Задачи закупочной логистики

Основные вопросы, решаемые в процессе обеспечения предприятия материально-техническими ресурсами, представлены на рисунке 5-2. Это:

· что закупить

· сколько закупить

· у кого закупить

· на каких условиях закупить.

В логистической организации к этому перечню добавляются:

· как системно увязать закупки с производством и сбытом

· как системно увязать деятельность предприятия с поставщиками.

Обозначенный круг вопросов определяет состав задач закупочной логистики.

1. Определение потребности в материальных ресурсах. В процессе решения этой задачи: 1) определяются внутрифирменные потребители материальных ресурсов; 2) рассчитывается потребность в материальных ресурсах с детализацией требований по весу, размеру и др. параметрам, а также сервису поставок; 3)разрабатываются планы-графики и спецификации на каждую позицию номенклатуры или номенклатурные группы.

Довольно часто данная задача решается в сочетании с задачей «сделать или купить».

2. Исследование рынка закупок. В процессе решения этой задачи анализируется поведение рынка поставщиков, в том числе по рынкам заменителей и новым рынкам; проводится оценка источников закупок; анализируются риски выхода на конкретный рынок.

3. Выбор поставщиков. При этом осуществляется поиск информации о поставщиках, создание банка данных о поставщиках, выбор оптимального поставщика, оценка результатов работы с поставщиками.

4. Осуществление закупок. Проведение переговоров, оформление договоров. При этом осуществляется выбор метода закупок, разработка условий поставки и оплаты, организация транспортировки, графики поставки, экспедирование, таможенные операции (при необходимости).

5. Контроль поставок. Включает контроль качества поставок по количеству рекламаций и брака, отслеживание сроков поставки, сроков оформления заказа, сроков транспортировки, а также контроль состояния запасов материальных ресурсов.

6. Подготовка бюджета закупок. Представляют собой экономические расчеты, в том числе, по видам затрат: на выполнение заказа по видам материальных ресурсов, на транспортировку, экспедирование и страхование, на грузопереработку, по контролю за соблюдением условий договора поставки, на приемку и проверку материальных ресурсов, на поиск информации, а также расчеты издержек из-за дефицита материальных ресурсов.

7. Координация и системная увязка закупок с производством, сбытом, складированием и транспортированием, а также с поставщиками.

3.3 Задача «сделать или купить» в закупочной логистике

Задача «сделать или купить» заключается в принятии одного их двух альтернативных решений – делать комплектующее изделие самим, если это в принципе возможно, или закупать комплектующее у другого производителя. То же самое относится и к услуге.

Самостоятельное производство комплектующих снижает зависимость предприятия от колебаний рыночной конъюнктуры. Предприятие может устойчиво функционировать вне зависимости от рыночной ситуации. Собственное производство может быть более надежным, обес­печивать более полный контроль над поставками, выпускать про­дукцию, более соответствующую требованиям компании, иметь бо­лее короткое время выполнения заказов, использовать имеющиеся ресурсы и операции, добавляющие ценность, защитить собствен­ные разработки, увеличить масштабы компании и т.д.

В то же время производитель, который специализируется на производстве комплектующих, скорее обеспечит их высокое качество и низкую себестоимость. Закупка материалов у внешних поставщиков может обес­печить выгоды специализации, предоставить доступ к опытным структурам, дать экономию на масштабах, сократить уровни запа­сов, снизить часть риска, обеспечить большую гибкость и т.д.

Поэтому, отказываясь от самостоятельного производства, предприятие получает возможность поднять качество и снизить себестоимость, но попадает при этом в зависимость от окружающей экономической среды. Риск потерь, обусловленный этой зависимостью, будет тем ниже, чем выше надежность поставок и чем более развиты в экономике логистические связи.

Кроме внешних, на предприятии могут действовать внутренние факторы, обуславливающие отказ от собственного производства:

· потребность в комплектующем изделии невелика;

· отсутствуют необходимые для производства мощности;

· отсутствуют кадры необходимой квалификации.

Решение в пользу собственного производства принимается, когда:

· потребность в комплектующем велика и устойчива;

· имеются все необходимые условия для производства (оборудование, персонал и т.п.).

Задача «сделать или купить» в логистике решается при закупках товарных ресурсов, при транспортировке грузов, при складировании и в др. случаях. В закупочной логистике эта задача означает выбор из следующих альтернатив:

· самостоятельно формировать ассортимент, закупая товарные ресурсы непосредственно у изготовителя;

· закупать товарные ресурсы у посредника, который специализируется на разукрупнении производственных партий, формировании широкого ассортимента и поставках его потребителям в скомплектованном виде.

Выбор в пользу закупок у посредника может быть обусловлен следующими причинами:

· возможность приобретения широкого ассортимента небольшими партиями. В результате сокращается потребность в запасах, складах, уменьшается объем договорной работы с изготовителями отдельных позиций ассортимента;

· цена товара у посредника ниже, чем у изготовителя. Например, предприятие реализует свою продукцию для мелкооптовых покупателей по цене 10 у.е., а для крупно оптовых – по 8 у.е. Даже при 12-5% наценке такой товар у посредника приобрести выгоднее;

· изготовитель товара сильно удален от потребителя. Обращение к близкому посреднику сократит транспортные расходы.

При принятии решений следует руковод­ствоваться следующими тремя основными критериями:

  1. финансовыми, связанными с затратами;
  2. операционными, связанными с оперативностью, гибкостью, надежностью и т.д.;
  3. стратегическими, связанными с долгосрочными последстви­ями принимаемых решений для организации.

На практике выгоды аутсорсинга становятся все более очевид­ными, и все больше организаций с удовольствием концентриру­ются на выполнении только своих ключевых функций, а для по­лучения нужных материалов используют специализированных поставщиков.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: