Учет материально-производственных запасов

ТЕМА

1. ПОНЯТИЕ МАТЕРИАЛЬНО-ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ЗАПАСОВ, ИХ КЛАССИФИКАЦИЯ

Под производственными запасами п онимают различ­ные вещественные элементы производства, использу­емые в качестве предметов труда в производственном про­цессе.

Они целиком потребляются в каждом производ­ственном цикле и полностью переносят свою стоимость на стоимость производимой продукции.

В зависимости от той роли, которую играют разнооб­разные производственные запасы в процессе производ­ства, их подразделяют на следующие группы: сырье и ос­новные материалы, вспомогательные материалы, покуп­ные полуфабрикаты, отходы (возвратные), топливо, тара и тарные материалы, запасные части, инвентарь и хозяй­ственные принадлежности.

2. ОЦЕНКА МАТЕРИАЛЬНО-ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ЗАПАСОВ

В соответствии с ПБУ 5/01 «Учет материально-произ­водственных запасов» материально-производственные запасы (МПЗ) принимаются к бухгалтерскому учету по фактической себестоимости.

Определение фактической себестоимости материаль­ных ресурсов, списываемых на производство, разрешает­ся производить следующими методами оценки запасов:

• по себестоимости каждой единицы;

• по средней себестоимости;

• по себестоимости первых по времени закупок (метод ФИФО).

Применение одного из этих методов по виду (группе) запасов производится исходя из допущения последова­тельности применения учетной политики.

При отпуске материалов по себестоимости каждой единицы исчисляется себестоимость единицы МПЗ.

Средняя себестоимость определяется по каждому виду запасов как частное от деления общей стоимости вида запасов на их количество.

При методе ФИФО применяют правило: первая партия на приход — первая в расход.

Это означает, что независи­мо от того, какая партия материалов отпущена в произ­водство, сначала списывают материалы по цене (себесто­имости) первой закупленной партии, затем по цене вто­рой партии и т.д. в порядке очередности, пока не будет получен общий расход материалов за месяц.

3. ДОКУМЕНТАЛЬНОЕ ОФОРМЛЕНИЕ ДВИЖЕНИЯ МАТЕРИАЛЬНО- ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ЗАПАСОВ

1. Документальное оформление поступления материально-производственных запасов.

Рас­четные и другие документы, связанные с поступлением материалов, направляют в бухгалтерию, где проверяют правильность их оформления, и после этого передают от­ветственному исполнителю по снабжению.

В отделе снабжения ведут журнал у чета поступающих грузов. Проверенные платежные требования из отдела снабжения передают в бухгалтерию, а квитанции транс­портных организаций — экспедитору для получения и доставки материалов.

Экспедитор принимает на станции прибывшие мате­риалы по количеству мест и массе. В случае обнаружения недостачи мест или массы, повреждения тары, порчи ма­териалов составляют коммерческий акт, который служит основанием для предъявления претензий к транспортной организации или поставщику.

Для получения материалов со склада иногородних поставщиков экспедитору выдаются наряд и доверенность, в которых указывают перечень материалов, подлежащих получению. При приемке материалов экспедитор произ­водит не только количественную, но и качественную приемку. Принятые на склад материалы оформляют при­ходными ордерами. Приходный ордер подписывают заве­дующий складом и экспедитор.

В тех случаях, когда количество и качество прибывших на склад материалов не соответствуют данным счета по­ставщика, приемку материалов производит комиссия с оформлением акта о приемке материалов, который служит основанием для предъявления претензии поставщику.

Если перевозку материалов осуществляют автотранс­портом, то в качестве первичного документа применяют товарно-транспортную накладную.

Поступление на склад материалов собственного изго­товления, отходов производства, материалов, оставшихся от ликвидации основных средств, и др. оформляют одно- или многострочными требованиями-накладными, которые выписывают цехи-сдатчики в двух экземплярах.

Материалы, полученные от разборки и демонтажа объектов основных средств, приходуются на основании акта об оприходовании материальных ценностей.

2.Документальное оформление расхода материальных за­пасов.

Материалы отпускают со склада организации на производственное потребление, хозяйственные нужды, на сторону, для переработки и в порядке реализации из­лишних и неликвидных запасов.

Порядок документаль­ного оформления отпуска материалов зависит прежде всего от организации производства, направления расхода и периодичности отпуска материалов.

Расход материалов, отпускаемых в производство и на другие нужды, ежедневно оформляют лимитно-заборными картами. Они выписываются в двух или трех экземпля­рах на один или несколько видов материалов и, как прави­ло, сроком на один месяц. Один экземпляр лимитно-за­борной карты вручают цеху-получателю, другой — складу, третий направляют в бухгалтерию. Кладовщик записыва­ет количество отпущенного материала и остаток лимита в обоих экземплярах карты и расписывается в карте цеха-получателя. Представитель цеха расписывается в получении материалов в карте, находящейся на складе.

Отпуск материалов со складов производят в пределах установленного лимита. Сверхлимитный отпуск материалов и замену одного материала другим (при отсутствии на
складе) оформляют выпиской отдельного требования-накладной на замену (дополнительный отпуск) материалов. При замене в лимитно-заборной карте заменяемого материала делают запись: «Замена, смотри требование №___________________________» и уменьшают остаток лимита. Не использованные в произ­водстве и возвращенные на склад материалы записывают в лимитно-заборную карту без составления каких-либо дополнительных документов.

Если материалы со склада отпускаются нечасто, то от­пуск оформляют одно- или многострочными требования­ми-накладными на отпуск материалов, которые выписы­ваются цехом-получателем в двух экземплярах: первый, с распиской кладовщика, остается в цехе, второй, с рас­пиской получателя, — у кладовщика.

Для учета движения материалов внутри организации также применяются одно- или многострочные требова­ния-накладные.

Отпуск материалов сторонним организациям или хо­зяйствам своей организации, расположенным за ее пре­делами, оформляют накладными на отпуск материалов на сторону, которые выписывает отдел снабжения в двух эк­земплярах на основании нарядов, договоров и других документов.

При перевозке материалов автотранспортом применя­ют товарно-транспортную накладную.

Списание материалов (вследствие невозможности их использования) оформляют актом на списание материа­лов, который составляется специально созданной комис­сией с участием материально ответственного лица.

Вместо первичных документов по расходу материала можно использовать карточки учета материалов. С этой целью представители цехов-получателей расписываются в получении материалов в самих карточках.

В установленные дни документы по приходу и расходу материалов сдают в бухгалтерию организации по реестру приемки-сдачи документов, составленному в двух экземплярах: первый сдается в бухгалтерию под расписку бухгалтера на втором экземпляре, а второй остается на складе.

4. СИНТЕТИЧЕСКИЙ УЧЕТ МАТЕРИАЛЬНО-ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ЗАПАСОВ

Для учета материально-производственных запасов применяют следующие синтетические счета:

• 10 «Материалы»;

• 11 «Животные на выращивании и откорме»;

• 14 «Резервы под снижение стоимости материальных ценностей»;

• 15 «Заготовление и приобретение материальных цен­ностей»;

• 16 «Отклонение в стоимости материальных ценностей»;

• 41 «Товары»;

• 43 «Готовая продукция»;

• забалансовые счета 002 «Товарно-материальные цен­ности, принятые на ответственное хранение», 003 «Материалы, принятые в переработку», 004 «Товары, принятые на комиссию».

К счету 10 «Материалы» могут быть открыты субсчета:

1.«Сырье и материалы»;

2.«Покупные полуфабрикаты и комплектующие изде­лия, конструкции и детали»;

3.«Топливо»;

4.«Тара и тарные материалы» и др. (они указаны в пла­не счетов).

На синтетических счетах учет материальных ценнос­тей ведут по фактической себестоимости или по учетным ценам.

Внутри каждой из перечисленных групп материаль­ные ценности подразделяют на виды, сорта, марки, типо­размеры. Каждому наименованию, сорту, размеру при­сваивают краткое числовое обозначение (номенклатур­ный номер) и записывают его в специальный реестр, который называют номенклатурой-ценником. В номенк­латуре-ценнике указывают также твердую учетную цену и единицу измерения материалов.

Информация, содержащаяся в номенклатурах-ценни­ках, относится к условно-постоянной. Она записывается на машинные носители и многократно используется для получения необходимых выходных данных.

При учете материалов по фактической себестоимости в дебет материальных счетов относят все расходы по их приобретению.

При поступлении материалов дебетуют счет 10 «Мате­риалы» и кредитуют счета:

• 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» — на стоимость поступивших материалов по ценам постав­щиков со всеми наценками сбытовых и снабженческих организаций и транспортно-заготовительными расхо­дами;

• 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» — на стоимость услуг, оплачиваемых чеками транспорт­ным (железнодорожным и водным) организациям;

• 71 «Расчеты с подотчетными лицами» — на стоимость материалов, оплаченных из подотчетных сумм;

• 20 «Основное производство» — на стоимость возврат­ных отходов;

• другие счета.

Материальные ценности, полученные от разборки списанных основных средств, и излишки материалов, выявленные при инвентаризации, оценивают по рыноч­ной стоимости и приходуют по дебету счета 10 с кредита счета 91 «Прочие доходы и расходы».

Материалы, полученные по договору дарения и без­возмездно, принимаются на учет по рыночной стоимости по дебету счета 10 с кредита счета 98 «Доходы будущих периодов». По мере списания безвозмездно полученных материалов на счета учета затрат и по другим причинам выбытия (на счета 20, 23, 25, 26, 97 и др. с кредита счета 10) их стоимость списывается со счета 98 в кредит счета 91.

Отпущенные в производство и на другие нужды мате­риалы списывают с кредита материальных счетов в дебет соответствующих счетов издержек производства и на дру­гие счета в течение месяца по учетным ценам. При этом составляют следующую бухгалтерскую проводку:

Дебет счета 20 «Основное производство» (материалы от­пущены основному производству);

Дебет счета 23 «Вспомогательные производства» (мате­риалы отпущены вспомогательным производствам);

Дебет других счетов в зависимости от направления рас­ходов материалов (25, 26 и др.);

Кредит счета 10 «Материалы» или других счетов по учету материалов.

Проданные материалы списывают с кредита счета 10 в дебет счета 91 «Прочие доходы и расходы». По дебету сче­та 91 отражают также расходы, связанные с продажей материалов, и сумму НДС по проданным материалам.

При списании материалов (вследствие непригоднос­ти) они списываются со счета 10 «Материалы» в дебет счета 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей».

Стоимость материалов по учетным ценам между раз­личными счетами издержек производства и другим на­правлениям выбытия материалов распределяют на осно­вании ведомости распределения материалов, которую составляют по данным первичных документов о расходе материалов.

По истечении месяца определяют разницу между фактической себестоимостью израсходованных материалов и стоимостью их по учетным ценам.

Разницу списывают на те же счета затрат, на которые были списаны материалы по учетным ценам (счета 20, 23, 25, 26 и др.).

При этом
если фактическая себестоимость выше учетной цены, то разницу между ними списывают дополнительной бухгалтерской проводкой, обратную же разницу (что возможно при использовании в качестве учетной цены плановой себестоимости материалов) — способом «красное сторно»,
т.е. отрицательными числами.

Отклонения фактической себестоимости материалов от стоимости их по учетным ценам распределяют между израсходованными и оставшимися на складе материалами пропорционально стоимости материалов по учетным ценам.

С этой целью определяют процентное отношение отклонений фактической себестоимости материалов от учетной цены и найденное отношение умножают на стоимость отпущенных и оставшихся материалов по учет­ным ценам.

При синтетическом учете материальных ценностей по учетным ценам дополнительно используют счета 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей» и 16 «Отклонение в стоимости материальных ценностей».

Счет 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей» предназначен для учета заготовления и приобретения материальных ценностей, относящихся к средствам в обороте (материалы, животные на выращивании и откорме, товары).

В дебет счета 15 относят покупную стоимость материальных ценностей и другие расходы по приобретению материалов с кредита счетов 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»,23 «Вспомогательные производства», 71«Расчеты с подотчетными лицами» и др. в зависимости от того откуда поступили материальные ценности, от характера расходов по заготовке и доставке материальных ценностей в организацию.

Материально-производственные запасы, фактически поступившие в организацию, списывают по учетным це­нам с кредита счета 15 в дебет счетов 10 «Материалы», 11 «Животные на выращивании и откорме» и 41 «Товары».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: