Задача выбора поставщика
Задача выбора поставщика решается посредством следующих действий (шагов).
Поиск потенциальных поставщиков. При этом могут быть использованы следующие методы:
· объявление конкурса;
· изучение рекламы (фирменные каталоги, объявления в СМИ и т.п.);
· посещение выставок и ярмарок;
· переписка и личные контакты с поставщиками.
В результате перечисленных мероприятий формируется список потенциальных поставщиков, который постоянно обновляется и дополняется.
Анализ потенциальных поставщиков. Составленный перечень поставщиков анализируется по ряду критериев. Наиболее часто это цена и качество поставляемой продукции, надежность поставок (выполнение обязательств по срокам, ассортименту, качеству и количеству поставляемой продукции). Другими критериями могут быть:
· удаленность поставщика от потребителя;
· сроки получения текущих и экстренных заказов;
· наличие резервных мощностей;
· организация управления качеством у поставщика;
|
|
· психологический климат у поставщика (в плане возможности забастовок);
· способность доставки запасных частей в течение всего срока службы поставляемого оборудования;
· финансовое положение поставщика, его кредитоспособность и т.д.
В результате анализа формулируется перечень конкретных поставщиков, с которыми начинается работа по заключению договоров.
Оценка результатов работы с поставщиками. На выбор поставщика существенное влияние оказывают результаты работы по уже заключенным договорам. Для этого разрабатывается специальная шкала оценок, позволяющая рассчитать рейтинг поставщика. Но прежде, чем рассчитать рейтинг поставщика, обычно производят дифференциацию товара (ресурса), так как для разных товаров критерии поставок могут различаться. В качестве критериев могут выступать надежность, качество поставок, цены, условия оплаты, удаленность поставщика и др.
Например, предприятию необходимо закупить товар А, дефицит которого недопустим. Поэтому приоритетным будет критерий надежности поставки. Другие критерии располагаются по мере убывания их значимости. Степень значимости критерия (в %, долях) устанавливается экспертным путем работниками службы закупок (табл. 5-1).
Таблица 6 – Определение рейтинга поставщика
Критерий | Удельный вес критерия* | Оценка критерия по 10-балльной системе | Произведение уд.веса на оценку критерия |
1. Надежность поставки | 0,30 | 2,1 | |
2. Цена | 0,25 | 1,5 | |
3. Качество товара | 0,5 | 1,2 | |
4. Условия платежа | 0,5 | 0,6 | |
5. Возможность внеплановых поставок | 0,10 | 0,7 | |
6. Финансовое состояние поставщика | 0,05 | 0,2 | |
ИТОГО: | 1,00 | 6,3 |
При установлении хозяйственных связей с поставщиком, предприятие подвергается определенному риску. В случае несостоятельности или недобросовестности поставщика предприятие может понести потери. Возмещение понесенных убытков наталкивается, как правило, на определенные трудности. Поэтому предприятия изыскивают различные возможности по выявлению ненадежных поставщиков. Например, прибегают к услугам специализированных агентств, готовящих справки о поставщиках, в том числе и с использованием неформальных каналов. Отечественные предприятия при выборе поставщика полагаются преимущественно на собственную информацию. На предприятии, как правило, составляется список хорошо зарекомендовавших себя поставщиков. Утверждение договоров с ними, разрешение предоплаты осуществляется по упрощенной схеме. Если же намечается договор с поставщиком, не входящим в данный список, то процедура заключение договора усложняется проведением необходимых мероприятий, обеспечивающих безопасность финансовых и других интересов предприятия.
|
|
Логистические отношения характеризуются стремлением сторон образовывать долгосрочные объединения и партнерства. Это неизбежно заставляет организации взаимодействовать с единственными поставщиками как по каждому необходимому им материалу, так и по ассортименту различных материалов. Некоторые организации считают, что взаимодействие с этим единственным источником (single sourcing) делает их более уязвимыми и зависимыми от показателей работы одной компании и что у них возникнут серьезные проблемы, если у этой компании будут сбои в работе. Если единственный поставщик важного компонента сталкивается с финансовыми проблемами, организация может, хотя и не совершила никаких ошибок, прекратить производство. Чтобы избежать этого, некоторые организации выбирают политику закупок одного и того же материала у нескольких конкурирующих друг с другом поставщиков. Для этого они могут воспользоваться некоторыми практическими правилами: «никогда не выбирайте производителя, получающего больше 20% общих поступлений, никогда не позволяйте заказчику получать от вас более 50% общих ресурсов». В каждом случае выбор варианта зависит от конкретной ситуации. Однако мы можем перечислить некоторые плюсы каждого варианта.
Преимущества единственного источника:
· более прочные взаимоотношения между поставщиками и заказчиками, часто формализуемые в виде объединений или партнерств;
· сильная вовлеченность всех сторон и стремление добиться прочных взаимоотношений;
· экономия на масштабах и ценовые скидки при размещении крупных заказов;
· более легкие коммуникации, более простые административные функции и процедуры для регулярно размещаемых заказов;
· меньший диапазон отклонений в характеристиках материалов и их поставках;
· легкость обеспечения конфиденциальности требований, условий и других подобных характеристик.
Преимущества нескольких источников материалов:
· конкуренция между поставщиками, приводящая к снижению цен;
· снижение вероятности сбоев в работе с поставщиками, oneративное устранение возникающих проблем заменой поставщиков;
· более легкое удовлетворение меняющегося спроса;
· обеспечение доступа к большему объему информации;
· большая вероятность поощрения инноваций и усовершенствований;
· возможность полагаться не на одну внешнюю организацию.
Если организации хотят избежать проблем, они обычно взаимодействуют с несколькими поставщиками. Другой способ добиться этого — прибегнуть к форвардным закупкам -заключение контрактов на доставку материалов в установленное время в будущем. Обе эти возможности обеспечивают получение двух преимуществ. Во-первых, они гарантируют наличие материалов в течение какого-то времени в будущем и минимизируют влияние сбоев в поставках. Особенно важно это для предприятий активизирующих работу в определенные сезоны. Во-вторых, цена на материалы фиксирована, что позволяет избежать негативного влияния будущего роста цен или возникновения неопределенной ситуации. Разумеется, в этом случае ситуация может развиваться и в другом направлении, т.е. не так, как предусматривала компания. Компания, подписывающая долгосрочный контракт, может прекратить заниматься этим бизнесом, ее склад может сгореть, однако вероятность подобного развития событий невелика. Возможно, организации безопаснее всего хранить запасы необходимых материалов у себя, однако это приводит к более высоким затратам; заключение контракта на будущие поставки снижает эти затраты, но риск устраняет не сильно (кроме того, организация может заключить неудачное для себя соглашение, так как цены на отдельные материалы порой снижаются).
|
|
При логистической организации ресурсы (материалы, товары) нередко подаются к местам потребления в соответствии с системой «точно в срок». Отношения между поставщиком и покупателем в таком случае должны строиться на долгосрочных контрактах и носить длительный устойчивый характер. Это позволяет достичь согласованности в планировании, необходимого уровня технико-технологической сопряженности, находить экономические компромиссы.
Система «точно в срок» позволяет работать с гораздо более низким запасом, чем в условиях традиционного снабжения. Поэтому ко всем участникам процесса товародвижения предъявляются повышенные требования, особенно это касается транспортников. Предпочтение отдается тому перевозчику, кто в состоянии гарантировать надежность соблюдения сроков доставки. Внедрение этой системы требует значительных усилий. Поэтому ее внедрению предшествует дифференциация ассортимента поставляемых товаров или производственных ресурсов с целью выделения наиболее значимых позиций, работа с которыми может дать максимальный эффект. В этом случае могут использоваться методы анализа АВС или ХUZ.
|
|
При описании формализованной процедуры снабжения, то говорим, что она может быть очень сложной, требующей больших затрат времени. В то же время она может быть дорогостоящей и излишне сложной, чтобы ее применять для каждой покупки, и конечно никто не захочет тратить полгода на покупку конвертов. С другой стороны, для совершения основных закупок требуется гораздо больше информации и гораздо более всесторонний анализ. Поэтому организации варьируют степень проработанности своих процедур по снабжению, учитывая типы закупаемых материалов. Говоря в целом, чем выше затраты на материалы и чем сложнее к ним требования, тем больше времени и усилий требуется сотрудникам отдела снабжения.
Часто организации устанавливают правила, определяющие порядок работы в ходе закупок, порой прибегая к процедурам ad hoc для приобретения дешевых видов продукции, используя простую автоматизированную процедуру для закупок стоимостью до 20 000 ф. ст., более сложную процедуру для закупок стоимостью до 150 000 ф. ст. и максимально глубокий анализ для закупок с более высокой стоимостью. Ван де Влие (Van de Vliet) описывает подобный подход в компании ЗМ, где объем действий по снабжению зависит от важности материалов:
для материалов, не относящихся к важным, обеспечивающих низкую прибыль и создающих небольшой риск при поставках, используются простые процедуры закупок;
материалы, отсутствие которых может вызвать затруднения в работе, а наличие обеспечивает низкую прибыль и создает более высокий риск при поставках, требуют установления долгосрочных контактов с альтернативными источниками, чтобы избежать потенциально возможных проблем;
стратегические материалы, обеспечивающие высокую прибыль, требуют заключения более формальных отношений с поставщиками на более долгий срок, возможно, создания объединений и партнерств.
После того как такие правила сформулированы, управленческая система контроля может вести мониторинг закупок и проверять, осуществляются ли они лучшим способом. Эта система позволяет отслеживать совершение закупок: насколько результат удовлетворяет, насколько усилия оказываются оправданными с точки зрения затрат и важности, насколько процедуру можно улучшить в будущем. Здесь есть важный момент — разница между повторными заказами и новыми. Если поставщик в течение долгого времени предоставляет качественные услуги, организация может отказаться от большей части цикла снабжения и минимально управлять будущими заказами, размещаемыми у этого поставщика. Размещение заказов становится рутинной операцией, и организация фактически только отправляет сообщение, в котором указывает, например, «отправьте следующий заказ такой же, как предыдущий». При нетрадиционных закупках организации приходится действовать более осторожно и прибегать к более широким действиям при выборе поставщика или формулировании условий закупки.
Необходимо выделить несколько типов заказов. Как правило, организации говорят о «размещении заказа», когда речь идет о товарах, но на получение услуг подписывают контракт или, если речь идет об оборудовании, то заключают соглашение о лизинге. Строго говоря, все эти термины описывают одни и те же понятия, хотя в правовом отношении здесь существуют различия. Например, при закупках материалов эти материалы остаются собственностью поставщика до тех пор, пока заказчик их полностью не оплатит, в то время как при кредитном финансировании собственность передается организации, отвечающей за обслуживание долга.
Наиболее общими являются:
Заказы на закупку используются в стандартном подходе к снабжению, описанном нами выше. Он выполняется в форме письма от одной организации другой, где в деталях указываются характеристики материалов, которые организация хочет закупить, и условия закупки. Как правило, такое письмо отправляется в ответ на расценки, полученные от квалифицированного поставщика, где указываются материалы, которые он может поставить, и условия торговли.
Общие заказы дают простую систему для закупки дешевых и стандартных товаров, например канцелярских. Организация размещает единый заказ на все материалы, которые ей потребуются в течение какого-то времени, скажем, года. После этого поставщик в течение всего установленного в заказе времени отправляет партии этих материалов по требованию.
Электронное снабжение использует электронный обмен данными или Интернет для упрощения закупок и заменяет бумажные процедуры электронными. Это быстрый и эффективный метод выполнения повторных и простых заказов.
Большинство организаций уже сегодня в той или иной форме пользуются электронным снабжением. По результатам ряда обзоров были сделаны выводы, что свыше 60% компаний в Великобритании к 2002 г. уже применяют этот вариант снабжения и что 80% европейских менеджеров ожидают, что в будущем он будет применяться очень широко. Укажем основные выгоды, обеспечиваемые электронным снабжением:
дает мгновенный доступ к поставщикам, расположенным в любой точке мира;
создает прозрачный рынок, на котором продукты легко доступны, а условия их получения приемлемы;
автоматизирует закупки, применяя стандартные процедуры;
существенно снижает время, необходимое для трансакций;
снижает затраты (как правило, на 12—15%);
интегрирует собственную информационную систему с аналогичными системами поставщиков.
Принципиально можно выделить два типа электронного снабжения; их обозначают В2В (когда одна структура бизнеса закупает материалы у другой структуры бизнеса) и В2С (когда у структуры бизнеса продукцию покупает конечный потребитель). Большинство из нас в большей мере знакомы с трансакциями В2С; совершая их, мы приобретаем книги, музыку, программное обеспечение или путешествия, применяя для этого веб-сайты. За период с 1999 по 2002 г. число покупателей через Интернет в США выросло с 2 млн до 6 млн. Тем не менее, многие из этих сайтов испытывают финансовые трудности, и время от времени отдельные «мыльные пузыри» лопаются; в печати довольно часто сообщают о банкротстве таких компаний. В 1996 г. консалтинговое агентство Anderson Consulting предсказывало, что «онлайновые» покупки вскоре составят в Великобритании 20% всех бакалейных товаров, однако к 2002 г. они все еще составляли меньше 1%.
Контракты подробно описывают соглашение между организацией и поставщиком; здесь точно указываются сферы ответственности, работы и услуги каждой из сторон, а также связанные с этим условия его выполнения. Многие организации используют контракты вместо заказов на закупку, если речь идет о долгосрочных услугах, например, подписывают контракт на поставку электроэнергии. Аналогично, организации подписывают контракт на выполнение какой-то конкретной работы; например, по условиям контракта строительная компания должна построить участок дороги определенной длины.
