Основные вопросы, решаемые в процессе обеспечения предприятия материально-техническими ресурсами, представлены на рисунке 5-2. Это:
· что закупить
· сколько закупить
· у кого закупить
· на каких условиях закупить.
В логистической организации к этому перечню добавляются:
· как системно увязать закупки с производством и сбытом
· как системно увязать деятельность предприятия с поставщиками.
Обозначенный круг вопросов определяет состав задач закупочной логистики.
1. Определение потребности в материальных ресурсах. В процессе решения этой задачи: 1) определяются внутрифирменные потребители материальных ресурсов; 2) рассчитывается потребность в материальных ресурсах с детализацией требований по весу, размеру и др. параметрам, а также сервису поставок; 3)разрабатываются планы-графики и спецификации на каждую позицию номенклатуры или номенклатурные группы.
Довольно часто данная задача решается в сочетании с задачей «сделать или купить».
2. Исследование рынка закупок. В процессе решения этой задачи анализируется поведение рынка поставщиков, в том числе по рынкам заменителей и новым рынкам; проводится оценка источников закупок; анализируются риски выхода на конкретный рынок.
|
|
3. Выбор поставщиков. При этом осуществляется поиск информации о поставщиках, создание банка данных о поставщиках, выбор оптимального поставщика, оценка результатов работы с поставщиками.
4. Осуществление закупок. Проведение переговоров, оформление договоров. При этом осуществляется выбор метода закупок, разработка условий поставки и оплаты, организация транспортировки, графики поставки, экспедирование, таможенные операции (при необходимости).
5. Контроль поставок. Включает контроль качества поставок по количеству рекламаций и брака, отслеживание сроков поставки, сроков оформления заказа, сроков транспортировки, а также контроль состояния запасов материальных ресурсов.
6. Подготовка бюджета закупок. Представляют собой экономические расчеты, в том числе, по видам затрат: на выполнение заказа по видам материальных ресурсов, на транспортировку, экспедирование и страхование, на грузопереработку, по контролю за соблюдением условий договора поставки, на приемку и проверку материальных ресурсов, на поиск информации, а также расчеты издержек из-за дефицита материальных ресурсов.
7. Координация и системная увязка закупок с производством, сбытом, складированием и транспортированием, а также с поставщиками.
3.3 Задача «сделать или купить» в закупочной логистике
Задача «сделать или купить» заключается в принятии одного их двух альтернативных решений – делать комплектующее изделие самим, если это в принципе возможно, или закупать комплектующее у другого производителя. То же самое относится и к услуге.
|
|
Самостоятельное производство комплектующих снижает зависимость предприятия от колебаний рыночной конъюнктуры. Предприятие может устойчиво функционировать вне зависимости от рыночной ситуации. Собственное производство может быть более надежным, обеспечивать более полный контроль над поставками, выпускать продукцию, более соответствующую требованиям компании, иметь более короткое время выполнения заказов, использовать имеющиеся ресурсы и операции, добавляющие ценность, защитить собственные разработки, увеличить масштабы компании и т.д.
В то же время производитель, который специализируется на производстве комплектующих, скорее обеспечит их высокое качество и низкую себестоимость. Закупка материалов у внешних поставщиков может обеспечить выгоды специализации, предоставить доступ к опытным структурам, дать экономию на масштабах, сократить уровни запасов, снизить часть риска, обеспечить большую гибкость и т.д.
Поэтому, отказываясь от самостоятельного производства, предприятие получает возможность поднять качество и снизить себестоимость, но попадает при этом в зависимость от окружающей экономической среды. Риск потерь, обусловленный этой зависимостью, будет тем ниже, чем выше надежность поставок и чем более развиты в экономике логистические связи.
Кроме внешних, на предприятии могут действовать внутренние факторы, обуславливающие отказ от собственного производства:
· потребность в комплектующем изделии невелика;
· отсутствуют необходимые для производства мощности;
· отсутствуют кадры необходимой квалификации.
Решение в пользу собственного производства принимается, когда:
· потребность в комплектующем велика и устойчива;
· имеются все необходимые условия для производства (оборудование, персонал и т.п.).
Задача «сделать или купить» в логистике решается при закупках товарных ресурсов, при транспортировке грузов, при складировании и в др. случаях. В закупочной логистике эта задача означает выбор из следующих альтернатив:
· самостоятельно формировать ассортимент, закупая товарные ресурсы непосредственно у изготовителя;
· закупать товарные ресурсы у посредника, который специализируется на разукрупнении производственных партий, формировании широкого ассортимента и поставках его потребителям в скомплектованном виде.
Выбор в пользу закупок у посредника может быть обусловлен следующими причинами:
· возможность приобретения широкого ассортимента небольшими партиями. В результате сокращается потребность в запасах, складах, уменьшается объем договорной работы с изготовителями отдельных позиций ассортимента;
· цена товара у посредника ниже, чем у изготовителя. Например, предприятие реализует свою продукцию для мелкооптовых покупателей по цене 10 у.е., а для крупно оптовых – по 8 у.е. Даже при 12-5% наценке такой товар у посредника приобрести выгоднее;
· изготовитель товара сильно удален от потребителя. Обращение к близкому посреднику сократит транспортные расходы.
При принятии решений следует руководствоваться следующими тремя основными критериями:
- финансовыми, связанными с затратами;
- операционными, связанными с оперативностью, гибкостью, надежностью и т.д.;
- стратегическими, связанными с долгосрочными последствиями принимаемых решений для организации.
На практике выгоды аутсорсинга становятся все более очевидными, и все больше организаций с удовольствием концентрируются на выполнении только своих ключевых функций, а для получения нужных материалов используют специализированных поставщиков.