именно — учет природы услуг на основе выделения их классификационных признаков. К числу первых попыток классификации услуг в маркетинге, идеи которых получили свое дальнейшее развитие, следует отнести работы В.Стен-тона и К.Джадда, опубликованные в 19647 году. Стентон дифференцирует услуги, оказываемые на коммерческой основе, на 10 групп, включающих: услуги по предоставлению жилья; обслуживание семей (ремонт жилища, уход за ландшафтом, уборка жилых помещений и др.); отдых и развлечения; индивидуальное санитарно-гигиеническое обслуживание (стирка, сухая чистка, косметические услуги и др.); медицинские и другие услуги здравоохранения; частное образование; услуги в области бизнеса и другие профессиональные услуги (правовые, бухгалтерские, консультационные и др.); страховые и финансовые услуги; транспортные услуги; услуги в области коммуникаций.
Выделение профессиональных услуг, включавших в себя всю разновидность разноотраслевых услуг и послужила в дальнейшем основой для одного из фундаментальных признаков классификации услуг в маркетинге, а именно: их деления на профессиональные (professional) и непрофессиональные (nonprofessional).
В свою очередь, К.Джадд предложил схему классификации услуг, выделив три принципиальные группы: услуги, связанные с физическими товарами, которыми клиент владеет и которые использует, но не на правах собственника; услуги, связанные с физическими товарами, являющимися собственностью клиента; услуги, не связанные с физическими товарами. Выявление характера связей услуг с физическими товарами, несомненно явилась прообразом, для целого ряда признаков, которые сегодня применяются в различных схемах классификаций услуг. В1966 году, Д. Рат-мелл8 опубликовал результаты исследований по структуре различных продуктовых предложений с выделением удельного веса физического и сервисного компонентов в их составе. При этом за основу первичной группировки услуг был принят перечень В.Стентона. На основе полученных результатов Д. Ратмелл расположил проанализированные продуктовые предложения вдоль горизонтальной оси по мере увеличения в их составе удельного веса сервисного компонента, что явилось наглядной иллюстрацией описы огго ваемого признака классификации услуг. В 1974 г. им же было предложено классифицировать услуги по типам продавцов и покупателей, по мотивам и практике совершения покупок, а также по степени их регулирования.9
Базируясь на работах предшественников, Г.Шостак (1977), Р.Сассер, Р.Олсен и М.Викофф (1978)10 развивают содержание сооотношения физических товаров и услуг в составе продуктовых предложений, называя последние продуктовыми пакетами. Г.Шостак вводит спектральную шкалу услуг с выделением осязаемой (tangible) и неосязаемой (intangible) доминанты, а также предлагает молекулярную модель, описывающую состав и взаимосвязи осязаемых и неосязаемых элементов услуги.
В 1978 году Т.Хилл отмечает различие между услугами с воздействием на людей или на физические предметы и между индивидуальными и коллективными услугами. Кроме того, проводится дифференциация между эффектами, вызываемыми оказанием услуг, а именно между: постоянными и временными, обратимыми и необратимыми, физическими и ментальными.
|
|
В том же году Р.Чейз предлагает классифицировать услуги по степени возникающего контакта сервисной организации с клиентами по критерию: высокий — низкий, а Д.Томас — вводит дифференциацию услуг в зависимости от того, базируется ли предоставление услуги на труде человека или на использовании оборудования. Согласно гипотезе им выделены две, наиболее общие, группы услуг: базирующиеся на использовании человеческого труда базирующиеся на использовании техники. В свою очередь первая группа услуг включает: услуги, выполняемые неквалифицированным персоналом; услуги, выполняемые квалифицированным персоналом; услуги профессиональных работников. Вторая группа услуг подразделяется на автоматизированные, выполняемые как с помощью относительно неквалифицированных операторов, так и выполняемые с помощью квалифицированных операторов.
Аналогичный подход был заложен и отечественными исследователями при разработке классификации известной под абревиатурой НИИМС-ИРАП11. Согласно этой классификации все услуги были разделены на две группы: материальные и нематериальные с последующей дифференциацией внутри этих групп. В 1979-1980 годах, автором, при разработке методической базы услугЧ^была предложена другая классификация услуг сферы обращения для промышленно-хозяйственных структур народного хозяйства, которая базировалась на классифиации услуг по трем направлениям деятельности: межотраслевом (услуги организационые и экономические); внутриотраслевые (производственно-технологические, загото-вительно-производственные, организационно-комерчес-кие); внутрипроизводственные.
В 1980 году Ф.Котлер синтезирует работы предшественников, выделяя при этом различия в целях деятельности сервисных организаций, а Лавлок13 проводит различие услуг по базовым характеристикам спроса, содержанию и благам, процедурам поставки.
|
|
Обобщая теоретические подходы в классификации услуг следует отметить наиболее существенные, на наш взгляд, положения. Первым и наиболее важным классификационным признаком инфраструктуры общественного производства является осуществление ее деятельности в форме услуг, которые могут быть как материальными, так и нематериальными — чистыми, т. е. услуги, воплощающиеся в материальных благах и услуги, воплощаемые в человеке. Разграничение услуг на материальные и нематериальные имеет прямое отношение к вопросу о границах материального производства, который на протяжении многих лет продолжает оставаться дискуссионным.
Нам представляется, что процесс труда по оказанию материальных услуг выступает как своеобразный процесс производства материальных благ, который необходимо подразделить по своему функциональному назначению в общественном воспроизводстве на два вида.
Во-первых, в виде инфраструктуры материального производства, т.е. процесса труда, являющегося общим условием общественного процесса производства. Здесь продукт инфраструктуры выступает в форме полезного действия — работы, неразрывно связанного с процессом производства. Этот полезный эффект можно потреблять лишь во время процесса производства, так как он входит составляющей общего технологического процесса производства материальных благ. Во-вторых, в сфере обслуживания (сервис, служба быта и др.)» т.е. процесса труда по восстановлению потребительских свойств уже созданных материальных благ.
Следовательно, услуга является самостоятельной экономической формой проявления труда и имеет особую потребительную стоимость. Специфика потребительной стоимости услуги определяется спецификой конкретного труда, оказываемого услугой. Методологической основой для правильного понимания услуги и специфики труда, ее производящего, является рассмотрение услуги с позиции деятельности и ее результата. Особенность результата услуги определяется как свойствами конкретного труда ее предоставляющего, так и объектом труда. Оба эти момента необходимо учитывать при анализе услуг и их классификации.
Производительная деятельность в сфере услуг, также как и в любой другой сфере, направлена на определенный предмет труда, который так или иначе видоизменяется в результате этой деятельности. Однако особенностью труда, создающего услуги является то, что он выступает одновременно в двух экономических функциях — как созидающая деятельность и своеобразная форма продукта. Первая функция присуща всем без исключения видам человеческого труда, вторая — лишь труду в обслуживании, что и предопределяет деление услуг на материальные и нематериальные.
К материальным относятся услуги, требующие для своего осуществления прямых энергетических и материальных затрат или условий, адекватных количеству, объему и качеству этих услуг, например, погрузка, выгрузка, транспортировка, передача, перевалка, хранение, упаковка, маркировка и т.д. К нематериальным относятся такие услуги, общественная полезность которых неадекватна затрачиваемым средствам, например, услуги управления, науки, культуры, образования, здравоохранения, правопорядка, идеологии, обороны и т.д.
Признаком услуг инфраструктуры является их утилитарность, т.е. способность и свойство служить средством или условием для осуществления другой деятельности,
которая выступает по отношению к услугам инфраструктуры в качестве цели и способствует достижению последней. Из этого положения вытекают два важных вывода:
1) инфраструктура не может существовать сама по себе без
своего объекта обслуживания, в качестве которого должна
обязательно выступать какая-либо другая деятельность
(производственная, социальная или институциональная);
2) между инфраструктурой и объектом ее обслуживания
всегда должна существовать причинно-следственная связь, которая позволяла бы определять характер и измерять влияние инфраструктуры на обслуживаемый объект — в данном случае процесс оптового товародвижения. Следовательно, для определения степени утилитарности той или иной группы услуг с целью отнесения их к инфраструктурной деятельности следует решить вопрос: необходимы ли услуги этого вида для нормальной или более эффективной деятельности какого-либо объекта, или нет? Если вопрос решается положительно, то указанные услуги относятся к инфраструктурной деятельности и требуют наличия количественного измерителя своего воздействия на обслуживаемый объект.
Многообразие услуг позволяет объединить их в групщы и подгруппы со сходными характерными особенностями. Классификация логистического сервиса упорядочивает данное многообразие видов и форм обслуживания, что позволяет осуществлять целенаправленное и эффективное управление логистическим сервисом на макро- и микроуровне, в пределах макро— и микрологистических систем торговли.14
1. По временному параметру, особенности услуг, оказываемых в предпродажный и послепродажный период, а так же в процессе продажи товаров, могут классифицироваться на: предпродажный сервис, к которому относятся услуги, связанные с подготовкой процесса продажи/поставки, мотивирующие коммерческий интерес со стороны потребителя/покупателя к продукции. Они включают: консультации потребителя относительно особен достей транспортировки, хранения, использования продукции, расфасовку, упаковку, затаривание, консервацию, маркировку, хранение, доставку в места продажи, устранение дефектов, возникших в процессе погрузочно-разгрузочных и транспортных операций с товаром до момента продажи, монтаж. Кроме этого, к предпродажным услугам относят демонстрацию
(в некоторых случаях — пробное использование продукции) непосредственно у потенциального потребителя.
Сервис в процессе продажи/поставки зависит от соответствующих условий договорных обязательств контрагентов коммерческой сделки по оказанию логистических услуг определенного качества и количества. К послепродажному логистическому обслуживанию относят услуги: по обеспечению безотказной эксплуатации проданной/поставленной продукции, в том числе консультации по управлению запасами; подготовку, переподготовку персонала; монтаж/демонтаж и др. По сути логистические услуги, оказываемые, в послепродажный период, создают условия для непрерывности процесса продажи/поставки, увеличивая взаимозависимость участников торгово-логистических операций.
Таблица 13
Классификационный Классификационная признак группировка 1. По времени Предпродажный Сервис в процессе продажи Послепродажный 2. По форме оплаты Платный (дополнительный) Бесплатный (вмененный) 3. По содержанию работ Материальный Нематериальный 4. По направленности услуг Прямой Косвенный 5. По степени адаптивности Стандартизированный Индивидуальный 6. По формам организации Собственными силами торговца С привлечением третьей стороны По принципу самообслуживания 7. По масштабу Локальный Региональный Национальный Международный |
2. В зависимости от формы оплаты, логистический
сервис делится на платный (дополнительный) и бесплатный
(вмененный) весьма условно и формально. Бесплатный (вме
ненный) сервис— это комплекс услуг, учтенных при каль
куляции издержек обращения, стоимость которых входит
в цену поставки. К бесплатному сервису обычно относят
предпродажное логистическое обслуживание, в зависимос
ти от условий договора купли-продажи/поставки частич
но или в полном объеме логистические услуги, оказывае
мые в процессе продажи/поставки и гарантийный период
послепродажного обслуживания. Платный (дополнитель
ный) логистический сервис — это совокупность услуг, оп
лату за которые потребитель осуществляет по отдельно вы
ставленному счету. В платное (дополнительное) обслужи
вание включают послегарантийные услуги и часть услуг,
выполняемых в процессе реализации/поставки продукции,
если это предусмотрено соглашениями.
3. По содержанию работ, логистический сервис можно
классифицировать на материальный и нематериальный. К
логистическим услугам материального характера относят
услуги.направленные на потоки ТМЦ, их материальную суб
станцию. При этом целью материальных услуг может яв
ляться как физическое преобразование параметров товаро-
потоков, дабы технологически приспособить их к по
требностям пользователей, так и сохранение неизменного
состава и структуры последнего, (например, хранение). К
нематериальному, относят услуги, в основном связанные с
функциями управления (например, консультации в области
управления запасами, транспортными средствами, диспетче
ризация потоков, разработка и реализация индивидуальных
схем оплаты за поставку товаров, и т.п.) Статистика свиде
тельствует об увеличении доли нематериальных, интеллек
туальных услуг в общем объеме логистического обслужива
ния. Поэтому разраоотка интеллектуальных продуктов (ори
гинальных нематериальных логистических услуг) может
рассматриваться как стратегическое направление развития
субъектов торговой логистики.
4. По направленности услуг выделяют прямой и кос
венный логистический сервис. Прямой логистический сервис
объединяет услуги, целевое назначение которых предопределено непосредственно предметом торговой сделки и направлено на материальный продукт и пользователя. Косвенный сервис обычно направлен не на объект торговой сделки, а на создание благоприятных условий, обеспечивающих долгосрочное взаимовыгодное коммерческое сотрудничество. Логистический сервис может быть организован непосредственно субъектом купли-продажи/поставки, а также с привлечением сторонней организации.
5. По степени адаптивности к потребностям конкрет
ного клиента логистический сервис разделяют на стандар
тизированный и индивидуальный. Стандартизированный
сервис включает в себя пакет услуг, потребность в которых
наиболее часто испытывают клиенты. Стандартизирован
ный логистический сервис — это всегда в некоторой степе
ни абстракция от конкретного пользователя, его потребно
стей. Существенным преимуществом стандартизированного
логистического обслуживания, по сравнению с индивидуаль
ным, являются относительно низкие издержки его органи
зации. Применение стандартизированного логистического
обслуживания целесообразно в случаях, когда услуги ока
зываются значительному количеству фирм с небольшим
по величине объемом деловых операций, с низкой часто
той и стоимостью возникающих у них потребностей. Ин
дивидуальный логистический сервис в своем роде всегда
оригинален. Логистические услуги, входящие в пакет ин
дивидуального обслуживания, опираются на специфику
потребностей клиентов. Индивидуальное обслуживание
требует, с одной стороны, глубоких знаний клиента, его про
блем, с другой стороны, оптимальных способов удовлетво
рения его потребностей что, безусловно предполагает нали
чие гибких технологий обслуживания, соответствующего
оборудования и персонала.