Субконтракт заключается когда, подписав контракт с организацией, поставщик может не выподшггъ все работы самостоятельно, а передать часть из них субподрядчику. При этом заключаются два соглашения: контракт между организацией и поставщиком и субконтракт между поставщиком и суб подрядчиком.i При выполнении крупных проектов может быть несколько уровней субподрядчиков.
Соглашения о лизинге и аренде в которых указываются условия получения материалов. Как правило, они касаются зданий и оборудования, которые будут возвращены владельцу спустя какое-то время, оговоренное в соглашении. Например, вы можете арендовать или взять в лизинг автомобиль, а когда закончите им пользоваться, вернете его собственнику.
Различные типы закупок позволяют предположить, что у снабжения есть еще одна проблема. Условий закупок может быть так много, что сопоставить их друг с другом может быть очень сложно. Допустим, вы покупаете какой-то стандартный товар, например, электроэнергию. Вам ее предлагают несколько конкурентов, поэтому лучшим из них для вас будет тот, кто предлагает ее по самой низкой цене. Однако часто существуют разные условия закупок. Если вам требуются телефонные услуги, все поставщики предлагают один и тот же продукт, но структура ценообразования, дисконтные скидки и специальные предложения могут существенно отличаться. В этом случае лучшим для вас поставщиком будет тот, кто предлагает наиболее выгодные для вас услуги. На практике помимо затрат могут быть и другие факторы, которые следует учитывать. Хилл (Hill) предполагает, что решение о закупках принимается в два этапа. На первом изучаются доступные продукты, и те, что удовлетворяют «квалифицирующим» критериям, вносятся в короткий список. Затем на основе качеств, «характерных для победителя», из общего списка выделяется лучший продукт. Затраты — это, скорее всего, только один из квалифицирующих критериев, но когда речь идет о типовом товаре, они обычно включаются в «характерные для победителя». Здесь очень важно соответствующее качество, и вот почему комплексное управление качеством утверждает, что самая низкая цена -вовсе не свидетельство лучшей сделки.
Ценообразование — очень сложный процесс. Разумеется, в долгосрочных интересах организации было бы неправильно заставлять поставщиков спускать цены нереально низко, поскольку в этом случае они выйдут из бизнеса, и в следующий раз, когда вам потребуются их материалы, окажутся недоступными. Некоторые супермаркеты в отдельных частях Европейского союза поддались давлению потребителей и снизили цены на продукты питания. Хотя это было выгодно покупателям (и, очевидно, населению), это также означало, что магазины могли меньше платить фермерам, выращивающим эти продукты. Если фермеры прекратят заниматься своим бизнесом, это окажет огромное давление на сельское население, больше придется полагаться на импортные продукты питания, что окажет свое влияние на торговый баланс и т.д. В целом, существуют четыре способа установления цены на материалы.
Прайс-листы, в которых поставщики указывают фиксированные цены. Например, издатели книг указывают цену продаж, которую, как они ожидают, установят розничные магазины. Они могут предоставить скидку по крупной или специальной закупке, но обычно при таком подходе организации устанавливают фиксированную цену.
Специальное предложение— поставщики назначают цены каждому заказчику, особенно на нестандартные материалы. Заказчик подает заявку на расценки, и поставщик сообщает свою цену и условия, которые он готов предложить.
Переговоры— при установлении цены и условий наблюдается определенная гибкость. Поставщик может сообщить свою цену, но готов в ходе переговоров ее изменить, если, скажем, другая сторона предложит повторные заказы. Анало-
гично, заказчики могут изменять цены или условия в ходе переговоров, если им требуются какие-то особые характеристики, например, быстрота доставки.
Цены на товарную продукцию. На такие товары, как нефть, кофе, золото или пшеница, цену, которую используют все поставщики, устанавливают рыночные силы. Вы можете видеть большое число подобных данных, скажем, на финан
совых фьючерсных рынках.
Вопросы для самоконтроля по теме 3
Что такое закупочная логистика? В чем особенность закупочной логистической системы?
Как в логистике должны строиться взаимоотношения c поставщиками?
Каким образом взаимодействуют закупочная логистика и маркетинг?
Как изменится организационная структура предприятия при использовании закупочной логистики и почему?
Какие задачи решает закупочная логистика?
Чем отличаются задачи закупочной логистики от задач традиционной системы снабжения?
В чем заключается сущность задачи «сделать или купить»?
В каких областях логистики решается задача «сделать или купить»?
В чем заключается задача «сделать или купить» в закупочной логистике?
Охарактеризуйте основные этапы выбора поставщика.
Каким образом можно снизить риск при выборе поставщика?