Процессу, при термотропном процессе наступает максимум температуры.
Точки максимумов давлений и температур при осуществлении термотропного процесса имеют место также и при промежуточных состояниях процесса.
Рис. 5. Схема индикаторной диаграммы расчётного термодинамического цикла. |
Цикл отличается от традиционного цикла смешанного типа тем, что процессы сжатия a – d и расширения f – b (рис.5) описываются уравнениями однонаправленных (т.е. протекающих только при сжатии или только при расширении) термотроп. Процесс подвода теплоты (сгорания) d - с – f осуществляется по совмещённому термотропному процессу «сжатие – расширение» [3]. Масса рабочего тела - постоянна.
Применительно к циклу ДВС суммарная удельная теплота от сгорания топлива, отнесённая к объёму Vc, равна
, (18)
где - низшая теплота сгорания топлива, ε – степень сжатия, pa и - давление и температура в точке а, - универсальная газовая постоянная, α- коэффициент избытка воздуха, - теоретически необходимое количество воздуха в киломолях для сгорания 1 кг топлива, - коэффициент остаточных газов.
|
|
Термический к.п.д. такого цикла равен
. (19)
Максимальное значение термического к.п.д. определяется решением неявного уравнения при объёме
. (20)
Однако, этот объём может задаваться и из соображений токсичности. В целях снижения токсичности у дизелей объём рекомендуется в пределах 1,00 – 1,07.
Таблица 1
Значения исходных параметров для процесса сжатия при применении формул (6 – 10) |
, , , , где - относительная теплоотдача в стенки при сжатии, , kc = 1.36 – 1.38. |
Исходные данные и номера формул, необходимые для расчёта процессов сгорания, и расширения берутся из таб. 2. Параметрам, общим для обоих участков процесса сгорания, присваивается индекс «г».
Таблица 2
Значения исходных параметров для процессов сгорания и расширения по соответствующим расчётным формулам, |
Сгорание, формулы (15 – 17) |
, , - относительная теплоотдача в стенки при сгорании, , (4 – 8 для дизелей и 3-5 для бензиновых), kr = 1.32 – 1.34 – для сгорания и расширения. |
Расширение, формулы (9 - 13) |
, , , , , , - относительная теплоотдача в стенки при расширении, mр = 1.2-1.6,. |
Примечания: - в таблице обозначены: и- доли теплоты от сгорания топлива, выделившиеся, соответственно, в процессах сгорания ирасширения, - неполнота сгорания; - сумма теплопотерь стенки должна составлять для дизелей 0,18 – 0,22, а для бензиновых ДВС 0,25 – 0,35. |
Определение средней скоростей нарастания давления так же, как и при обработке индикаторной диаграммы реального двигателя, проводится по общепринятой формуле
, (21)
где - градусы п.к.в.
Максимальная скорость нарастания давления получается при уменьшении разности углов в знаменателе правой части (12) до 2 - 4 градусов п.к.в., т.е. при замене , , , и , соответственно, на , , , и .
|
|
Среднее давление цикла равно
. (22)
Здесь .
К.п.д. соответственного цикла Карно, относительно которого производится оценка совершенства термотропного цикла, находится по формуле
, (23)
а внутренний (индикаторный) к.п.д.
. (24)
Относительная погрешность расчётов оценивается с помощью уравнения относительного теплового баланса
, (25)
где теплота, отведенная с отработавшими газами, равна
, (26)
tb и ta – температуры в точках b и a, 0 С, - средние мольные теплоёмкости для температур в соответствующих точках, кДж/(кмоль град) – по прилагаемым таблицам.
Пример расчёта. Расчёт проводился для тракторного дизеля Д – 120Т с наддувом.
Краткая техническая характеристика дизеля: 2 ЧН 10,5/12, мощность и частота вращения – 30 кВт при 2000 об/мин, рабочий объём – 2,08 дм3, степень сжатия – 16,5.
Исходные данные:
- выбранные по статистическим данным: = 0,90, qнс = 0,01, = -0,005, = 0,09, = 0,08.;
- полученные по результатам испытаний и обработки реальной индикаторной диаграммы: = 1.74, = 0.04, = 1,04,
pa = 0.143 МПа, Ta =362 K, vd = 1.074, vpmax = 1.074, vTmax = 1.59, vf = 8.03, (dp/dφ)max = 0.39 МПа/град п.к.в, Pmax=10.1 МПа, Тmax=1880 K, pi = 1.08 МПа,
mc = 0,5, mг=5, mp = 1,5.
Результаты расчётов: (dp/dφ)max = 0.41 МПа/град п.к.в, pmax=10.2 МПа, Тmax=1920 K, pi = 1.07 МПа.
На рис. 6 представлены кривые давлений и температур реальной (выделенные линии) и расчётной индикаторной диаграммы, подтверждающие их удовлетворительное совпадение
Рис. 6. Индикаторные диаграммы реального цикла дизеля Д120Т с наддувом (выделенные линии) и расчётного цикла |
Действительные циклы двигателей, рассматриваемые в курсе теории рабочих процессов ДВС по модели Гриневецкого - Мазинга, отличается от рассмотренного цикла зависимостью коэффициента k от температуры, а также изменением количества рабочего тела. Для дальнейшего приближения расчётных параметров к реальным на кафедре ДВС ВлГУ разработана математическая модель расчётного цикла, учитывающая зависимость коэффициента адибаты k от температуры, а также влияние тепловых потерь и изменение состава рабочего тела. Влияние этих факторов на параметры газа и показатели цикла незначительно, но применяемые для их учёта зависимости несколько усложняют расчёты.
Заключение. Преимущества предложенной модели теоретического цикла по сравнению с моделью Гриневецкого - Мазинга очевидны:
- модель цикла математически достаточно проста и обеспечивает существенно лучшее по сравнению со смешанным циклом приближение к реальному циклу;
- модель позволяет изучать влияние основных определяющих факторов на показатели цикла средствами математического анализа (например, , m и др.) на протекание параметров газа и показатели цикла.
Источник: М.С. Столбов, В.В. Эфрос, А.Н. Гоц (Россия, Владимир, Владими р ский государственный университет) . Р асчётный цикл двигателя внутреннего сг о рания // Сб. докладов на XII научно – технич . конф . с междунар . участием «Транспорт, экология – устойчивое ра з витие» 18 – 20 мая 2006. Варна, Изд. « Эковарна », 2006, С. 172 – 177. - ISBN – 954 – 20 – 00030.