6. По форме организации логистический сервис клас
сифицируют на сервис, реализуемый собственными сила
ми, с привлечением третьей стороны и организованный по
принципу самообслуживания. Логистический сервис в рам
ках логистической цепи считается децентрализованным,
если логистическое обслуживание организовано отдельными
звеньями цепи и самостоятельно и обособленно, собствен
ными силами и/или с привлечением сторонней специализированной организации. На макроуровне в управляемых логистических цепях оказание логистических услуг исключительно силами функционально специализированного посредника может быть квалифицированно как централизованный логистический сервис. Когда потребитель от своего имени и за свой счет организует логистическое обслуживание — данную форму организации логистического сервиса классифицируют как самообслуживание.
7. По масштабу логистический сервис (в зависимости от форм торговой деятельности: внутренней и международной) классифицируется: на локальный, региональный, национальный и международный. Особенности логистического обслуживания, оказываемого отечественным (локальный, региональный, национальный логистический сервис) и зарубежным (международный логистический сервис) потребителям, обусловлены спецификой внутреннего и международного рынка логистических услуг, законодательной базой, регламентирующей порядок организации и реализации соответствующей предпринимательской деятельности.
Конкурентоспособный потенциал торговых посредников все в большей мере определяет качество и количество услуг, совокупность которых при определенных условиях, определяются как логистический сервис15, рассмотрим их взгляды на эту проблему более подробно.
Соперничество между торговыми посредниками все более распространяется в плоскость оказываемых услуг при тождественности поставляемых материальных продуктов, удовлетворяющих нужды потребителей. В связи с чем, рост удельного веса нематериальной составляющей в полной стоимости товара во многом предопределил развитие понятия «сервис».
Логистический сервис в системе торгового посредничества — есть комплекс логистических операций, обеспечивающих наиболее полное удовлетворение потребностей клиентов фирмы в процессе управления товарными, фи-
К основным принципам логистического сервиса в торговле предлагаем отнести следующие:
Обязательность предложения. Этот принцип можно определить как минимально допустимый уровень логистического обслуживания, определяемый интенсивностью конкуренции на рынке, и должен являться составным элементом политики предложения торгового посредника. Определение оптимального уровня, пороговых величин логистического обслуживания представляет весьма трудоемкую задачу, решаемую субъектами торговой логистики, исходя из принятой стратегии развития:
Свободный выбор потребителем формы и уровня логистического обслуживания. Обязательность предложения вовсе не предполагает обязательность потребления услуг. Несмотря на это, торговый посредник несет издержки по созданию и содержанию инфраструктуры логистического обслуживания. Потребитель услуг всегда имеет право, по крайней мере, в условиях рынка потребителя, отказаться от логистического сервиса торгового посредника. При этом стоимость поставки должна быть уменьшена на сумму стоимости пакета логистических услуг. В общем случае стоимость обслуживания включает:
ническая адекватность сервиса означает соответствие технологии, методов, средств и инструментов логистического обслуживания, а также уровня соответствующей профессиональной подготовки персонала, оказывающего логистические услуги, техническим требованиям перерабатываемых товаропотоков. К примеру, используемая транспортная тара, должна быть адекватна техническим (экономическим, экологическим и др.) характеристикам перевозимого в ней товара, а также применяемым погрузочно-разгрузочным механизмам, устройствам, и транспортным средствам, осуществляющим непосредственную доставку в места складирования, хранения и/или потребления:
Информативность сервиса. Создание банков данных, анализ и интерпретация информации, собранной в процессе логистического обслуживания, позволяют прогнозировать и моделировать поведение потребителей/покупателей, их реакцию на конкретные маркетинговые мероприятия торгового посредника. Эта информация является основой для определения конкурентоспособной стратегии развития торговой фирмы, а также ее коррекции в процессе изменения внешней среды.
Адекватность ценовой политики в сфере логистического сервиса внутренним и внешним неременным торговой деятельности. Субъекты торговой логистики формируют стоимость услуг, определяя приоритетные цели логистического обслуживания, реализующиеся в ценообразовании. Эффективным во взаимоотношениях между участниками логистического сервиса может стать открытая, «прозрачная» ценовая политика торговых посредников, предполагающая доступ потребителей к калькуляции стоимости обслуживания, их участие в процессе ценообразования посредника:
Соответствие продаваемых товаров сервису. Многообразие форм организации логистического обслуживания, (например, самообслуживание), допускает продажу/поставку товара без соответствующего пакета сопровождающих его услуг. Однако, когда на рынок продвигается товар — новинка без соответствующего логистического обслуживания (товар — технически сложный, предполагающий наличие соответствующих инженерных знаний у потребителей), реакция покупателей скорее всего будет негативной, даже в случае адекватности товара-замысла, товара в реальном исполнении нуждам и потребностям пользователей.